Доклад на районном семинаре

Министерство образования и науки по РБ
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
Методический семинар по теме:
«Система оценивания УУД учащихся начальной и средней школы».
Доклад по теме: «Накопительная система оценивания. Портфолио.»
Подготовила: учительница начальных классов
Доржиева В.Д.
2015-2016 учебный год.
Введение
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибальной шкалы отметок. Процесс оценивания может осуществляться в виде количественного показателя (отметка, баллы) и качественного показателя (словесное высказывание о процессе и результате работы, эмоциональная реакция). Оценка достижения требований стандарта сводится к оценке достижения требований планируемых результатов. Нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижения требований стандарта к результатам основного общего образования служат совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.
Одним из ориентиров качественного обновления оценки является технология портфолио. Об этом говорится в Стандартах второго поколения «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. 1 часть».
1слайд
Портфолио в широком смысле этого слова - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, относящих его к разряду истинные индивидуализированных оценок ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств содержит более объективные данные, показывающие факты всесторонней деятельности учащихся: это участие в различных конкурсах, олимпиадах, спортивные достижения, участие в соц. практике и т.д. и снижают влияние предвзятого отношения учителя к ребенку.
2слайд

Портфолио ученика начальной школы
Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен». Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
3слайд
Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.
Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".
4 слайд
Через портфолио возможно оценивание учащегося, не сравнивая его с другими детьми. Решая ряд важных педагогических задач:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной, самаоценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
►Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Таким образом, традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества.
5 слайд
Для чего это нужно?6,7 слайд
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Работая с портфолио, 8 слайд.
школьник:
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- видеть своё продвижение.
Учитель:
- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;
- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;
- делает оценку работы оптимистичной.
9 слайдМатериал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного(т.е. “подлинное, оценивание реальных достижений обучающихся базируется на стандартах обучения, построено на концепции компетентности и на конечных результатах образования), одной из важных задач которой является быстрое и надежное оценивание знаний ученика.) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
10 слайд -15 слайда Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов пусть придумывают сами дети.
16 слайд. Они остановились на следующих разделах:
♦ Мой мир. Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Это может быть
- "Мое имя"17 слайд - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья"18- 19 слайда - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье или родословное дерево.
"Мои друзья"20 слайд - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения"21-22 слайд - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Мои любимые школьные предметы" 23-24 слайд - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Моя общественная работа 25-26 слайд Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
27-28 слайд Мое творчество В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
29 слайд Мои впечатления В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления
30 слайд мои достиженияЗдесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Роль классного руководителя, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
31 слайд В конце учебной четверти, полугодия или года учащийся может презентовать содержание своего портфолио на родительском собрании или классном собрании или на конференции и т.п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.
32- слайд33 Например мальчик Слава имеющий дефект речи имел скорость чтения на начало 2 класс 23 слова, ни как немог повысить свой темп чтения, что естественно его удручало, но систематичная работа с текстом по ФГОС позволила значительно увеличить темп чтения, когда мальчик увидел свои результаты и объективно сравнивая с результатами своих друзей. На данное время он читает 50-55 слов. Системная работа с портфолио мне, как учителю предметнику помогает объективно оценить учащегося, что позволило снизить неуспеваемость в классе.
Библиографический список.
Абдуллина О.А. Высшее образование в России// Мониторинг и стандарты в образовании. – № 3, 1998.
Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Голубев Н.К., Битинас. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.
Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – № 4, 2001
Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы)// Педагогическая психология. – №1, 2006
Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002
Лях Т.И. Удовлетворение образовательным процессом как одно из направлений педагогического мониторинга// Практический психолог. – № 4, 1998.
Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005
Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя (Сборник методических материалов для директоров и заместителей директора учебных заведений). – М.: ОЦ “Педагогический поиск”, 1998.
Новикова Т.., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. – №1, 2007
Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005
Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы.// Народное образование. – №2, 2007
Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.
Эверт Н. Критерии мастерства учителя.// Директор школы. – № 1(25), 1997.