Рабочая программа по ПМ 05 Выполнения работ по профессии Оператор технологических установок

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
« ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНи»


Утверждаю
Заместитель директора по учебно-
производственной работе
(руководитель технического профиля)
_______________ Колосов В.В..
« 30 » июня 2016 г.

Заместитель директора по учебно-
производственной работе
(руководитель технического профиля)
_______________ Колосов В.В..
« _____» _____________ 20__ г.

Заместитель директора по учебно-
производственной работе
(руководитель технического профиля)
_______________ Колосов В.В..
« _____» _____________ 20__ г.




Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ
ОПЕРАТОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

профессиональный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:
____________________________________________________________
18.02.09. Переработка нефти и газа
____________________________________________________________
специальности














Сызрань, 2016 г.

ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией Переработка нефти и газа. Экология Протокол № от «___» _____ 20 г.
Председатель ПЦК
___________ / _Мокеева В.В. /
(подпись) (Ф.И.О.)



Протокол № от «___» ______ 20 г.
Председатель ПЦК
____________ / _____________ /
(подпись) (Ф.И.О.)



Протокол № от «___» ______ 20 г.
Председатель ПЦК
____________ / ____________ /
(подпись) (Ф.И.О.)



Автор
___________ /_Пирогова Г.Н./
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» __________ 20 г.




Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: _________________ Барабанова Л.Н., методист технического профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза: _________________ Копылкова Л.П., заведующий отделом по учебной работе технического профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»

Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: _______________Макаров А.К. главный инженер АО Сызранский НПЗ.

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1.
Паспорт рабочей программы профессионального модуля

4-6

2.
Результаты освоения профессионального модуля

7

3.
Структура и содержание профессионального модуля

8-16

4.
Условия реализации профессионального модуля

17-19

5.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
20-22

6.
Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу профессионального модуля
23































ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05 Выполнение работ по профессии оператор технологических установок

1.1.Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии оператор технологических установок и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.
2. Контролировать качество и расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно – энергетических ресурсов.
3. Осуществлять техническое обслуживание оборудования, трубопроводов, арматуры и коммуникаций.
4. Проводить подготовку к ремонту оборудования и сдачу его в ремонт.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2.Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
ведения технологического процесса переработки нефти, нефтепродуктов, газа, в соответствии с установленным режимом;
регулирования параметров технологического процесса подачи сырья, реагентов, топлива, газа, воды, электроэнергии на обслуживаемом участке;
технического обслуживания и ремонта оборудования;
проведения слесарных работ;
уметь:
вести технологический процесс и наблюдение за работой оборудования на установках III категории по переработке нефти и нефтепродуктов;
предупреждать и устранять отклонения процесса от заданного режима;
осуществлять пуск, остановку установки и выводить ее на режим;
контролировать эффективность работы оборудования;
обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса;
подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера;
обеспечивать соблюдение параметров технологического процесса;
осуществлять контроль за образующимися при производстве продукции отходами, сточными водами, выбросами в атмосферу, методами утилизации и переработки;
вести техническую документацию;
выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования;
проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования, трубопроводов, арматуры и коммуникаций, пользоваться слесарным инструментом;
проводить подготовку к работе основного и вспомогательного оборудования, трубопроводов, коммуникаций;
обеспечивать выполнение правил безопасности труда, промышленной санитарии;
соблюдать правила пожарной и электрической безопасности;
осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации производственного объекта;
знать:
технологические процессы, схемы и карты обслуживаемых установок;
назначение, устройство, конструкцию оборудования установки, правила их безопасной эксплуатации;
принцип действия контрольно-измерительных приборов;
факторы, влияющие на ход процесса и качество выпускаемой продукции;
технологический регламент установки, технологию получения нефтепродуктов;
схему снабжения сырьем, топливом, паром, воздухом, инертным газом;
правила пуска, эксплуатации и остановки технологической установки, возможные неисправности в работе оборудования и способы их устранения;
основные закономерности химико-технологических процессов;
технологические параметры процессов, правила их измерения;
факторы, влияющие на ход технологического процесса;
систему противоаварийной защиты;
правила безопасной эксплуатации производства;
охрану труда;
государственные стандарты, предъявляемые к качеству сырья и готовой продукции;
правила оформления технической документации;
классификацию, устройство и принцип действия основного технологического оборудования;
систему и технологию технического обслуживания, ремонта оборудования;
слесарное дело;
технические условия на ремонт и испытания, порядок сдачи в эксплуатацию объекта;
слесарные инструменты для проведения ремонта;
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего - 624 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 464 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 320 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 160 часов;
производственной практики - 144 часа.















РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по профессии рабочего Оператор технологических установок, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 5.1.
Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов

ПК 5.2.
Контролировать качество и расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно – энергетических ресурсов

ПК 5.3.
Осуществлять техническое обслуживание оборудования, трубопроводов, арматуры и коммуникаций

ПК 5.4.
Проводить подготовку к ремонту оборудования и сдачу его в ремонт

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7
Брать на себя ответственность за результаты выполнения задания

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации











3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего Оператор технологических установок»

Коды профессиональных компетенций
Наименование разделов профессионального модуля
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)
Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося, часов
Учебная,
часов
Производственная (по профилю), часов




Всего, часов
В т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
В т.ч. курсовая работа (проект),
часов
Всего, часов
В т.ч. курсовая работа (проект), часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 5.1.
Раздел 1. Контролирование и регулирование технологического режима с использованием средств автоматизации и результатов анализов.
239
160
86

75

-
-

ПК 5.2.
Раздел 2. Контролирование качества и расхода сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно – энергетических ресурсов.
148
50
19

30

-
72

ПК 5.3.
Раздел 3. Осуществление технического обслуживания оборудования, трубопроводов, арматуры и коммуникаций.
96
64
34

30

-
-

ПК 5.4.
Раздел 4. Подготовка к ремонту оборудования и сдача его в ремонт.
141
46
21

25

72
-


Производственная практика (по профилю специальности), часов
72

72


Всего:
624
320
160
-
160
-
72
72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Раздел




ПМ 1. Контролирование и регулирование технологического режима с использованием средств автоматизации и результатов анализов.

235


МДК 05.01. Ведение технологического процесса нефтепереработки.

160


Тема 1.1. Классификация нефтей и нефтепродуктов.
Содержание
4



1. Технологическая классификация нефтей. Товарная классификация нефтепродуктов




2. Свойства и применение нефтепродуктов.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
2



1. Определение и составление шифра нефти



Тема 1.2. Технология переработки нефти.
Содержание
12



1. Основные направления переработки нефти




2. Классификация технологических процессов переработки.




3. Основные стадии производства нефтепродуктов.




4.Теоретические основы переработки нефти.




5.Основные закономерности химико-технологических процессов на установках III категории.




6.Технологические параметры процессов




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено


Тема 1.3. Способы регулирования технологических параметров процессов на установках III категории.
Содержание
42



1.Нефть. Подготовка нефти к переработке




2.Процесс первичной переработки нефти




3.Процесс термического крекинга.




4.Процесс каталитического крекинга.




5.Процесс каталитического риформинга.




6.Процесс каталитической гидроочистки.




7.Процесс каталитической изомеризации.




8.Процесс гидрокрекинга.




9.Правила измерения параметров технологического процесса.




10.Назначение, место установки, принцип действия КИП и А.




11.Правила технической эксплуатации КИП и А.




12.Методы регулирования технологического процесса.




13.Ручное и автоматическое регулирование процесса.




14.Правила перехода с автоматического регулирования на ручное и наоборот.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
70



1.Вычерчивание схем подготовки нефти к переработке.




2.Вычерчивание поблочных схем первичной переработки нефти.




3.Вычерчивание схем процесса термического крекинга.




4.Вычерчивание схем процесса каталитического крекинга.




5.Вычерчивание схем процесса каталитического риформинга.




6.Вычерчивание схем процесса каталитической гидроочистки.




7.Вычерчивание схем процесса каталитической изомеризации.




8.Вычерчивание схем процесса гидрокрекинга




9.Изучение способов регулирования технологических параметров технологических процессов на установках III категории.



Тема 1.4 Правила пуска, остановки и вывода на технологический режим установок III категории.
Содержание
8



1.Правила подготовки к пуску технологического оборудования.




2.Правила пуска технологического оборудования.




3.Правила вывода на технологический режим оборудования установки.




4.Правила остановки технологического оборудования.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
12



1. Отработка приёмов пуска и остановки технологической установки на тренажерной установке



Тема 1.5. Организация рабочего времени оператора технологических установок III категории
Содержание
8



Правила организации рабочего места оператора технологических установок.




Подготовка рабочего места, инструментов для проведения разборки, ремонта и сборки аппаратов, трубопроводов и арматуры.




Правила приёма и сдачи смены.




Организация рабочего времени оператора технологических установок.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
2



1. Изучение внутреннего распорядка предприятия



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Составление тестов по изученным темам, логических цепочек;
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов;
Изучение устройства и принципа действия тарельчатых колонн
Изучение устройства и принципа действия насадочных колонн
Изучение устройства и принципа действия реакторов
75


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Определение параметров, способствующих отклонению от технологического режима.
Изучение правил пуска и остановки технологического оборудования в зимнее время.



Раздел ПМ 2. Контролирование качества и расхода сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно – энергетических ресурсов.

152


МДК 05.01. Ведение технологического процесса нефтепереработки.

50


Тема 2.1 Отбор проб нефтепродуктов на анализ и методы физико-химического анализа нефтепродуктов.
Содержание
4



1. Правила и способы отбора проб нефтепродуктов на анализ. Устройство пробоотборников.




2. Методы физико-химического анализа нефтепродуктов.




Лабораторные работы
8



1. Отбор проб нефти и нефтепродуктов




2. Проведение анализа нефтепродуктов на содержание воды




Практические занятия
не предусмотрено


Тема 2.2. Методы и средства контроля качества сырья, полупродуктов и готовой продукции
Содержание
8



1.Государственные стандарты, предъявляемые к качеству сырья и готовой продукции.




2.Методы контроля качества сырья, полупродуктов и готовой продукции.




3.Средства контроля качества сырья. полупродуктов и готовой продукции.




4.Виды брака, причины его появления и способы устранения.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено


Тема 2.3. Подготовка сырья, реагентов и оборудования к ведению технологического процесса на установках III категории.
Содержание
4



1.Нормы расхода сырья, реагентов и энергоресурсов.




2.Правила учета количества вырабатываемой продукции.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено


Тема 2.4. Основное и вспомогательное оборудование на установках III категории

Содержание
15



1.Аппаратурное оформление технологических процессов.




2.Общезаводское хозяйство НПЗ.




3.Классификация, устройство и принцип действия основного и вспомогательного оборудования.




4.Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования.




5.Правила безопасной эксплуатации технологического оборудования и КИП и А.




Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
11



1. Изучение схемы работы основного технологического оборудования установок III категории



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Составление тестов по изученным темам, логических цепочек;
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов;
Изучение стандартов и ГОСТов на сырье и получаемую продукцию.
По