ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ


ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
WAYS OF INTERACTION OF PARENTS WITH CHILDREN WITH SUICIDE BEHAVIOUR
Аннотация: В данной статье, автор исследует суицидальное поведение подростков; рассматривает характерные признаки в поведении ребенка и разрабатывает рекомендации родителям в предотвращении детско-подросткового суицида.
Abstract. In given article, the author investigates suicide behaviour of teenagers; considers characteristic signs in behaviour of the child and develops recommendations to parents in prevention of a detsko-teenage suicide.
Ключевые слова: детско-подростковый суицид, суицидальное поведение, подростковый возраст, самоубийство, суицидальные попытки, причины суицидального поведения.
Keywords: Detsko-teenage suicide, suicide behaviour, teenage age, suicide, suicide attempts, the reasons of suicide behaviour.
В настоящее время пристальное внимание специалистов-практикантов, психологов, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и подростковых суицидов.
Изучением суицидального поведения занимались А.Г. Абраумова, Зигмунд Фрейд (1916), Л.А. Прозоров, И.В. Конанчук, Р. Шпиц, В.К. Хорошко, Е.Г. Тройнина (1983) и др.
Подростки так часто совершают суицидальные попытки, что многие исследователи называют уже суицидальное поведение типично подростковой девиацией.
Согласно статистическим данным, пик суицидальной активности определяется на протяжении человеческой жизни дважды: в подростковом возрасте и в период инволюции.
В ряде основных причин суицидального поведения подростков выступают внутрисемейные конфликты, пристрастие к психоактивным веществам (наркотикам, алкоголю), ранняя половая жизнь (расставание с любимым человеком, нежеланная беременность), некорректное поведение одноклассников (сверстников), педагогов. Наиболее часто встречаются проявления психического насилия, (запугивание, унижение, оскорбительные наказания и т.п.).
Нами разработаны рекомендации родителям, в предотвращении суицида своих детей:
Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
Принимайте решения совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоятельные решения. Предоставьте право выбора, чтобы подросток реально почувствовал, что он волен са выбирать из нескольких возможностей решения «проблемы».
Не предъявляйте ребенку непосильных требований. Нельзя о него ожидать того, что он не в силах сделать.
Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал Ваш ребенок? Чем Вы можете помочь ему в этой ситуации? Как поддержать его?
Интересуйтесь жизнью ребенка, его увлечения, переживаниями. Будьте другом своему ребенку, чтобы он смог доверять Вам и делиться своими проблемами.
Более чем в половине случаев имеет место в суицидальном поведение подростков и физическое насилие (проявление жестокости). Всем родителям необходимо знать признаки суицидального поведения: дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление и недомогание, становятся раздражительными, плаксивыми, замкнутыми, недовольны собой. Прежние увлечения охвачены «погребальной» тематикой. Это может проявляться в играх, инициирующих погребение домашних животных, игрушек, рисунках (изображение крестов, могил, гробов, с использованием в изображениях черного цвета, в паталогическом фантазировании о собственной смерти.Как правило, подростки, решившиеся на самоубийство, делают это не потому, что хотят смерти, а просто потому, что не видят иного выхода из ситуации. И именно поэтому, всем нам так важно быть чуткими к чувствам живущих рядом с нами людей. Почти наверняка, те проблемы, которые подростку в состоянии глубокого душевного кризиса представляются неразрешенными, взрослым таким не кажутся. И, может быть, своевременная помощь, «понимание», любовь, будет достаточной, чтобы спасти жизнь.
Литература:
Акутина С.П. К проблеме социально-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками группы риска/ С.П. Акутина, Е.М. Гроздова // Актуальные проблемы профилактики и коррекции школьной дезадаптации и девиантного поведения обучающихся в контексте модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сборник (19 июня 2014 г.)/ Под ред. Т.Т. Щелиной. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 385 с.; авт. 342-348 с.
Александров А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61.
Дацун Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся // Химия в школе. – 2006. - №6. – С.63-66.
Фалькович Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. – Москва: Вако, 2008. – С. 152-15.
Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во: Айрис - пресс, 2004. 94 с.