Выступление на районном семинаре на тему «Развитие познавательной деятельности на уроках физики»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
д. Б. Шумаково
Выступление на районном семинаре по теме:
«Развитие познавательной деятельности на уроках физики»
Учитель физики Талдыкина Л.Ю.
2017 год
Проблеме изучения познавательного интереса всегда уделялось и уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Научный подход к проблеме познавательного интереса впервые осуществил Я.А. Коменский, который считал, что нужно возбуждать у школьников серьезную любовь к предмету, доказывать его превосходство и приятность. Опираясь на стойкий познавательный интерес, школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их ум, сердце и руки (И.Г. Песталоцци). Значимость познавательного интереса осознавали такие классики западной педагогики А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, которые считали познавательный интерес важнейшим средством привития любви к познанию.  А.С. Макаренко большое значение в развитии интереса придавал личности учителя, его педагогическому мастерству, авторитету. Большое внимание к теме познавательного интереса уделялось отечественными педагогами-исследователями (Ю.К. Бабанский, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков и др.). Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма обучающихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.
Работа учителя по формированию знаний будет наиболее эффективной, а качество знаний обучающихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
        В современной педагогике существуют различные методы стимуляции познавательных интересов обучающихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации. По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения физики Н.Ю. Самсоновой выделено три уровня его развития: низкий, средний и высокий.
      Обчающиеся, имеющие низкий уровень развития познавательного интереса, проявляют активность на занятиях физики в зависимости от ситуации, часто отвлекаются, предпочитают задачи репродуктивного характера, решение которых сводится к подстановке числовых значений в известную формулу.
        Обучающиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают поисковый характер деятельности на занятиях, но их самостоятельная работа зависит от внешних стимулов и носит эпизодический характер.
      Обучающиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются активной работой на уроке, самостоятельностью в решении задач более трудного характера.
       В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем, другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, телевизионных передач, третьи жалуются на сложность предметов. Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса обучающихся к изучению предметов. Такой школьный предмет, как физика, общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставится задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности обучающихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития; меняются времена, а вместе с ними и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена. Таким образом, актуальность темы обусловлена перечисленными выше проблемами.
Работа учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся будет наиболее эффективной, а качество знаний обучающихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
Целью моего исследования является поиск путей формирования и развития познавательного интереса на различных видах занятий по физике и создание в соответствии с ними учебных материалов по выбранной теме.
Для достижения этой цели требовалось решить следующие задачи:
· проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
· систематизировать полученную информацию о роли познавательного интереса в учебном процессе, в личности обучающегося;
· выявить особенности познавательного интереса школьников на сегодняшний день, сравнить их с описанными в литературе;
· проанализировать возможности и пути для формирования познавательного интереса на уроках физики;
Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении физики.
Предмет исследования составляют приемы и средства активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.
Формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.
Идея опыта возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес обучающихся к изучению физики. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они в одном классе; физика не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и ни во все ВУЗы, меняются времена, а вместе с ними интересы детей. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность обучающихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда. Основными задачами своей работы считаю: развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей обучающихся, возрождение естественного желания ребенка учиться, формирование и развитие у обучающихся устойчивого познавательного интереса к предмету.Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих взаимосвязанных компонентов: повышение мотивации обучения, выполнение практических и творческих заданий, проведение нестандартных уроков, дидактических игр, осуществление межпредметных связей, практическая направленность обучения, создание ситуации успеха, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие школьников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».
К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных детей нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, всё более актуальным становится вопрос: как же их учить? Педагогическая наука не стоит на месте и постоянно предлагает усовершенствованные методы и приёмы обучения.
Я считаю, что один из самых важных компонентов урока – создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать. Для этого на своих уроках использую различные методы: познавательные (игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха), волевые (самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки). На уроках физики я стараюсь создать такие условия, при которых обучающийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Вот какие приемы создания мотивации учения я использую в своей работе:
Прием «Привлекательная цель» заключается в следующем: перед школьником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Например, урок физики в 11 классе. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед ребятами ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фотоаппаратом и др.), понимать принципы их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
Приём «Лови ошибку». Дети получают тексты (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. 8 класс - «Световые явления». Обучающимся предлагается в тексте найти ошибку или подтвердить правильность прочитанного: «Мишка на рыбалке с дедушкой и другом»… Тихим, неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец я заметил красавца – карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись, точно в рыбу, метнул острогу. Остриё вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих. (В воде изображение рыбы приподнято, и, точно прицелившись в рыбу в нее не попадешь).
8 класс - «Тепловые явления». Обучающимся предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее.
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).
Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ребятам. В 8 классе обучающиеся подробно изучают вопросы, связанные с электризацией тел и электрическим полем. Я им рассказываю о большом практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолетов горючим, взрывы при перевозке горючего, на мучном заводе пожары – какова их причина и как этого избежать? И где будет полезна электризация тел? (На том же мучном заводе, при электрокопчении, при окраске машин). В 7 классе на первом уроке физики задаю вопросы: почему вода доходит до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.
Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Формируя в 7 классе понятие скорости, я говорю, что скорость обучающихся, сидящих в классе за партами, равна 0 или 30 км/с, в зависимости от того, рассматриваем мы эту скорость относительно Земли или Солнца. При изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю обучающимся, что изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты:
почему трудно разломить кусок мела, почему 2 куска мела нельзя вновь соединить, а 2 куска пластилина можно, почему распространяются запахи, почему пластилин не смачивается водой, а бумага смачивается?
Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель задает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Пример. Урок о теплопроводности в 8 классе можно начать так. «Вернувшись из интересного зимнего лыжного похода по малонаселенной местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в частности, поведал нам, как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней. Было не холодно». Вопрос: сможете ли вы объяснить этот факт или отнесете его к разряду необъяснимых « чудес»? Как правило, дети не могут в начале урока дать полный ответ, и мы возвращаемся к этому эпизоду в процессе или после изучения нового материала.
Прием «Занимательность». Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ребенка, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех обучающихся. Мною сделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике. Например, 8класс, тема «Плавление и отвердевание кристаллических тел» - загадка: Зимнее стекло весною потекло. Какой процесс описан в загадке? При каких условиях лед будет таять?
7класс, тема «Инерция».
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они, как сговорились,
Все направо отклонились.
Вопрос: Объясните, что случилось? И многие другие примеры.
«Занимательной» физикой занимались такие ученые как Перельман, Блудов и др. Книги, написанные этими известными популяризаторами, содержат рассказы, замысловатые вопросы из области физики. Эти рассказы я использую на уроках физики для постановки задач или проблемных вопросов.
Например, при изучении темы "Атмосферное давление" обучающимся можно привести отрывок из книги Мишкевича "Мастер-невидимка". Рассказ называется "Опыт Отто фон Герике". Речь в рассказе идет о том, что Отто фон Герике был бургомистром города Магдебурга. Он был образованным человеком. И много и плодотворно изучал атмосферное давление. В мае 1654 года Отто фон Герике поставил опыт, который явился важным этапом в деле изучения атмосферы. Известный школьный опыт с магдебурскими полушариями воспринимается ребятами с большим энтузиазмом. Также у них вызывает интерес, что «магдебурские полушария» имеются у каждого человека: головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением. Приводя исторические сведения об истории открытия магдебурских полушарий, а так же биографические данные Отто фон Герике, относящиеся к периоду его работы над изучением атмосферного давления, я тем самым стараюсь сформировать познавательный интерес к данной теме.
Недавно в нашем туристическом кружке проходили соревнования. Мы разделились на две команды и выполняли различные задания. Одним из заданий было развести костер, а потом найти способ, как его потушить. Мы решили, что это очень легко, и, вооружившись ведрами, быстро пошли за водой к реке. В это время наши товарищи разжигали костер. Все получилось очень хорошо, и мы выиграли. Но, после соревнования наш тренер сказал, что можно было затушить костер быстрее и затратить меньшее количество воды. - Но, как можно было это сделать? - воскликнули мы. - Просто нужно было тушить горячей водой, - ответил тренер. Прав ли он?
Ответ: Если заливать костер кипящей водой, то сразу начинается процесс ее испарения, требующего большего количества теплоты, поэтому костер будет быстро остывать. Кроме того, пар обволакивает горящие дрова, перекрывает к ним доступ кислорода, и процесс горения прекращается. Если заливать холодной водой, то вначале вода будет нагреваться, отбирая значительно меньшее количество теплоты, А уже потом начинается парообразование. Тушение кипятком пойдет быстрее, воды потребуется меньше, чем для тушения холодной водой.
Оживить опрос, активизировать обучающихся могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике. 8 класс. После знакомства с величинами, характеризующими процесс протекания электрического тока в проводниках, и с законом Ома для участка цепи можно провести урок повторений и подготовки к самостоятельной работе. В начале этого урока каждому обучающемуся выдается лист с ребусами‚ таблица для разгадывания зашифрованных терминов: 1)сила тока; 2)напряжение; 3)сопротивление; 4)вольт; 5)ампер; 6)Ом; 7)работа; 8)заряд 9)время. Затем предлагаются следующие задания:
1) Какой закон связывает между собой первые три отгаданных слова, и каково математическое выражение этой зависимости? (I=U/R - закон Ома для участка цепи).
2) Какова связь между словами 1-3 и 4-6? (Вольт-единица напряжения, ампер - единица силы тока, Ом – единица сопротивления).
3) Какие формулы связывают между собой величины, названия которых обозначены словами 1,8 и 9, а также словами 2, 7 и 9? (I=q/t; U = A/q). Далее можно решить несколько задач на эти формулы, а в конце урока раздать обучающимся листы с мини кроссвордом, решая который они вспомнят обозначения элементов электрической цепи.
Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала обучающимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными  мной. Полезно привлекать к их придумыванию обучающихся. При организации учебной деятельности важно, чтобы школьник хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им.
Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера и способствует развитию познавательного интереса у детей.
Возможно несколько способов выдвижения проблем:
1. Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений и теорий. Например, в 7 классе при изучении темы «Плавание тел» перед школьниками ставлю вопросы: а) В какой воде легче плавать: морской или речной? б). Почему железный гвоздь в воде тонет, а в ртути плавает? в). Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Такое задание можно использовать для актуализации мыслительной деятельности обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию.
При изучении явления электромагнитной индукции спрашиваю: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, дети в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.
2. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено обучающимися на основе ранее полученных знаний. Например, при изучении той же темы ставлю опыт, объяснение которого включает в себя проблему: беру три сосуда, в которые налиты разные жидкости: пресная вода, солёная и насыщенный раствор соли в воде. В каждый из сосудов опускаю яйцо. В первом сосуде яйцо тонет, во втором – плавает внутри жидкости, в третьем – плавает на поверхности раствора. Ставлю вопрос: почему?
 В начале урока задаю вопрос, который служит основой для создания проблемной ситуации: Может ли кипеть вода при комнатной температуре? После обсуждения показываю известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы детям предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ребята считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины. Например, в 7 классе при изучении темы «Масса тела» обучающимся предлагается такое задание: определить массу стального цилиндра, имея в распоряжении только измерительный цилиндр с водой. Обучающиеся на данный момент умеют определять массу тела с помощью рычажных весов, а теперь я им предлагаю решить эту задачу с помощью мензурки, которую они использовали только для измерения объёма тела.
4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими данное явление. Например, при изучении закона Бернулли, для создания эмоционально-проблемной ситуации привожу интересную историю, которая была описана в журнале «Физика в школе»(№3, 1990г): Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос:
-Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних. Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях. -Стоит открыть отверстие в дне чаши, и из неё потечет вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего же сужается струйка, удаляясь от чаши? Твоё время – пока течет вода. С последней каплей падет и твоя голова. Как быстро течёт вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи. Что ответил пленник?
5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у обучающихся знаний к решению задач практического характера. Например: что надо сделать, чтобы охладить молоко летом, не имея холодильника? Проблема поставлена. Ребятам предлагается самим найти способ её решения, используя приобретенные знания.
Пример 2 Используя книгу Я.И. Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник « безо льда » и объяснить принцип его действия.
В результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю», «мне кажется», «я думаю». Это способствует формированию у обучающихся системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать своё «личное» мнение.
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классе содержания этих строк позволяет обучающимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые  с детства строки. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика». В 10-м классе при изучении молекулярной физики использую загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает в 11 классе создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу. Так, например, при повторении темы «Давление» предлагаю обучающимся отрывок из стихотворения:
Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось,
Так просто бежит по болоту?
Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке. При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов.
Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например, бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике: так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые, фиолетовые).
Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Современное обучение трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Грамотное их применение в обучении создает предпосылки для повышения эффективности и интенсификации образовательного процесса, развития познавательного интереса в том числе.
Применение компьютера и интерактивной доски на уроках дают возможность визуализировать физические явления и процессы (особенно те, которые касаются микромира), сделать урок наглядным, более доступным для понимания. Успехов в преподавании раздела «Строение атома и атомного ядра» с применением ИКТ можно достичь, например, следующим образом. На вводном уроке при изучении новой темы «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов» используем компьютерную презентацию, а также анимационную модель опыта по обнаружению радиоактивного излучения радия, что позволяет воссоздать соответствующий опыт Резерфорда и сделать выводы о сложном строении атома. На следующем уроке «Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома» применяем видеофильм «Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц» и анимационную планетарную модель атома. На основании предложенных материалов дети самостоятельно делают вывод о строении атомов и составе атомного ядра. При изучении других тем данного раздела, использование анимационных моделей ядерных реакция, видеофильмов о процессах, происходящих в ядрах атомов, презентаций по данным темам позволяет активизировать познавательную деятельность, повысить интерес к изучению физики, способствует росту активности детей на уроках физики, более качественному усвоению знаний, формированию положительной мотивации обучения.
С целью развития интереса к предмету применяю на уроках исторические сведения об ученых-физиках, об открытии законов, о создании машин и механизмов. Привлечение детей к подготовке докладов и презентаций способствует формированию у них информационных компетентностей. Использование сведений из истории науки помогает увидеть по-новому то, что стало обычным и привычным. Например, история открытия броуновского движения (показ явления с применением слайдов, видео) открывает окно в микромир. С обучающимися 8 класса при изучении оптических явлений обращаемся к материалу по истории открытия законов отражения и преломления света, раскрывающему значение развития оптики для создания физических методов наблюдения астрономических объектов, что вызывает интерес не только к изучению физики, но и астрономии.
Как показали исследования, привлечение ИКТ к решению проблемных ситуаций значительно повышает познавательную мотивацию. Ребятам заранее дается задание выполнить подготовку к уроку в форме презентации, придумать и самостоятельно продемонстрировать виртуальный эксперимент, составить задачу или кроссворд. С целью развития познавательной активности на уроках физики изучаем необычные и интересные природные явления (северное сияние, молния), создаем подбор интересных фотографий и рисунков в формате слайд-шоу. Опыт нашей практической деятельности позволяет утверждать, что компьютерные модели легко вписываются в любой урок, позволяя педагогу продемонстрировать на экране многие физические эффекты, а также организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности.
Среди прочих творческих заданий обучающиеся на компьютере составляют презентации по изучению физических явлений, законов, используя программу Power Point. Такие задания ребята выполняют по желанию, материал для слайдов подбираем вместе с детьми. В нашей медиатеке уже накоплен некоторый материал. Обучающиеся берутся за выполнение таких заданий с огромным энтузиазмом, если есть необходимость, я им помогаю. При подготовке дополнительных сообщений, докладов, обучающиеся широко используют Интернет, который имеется в нашей школе, и в частности, в кабинете физики. Количество и качество презентаций, используемых не только на уроке, но и во внеклассной работе растет.
Компьютерные технологии позволяют делать рассказ более ярким и интересным, повышают мотивацию детей к обучению, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно использовать групповую и самостоятельную работу на уроке, делают урок современным, что существенно повышает качество преподаваемого предмета.
Применение ИКТ на уроках физики позволяет мне создать положительную мотивацию и повысить интерес к предмету; визуализировать учебный материал; проводить моделирование сложных физических процессов и объектов; осуществлять автоматизированный контроль качества знаний; формировать ИКТ-компетентность обучающихся. Положительным результатом данной работы считаю и заметное увеличение качества знаний по предмету в последние годы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для обучающихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Школьник должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ребенка, его знания. Или такой домашний эксперимент: «Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу».  Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.
Возьмите стеклянный стакан и налейте в него до половины пепси или другой сильно газированный напиток. Затем опустите в стакан небольшую (не более 1 см в диаметре) виноградину. Понаблюдайте за тем, что будет происходить с виноградиной, и объясните увиденное. (7 класс)
Возьмите стеклянный стакан, переверните его вверх дном и подержите одну-две минуты над газовой горелкой. Затем, не переворачивая, поставьте стакан на блюдце с водой. Опишите и объясните наблюдаемое явление. (8 класс)
Поставьте стопку из 10 монет на лист бумаги. Попробуйте осторожно вынуть бумагу из-под монет так, чтобы монеты не рассыпались. Удалось это сделать? Теперь попробуйте выдернуть бумагу из под монет резким движением (рывком). Остались ли монеты на месте? Объясните опыт (9 класс).
В одном из двух одинаковых длинных “черных ящиков” находится постоянный магнит, а в другом – длинная катушка из медной проволоки, подключенная к источнику постоянного тока. Как, используя только эти ящики, определить, в каком из них находится постоянный магнит? Нельзя заглядывать внутрь ящиков, разбирать и разрушать их (10 класс).
Интересно для детей будет узнать, чему равна масса одной снежинки или почему зимой холодно. Я использую данный материал в качестве дополнительного, или даю ребятам, чтобы они готовили доклады, сообщения и рассказали одноклассникам, как слепить прочный снежок или почему вода гасит огонь. Ответы на такие простые, казалось бы, вопросы даёт физика. И в последствии, разглядывая снежинку или любуясь деревьями в инеи, ребята будут вспоминать эти рассказы и мысленно объяснять увиденное, опираясь на свои знания по физике.
При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления, привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.
Домашние экспериментальные работы я предлагаю обучающимся до и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание обучающихся.
Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий:
– Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?
– Возьмите электрическую лампу и новый подвесной патрон. Изучите их устройство. Зарисуйте токопроводящую часть лампы. Разберите патрон и рассмотрите отдельные части и клеммы, к которым подается электрический ток. Покажите путь тока по патрону и лампе. Соберите патрон.
Например, используя свойства сообщающихся сосудов, постройте модель фонтана. Или, имея барометр или пользуясь школьным барометром, проведите наблюдения за изменением атмосферного давления в течение некоторого промежутка времени (неделя, 10 дней, месяц). Запись результатов может быть различной по форме. Проследите, связаны ли изменения погоды с изменением атмосферного давления. И много других интересных заданий.
Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес обучающихся к физическому явлению. Например, опыт - фокус: на стол ставятся два стакана с бесцветными жидкостями, которые сутки стояли в одном помещении (следовательно, дети, должны сделать вывод о равенстве температур этих жидкостей). Измеряют температуру, не вынимая термометров из стаканов, и смотрят на показания - они оказываются одинаковыми. Затем, как бы, во избежание ошибки, медленно вытаскивают термометры, и вблизи смотрят показания. И тут все видят, что, показания термометров стали разными. Дети должны дать исчерпывающее объяснение результата. Фокусы вызывают оживлённые дискуссии, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний.
Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. Способы и виды заданий достаточно разнообразны: написание сочинений, сказок, стихов, составление задач, кроссвордов, выполнение физических экспериментов, минипроектов. Приведу примеры некоторых заданий:
1). При изучении раздела «Электричество» в 8 классе предлагаю обучающимся несколько проектов:
-Рассчитать длину провода, необходимого для изготовления паяльника мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если имеется образец провода, известны материал, из которого он изготовлен и измерительные инструменты.
-Сравнить номинальную и истинную мощности лампы накаливания.
Некоторые лабораторные работы, рекомендуемые проводить в классе, предлагаю сделать дома, что, по моему мнению, развивает творческую самостоятельность обучающихся.
2). При проведении лабораторной работы «Определение удельной теплоемкости твердого тела» (8 класс), предлагаю задачу: Определите, из какого металла изготовлено тело (болт, гайка) массой 100 г. Процесс ее решения можно свести к нахождению удельной теплоемкости исследуемого тела и сравнению ее со справочными данными. Экспериментальную часть задачи обучающиеся выполняют в классе, а вычисления проводят дома.
Содержание экспериментальных задач стараюсь максимально приблизить к реальным ситуациям.
3). Найти наименьшую массу алюминия, снимаемого в стружку при изготовлении детали на фрезерном станке. До начала фрезерования заготовка имела форму параллелепипеда (7 класс). Решение задачи сводится к нахождению разности масс заготовки и готовой детали. Деталь подбираю такую, чтобы по размерам ее элементов можно было определить и размеры заготовки. После проведенных измерений и соответствующих вычислений определяем разность их объемов, а затем искомую массу.
При такой системе проведения лабораторных работ легко видеть, «до какой ступеньки» поднимается каждый из школьников в овладении экспериментальными умениями и навыками, в знании учебного материала, в умении применять его как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
4). Тема: «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда», 7 класс. Задания по выбору и по желанию: 1. Приготовить доклады по темам: Исследование морских глубин. Устройство и назначение батисферы и батискафа. Животный мир океанских глубин. 2. Составить кроссворд, викторину по теме урока.
5). При изучении в 9 классе закона всемирного тяготения предлагаю ребятам выполнить творческое задание на тему: « Что произойдет, если Земля перестанет притягивать?» (сказка, рассказ или рисунок).
6). Для «слабых» ребят даю задания, требующие работы с литературой, Интернетом. Например, описать приборы, используемые в технике, или рассказать об истории их открытия.
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес обучающихся к каким – то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у обучающихся в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти ответ на вопрос. Обучающиеся собирают и анализируют информацию. При необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.
Развитие творческих познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели. Заботясь о развитии обучающихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчёт в том, являются ли используемые приёмы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию обучающихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательной деятельности. Важно выработать свою систему обучения, пригодную для себя, своих ребят и своей школы‚ некоторые элементы методики можно позаимствовать у коллег, но система должна быть своей. Успех дела обеспечивает четко выраженная методика, которую можно и нужно из года в год обогащать.
Сложившаяся система работы по данной теме дает свои положительные результаты.
За последние годы прослеживается ярко выраженная позитивная динамика качества знаний по физике. При 100% уровне обученности среднее значение качества знаний по физике составило 68%, что выше школьного уровня.
Мною разработано информационно-методическое обеспечение подготовки обучающихся к олимпиадам по физике, сформирован электронный банк олимпиадных заданий. Это позволило обучающимся, несмотря на базовый уровень преподавания физики, достаточно успешно выступить на школьном, муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике. Обучающий 9 класса Михайлов Николай стал призером в муниципальном туре олимпиады по физике в 2016 году.
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Физика открывает для этого много возможностей - важно не упустить их использовать.
Литература
Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. Москва, "Просвещение", 1980.
Иванова Л.А. Активизация  познавательной  деятельности  учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов  учащихся  на  уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.
Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики. Иркутск. http://festival.1september.ru/articles/579526/Гилазов И.Ш. Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики как средство формирования образовательной компетентности учащихся. Казань. pnpo.iro-rt.ru/files…RazvitiePoznavatAkt.doc
Балуева О.В., Скулов П.В. Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики. http://belref.ru/10396-doklad:-ispolmzzovanie-zanimatelmznueh
Данюшенков В.С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике. – М: МПГУ.-1994 г.
Г. И. Щукина « Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., Прсвещение, 1979.