Программа учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБПОУ «УМТ»
№ ___ от «___» ___________ 2016 г.
Программа учебной дисциплины
ОУД. 01 Русский язык и литература. Русский язык
Улькан, 2016
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций и ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 2 от 26.03. 2015
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик:
Кузнецова Лариса Геннадьевна, преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
«Общеобразовательный цикл» Протокол №1 от «01» сентября 2016 г.
Рецензент:
(от работодателя)
___________________ ________________________ ______________________
(место работы) (занимаемая должность) (Ф.И.О)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
26
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
28

паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Русский язык и литература. Русский язык
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл базовой подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной источникахинформации,критическиоцениватьиинтерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров вучебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданнойв литературном произведении, в единстве эмоционального-личностного восприятия и интеллектуального понимания;сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 183 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 122 часа; самостоятельная работа обучающегося 61 час.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессиям СПО технического, естественнонаучного и социально- экономического профилей профессионального образования – 171 час. Из них – аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 114 час.; внеаудиторная самостоятельная работа студентов –57 час.;
За счет вариативной части добавлено 8 часов для проведения контрольных работ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
вид учебной работы объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 183
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 122
в том числе: практические занятия 69
контрольные работы 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 61
В том числе: написание рефератов 12
подготовка сообщений 2
составление кроссвордов 3
создание презентаций 9
создание проектов 16
подготовка докладов 7
составление рассказа 2
выполнение практических и тестовых заданий 10
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык. Литература. Русский язык
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяХарактеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4 5
Введение Содержание учебного материала 3 1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
-Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
-характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа— носителя языка;
- приводить примеры, которые доказывают,что изучение языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны.
1 1
Практические занятия
№ 1 Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и по анализу методов языкового исследования.
-анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
- составлять связное высказывание (сочинение - рассуждение) в устной или письменной форме;
- Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор тексов;
- извлекать информациюизразных источников (таблиц, схем),
-преобразовывать информацию;строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. 1 Самостоятельная работа
1. Доклад А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка 1 Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи 29 Тема 1.1. Язык и речь Содержание учебного материала 1 Язык и речь.Видыречевой деятельности. Речевая ситуацияи ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
- вычитывать разные виды информации; 1 2
Контрольная работа№ 1
Входной контроль знаний. 1 Практические занятия 2 № 2 Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
№ 3 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Язык и речь» Тема 1.2. Функциональные стили речи Содержание учебного материала 1 Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,
сообщение и др. - вычитывать разные виды информации;
- характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно- художественном содержании текста;
- составлять связное высказывание (сочинение) в устнойи письменной форме на основе проанализированных текстов; определять
эмоциональный настрой текста; 3 2
2 Официально-деловой стиль речи, его признаки,назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Художественный стильречи, его основные признаки:образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. 3 Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Практические занятия - Выразительно читать текст, определять тему,
формулироватьосновную мысльхудожественных текстов, функциональный тип речи;
-характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно- художественном содержании текста; 4 № 4 Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
№ 5 Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую тему.
№ 6 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Функциональные стили речи»
№ 7 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Функциональные стили речи»
Тема 1.3. Текст. 1 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. - Выразительно читать текст, определять тему, формулировать основную мысль художественных текстов, функциональный тип речи;
- характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; 2 2
2 Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Лингвостилистический анализ текста. Практические занятия - Выразительно читать текст, определять тему, формулироватьосновную мысль художественных текстов, функциональный тип речи;
- характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
- выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
- составлять связное высказывание (сочинение) в устнойи письменной форме на основе проанализированных текстов; определять
эмоциональный настрой текста; 6 № 8 Анализ структуры текста.
№ 9 Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
№ 10 Освоение видов переработки текста.
№ 11 Изучение особенностейпостроения текста разных функциональных типов.
№ 12 Выполнение упражнений по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи».
№ 13 Выполнение упражнений по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи». Самостоятельная работа
2. Работа над проектом (на выбор):
«СМИ и культура речи.», «Вопросы экологии русского языка», «Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон». 9 Контрольная работа № 2 по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи» 1 Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. 16 Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия. Содержание учебного материала 1 Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. -Проводитьфонетическийразбор; извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различныхвидах деятельности;
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
- извлекать необходимую информацию изорфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись). 2
2
2 Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Практические занятия -Проводитьфонетическийразбор; извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
- извлекать необходимую информацию изорфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись). 3 № 14 Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи.
№ 15 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики
№ 16 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Фонетика, орфоэпия». 2.2. Графика, орфография Содержание учебного материала 1 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. - проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 2 2
2 Правописание приставок на З - / С - .Правописание И – Ы после приставок. Практические занятия - строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 1 № 17 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов
Контрольная работа № 3 по разделам 1, 2. 1 Практические занятия - строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2 № 18 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Правописание О-Ё после шипящих и Ц»
№ 19 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Правописание приставок на З-С»
Самостоятельная работа
Выполнение практических и тестовых заданий по теме « Фонетика, орфоэпия. Орфография»
Сделать словарик ударений (не менее 50 слов). 5 Раздел 3. Лексика и фразеология 22 Тема 3.1. Слово в лексической системе языка Содержание учебного материала 1 Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. - Аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); 1 2
Практические занятия - опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; 2 № 20 Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
№ 21 Составление связного высказывания с использованием заданных лексем,
в том числе и на лингвистическую тему.
Тема 3.2. Лексика Содержание учебного материала 1 Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
- объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
2 2
2 Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы,
неологизмы. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; 3 № 22 Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
№ 23 Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
№ 24 Выполнение тренировочных упражнений Самостоятельная работа
4. Создание презентации по теме: «Профессиональная и терминологическая лексика, предназначенная для профессии Автомеханик» 5 Тема 3.3.ФразеологияЛексические нормы. Содержание учебного материала 1 Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; 2 2
2 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Практические занятия. - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; 4 № 25 Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц – выведение алгоритма лексического анализа.
№ 26 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Лексика и фразеология»
№ 27 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Лексика и фразеология»
№ 28 Выполнение проверочной работы по теме «Лексика и фразеология» Самостоятельная работа
5. Составление рассказа с использованием терминологической лексики по профессии
Реферат на тему «В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». 2
3 Контрольная работа № 4 по разделу «Лексика и фразеология» 1 Раздел 4.
Морфемика, словообразование, орфография. 21 Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова Содержание учебного материала 1 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. - проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
- извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; 1 2
Практические занятия - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; 2
№ 29 Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
№ 30 Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Тема 4.2. Словообразование.
Содержание учебного материала Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей
речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; 1 2
Практические занятия. - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; 2 № 31 Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательнойцепочки.
№ 32 Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Самостоятельная работа
Сообщение на тему «Исторические изменения в структуре слова» 2 Тема 4.3. Орфография Содержание учебного материала 1 Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
- извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
2 2
2 Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. Практические занятия - проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
- извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;
- опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
4 № 33 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
№ 34 Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.
№ 35 Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, для наблюдения за историческими процессами.
№ 36 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» Самостоятельная работа
Написание реферата на тему: «Этимология на службе у орфографии»
«Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке». 3 Контрольная работа № 5 по разделу «Морфемика, словообразование, орфография» 1 Раздел 5. Морфология и орфография 43 Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное
Содержание учебного материала 1 Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения сцелью анализа проделанной работы;
- проводить операции синтеза и анализа целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. 2 2
2 Имясуществительное.Лексико-грамматическиеразряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2 № 37 Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.
№ 38 Правописание имен существительных. Тема 5.2. Имя прилагательное
Содержание учебного материала Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- определять роль слов разных частей речи в текстообразовании;
- проводить операции синтеза и анализа целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 1 2
Практические занятия - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
-подбирать примеры по теме из художественных текстов
изучаемых произведений;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2 № 39 Правописание прилагательных.
№ 40 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Имя прилагательное». Самостоятельная работа
Доклад на тему «История изучения частей речи».
3 Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение Содержание учебного материала 1 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.
- проводить операции синтеза и анализа целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 2 2
2 Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор
местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
-подбирать примеры по теме из художественных текстов
изучаемых произведений;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2 № 41 Правописание числительных
№ 42 Правописание местоимений Тема 5.4. Глагол. Причастие. Деепричастие.
Содержание учебного материала 1 Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественномтексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- определять роль слов разных частей речи в текстообразовании;
- проводить операции синтеза и анализа целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
3 2
2 Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и
отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. 3 Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастнымоборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
-подбирать примеры по теме из художественных текстов
изучаемых произведений;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 4 2
№ 43 Правописание суффиксов и личных окончаний глагола
№ 44 Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола
№ 45 Правописание причастий
№ 46 Правописание деепричастий Самостоятельная работа
Реферат на тему : «Грамматические нормы русского языка» 6 Тема 5.5. Наречие. Слова категории состояния. Содержание учебного материала 1 Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. - Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- определять роль слов разных частей речи в текстообразовании;
- проводить операции синтеза и анализа целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; 2 2
2 Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния.
Их функции в речи. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
-подбирать примеры по теме из художественных текстов
изучаемых произведений;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 2 № 47 Правописание наречий
№ 48 Выполнение тренировочных упражнений Тема 5.6. Служебные части речи Содержание учебного материала 1 Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. - опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- проводить операции синтеза и анализа целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
3 2
2 Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 3 Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
-подбирать примеры по теме из художественных текстов
изучаемых произведений;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; 3
№ 49 Правописание предлогов.
№ 50 Правописание союзов.
№ 51 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Служебные части речи». Самостоятельная работа
Составление кроссворда по теме «Морфология»
Доклад на тему: «Выразительные возможности служебных частей речи»
3
3
Контрольная работа № 6 по разделу «Морфология и орфография» 1 Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 48 Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Содержание учебного материала 1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строениесловосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. - извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
- составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; 1 2
Практические занятия - извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
- составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы. 1 № 52 Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Тема 6.2. Простое предложение. Содержание учебного материала 1 Простое предложение.Видыпредложенийпоцели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическаяосновапростогодвусоставногопредложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов- сказуемых как средство связи предложений в тексте. - проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистическиефигуры;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему;
- комментировать ответы товарищей;
2 2
2 Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Практические занятия - пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
- анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.
3 № 53Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
№ 54 Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
№ 55 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Простое предложение»
Самостоятельная работа
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
5 Тема 6.3. Односоставное и неполное предложения. Содержание учебного материала 1 Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и
стилях речи. Использование неполных предложений в речи. - проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; 1 2
Практические занятия анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; 2 № 56 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Односоставные и неполные предложения»
№ 57 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Односоставные и неполные предложения» Тема 6.4. Осложненное простое предложение. Содержание учебного материала 1 Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему;
- комментировать ответы товарищей; 2 2
2 Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка
Практические занятия - извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
- составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. 3 № 58 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Осложненное простое предложение»
№ 59 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Осложненное простое предложение»
№ 60 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Осложненное простое предложение»
Самостоятельная работа
Создание презентации по теме «Монолог и диалог. Особенности построения и употребления» 4 Содержание учебного материала Тема 6.5. Предложения с уточняющими членами. 1 Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматическине связанных с членами
предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистическиефигуры;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; 2 2
2 Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского
отношения к нему. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
- составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. 3 № 61 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Предложения с уточняющими членами»
№ 62 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Предложения с уточняющими членами»
№ 63 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Предложения с уточняющими членами» Контрольная работа 1 Контрольная работа № 7 по теме «Простое предложение» Содержание учебного материала Тема 6.6. Сложное предложение. Способы передачи чужой речи. 1 Сложноепредложение. Сложносочиненноепредложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистическиефигуры;
- составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; 4 2
2 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинанияв сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
3 Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
4 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия - извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; 4 № 64 Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения.
№ 65 Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
№ 66 Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
№ 67 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Сложное предложение».
Самостоятельная работа 7 Создание проекта на тему (на выбор) «Язык и культура»,
«Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи», «Вопросы экологии русского языка».
Контрольная работа 1 Контрольная работа № 8 по разделу «Синтаксис и пунктуация» Практические занятия - извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
- составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. 2 № 68 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Сложное предложение. Способы передачи чужой речи».
№ 69 Выполнение тренировочных упражнений по теме «Сложное предложение. Способы передачи чужой речи».
Всего: 183 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- наглядный материал по темам;
- раздаточный материал по темам.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- экран;
- проектор.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературыОсновные источники
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
Власенков А.И. Русский язык. Базовый уровень 10-11 класс. Москва. «Просвещение», 2012
Дополнительные источники
Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. Москва «Просвещение», 2011.
Бисеров А.Ю. ЕГЭ 2013. Тематические тренировочные задания.- М, 2013
Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий
Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс.-М., 2011
ЕГЭ.- М, 2013
Михайлова С.Ю. Русский язык. Тетрадь - тренажер 10 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011
Михайлова С.Ю. Русский язык. Тетрадь - тренажер 11 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011.
Мурина Л.А. Русский язык практикум 10-11 классы.- Минск, 2007.
Соловьева Н.Н. Как пишется правильно? «Издательство Оникс» 2009.\
Интернет-источники:
http://uchkopilka.ru
http://www.proshkolu.ru
rus.1september.ru
www.zavuch.info

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
личностные воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Выполнение практических работ № 1
Выполнение самостоятельной работы: Доклад
А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
Выполнение самостоятельной работы: Создание проекта на тему (на выбор) «Язык и культура»,
«Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи»
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Выполнение самостоятельной работы: Работа над проектом (на выбор):
«СМИ и культура речи.», «Вопросы экологии русского языка», «Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон».
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Выполнение практических работ № 1,3
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Выполнение практических работ № 2,5,34
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Выполнение самостоятельных работ
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования Выполнение практических работ № 4,5,32
Выполнение самостоятельной работы: Создание презентации по теме «Монолог и диалог. Особенности построения и употребления»
метапредметные владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; Выполнение практических работ № 11,14
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; Выполнение практических работ № 5,9,64,66
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
Выполнение практических работ 12,13
Выполнение самостоятельной работы: Работа над проектом (на выбор):
«СМИ и культура речи.», «Вопросы экологии русского языка», «Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон».
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Выполнение самостоятельных работ
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной источниках информации, критическиоценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Выполнение самостоятельных работ
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; Выполнение практических работ № 10
Выполнение самостоятельной работы:
Написание реферата на тему:
«Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»; Создание презентации по теме (на выбор): «Русское письмо и его эволюция», «Функционированиезвуков языкав тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
предметные
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; Выполнение практических работ № 16,17,37
Выполнение самостоятельной работы:
Реферат на тему: «Грамматические нормы русского языка»
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах общения; Выполнение практических работ № 21, 65
Выполнение самостоятельной работы: Составление рассказа с использованием терминологической лексики по профессии
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; Выполнение практических работ № 23
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; Выполнение практических работ 25,66
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; Выполнение практических работ № 10
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; Выполнение практических работ № 20,21
Выполнение самостоятельной работы:
Доклад на тему: «Выразительные возможности служебных частей речи»
сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; Выполнение практических работ № 35
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; Выполнение практических работ № 29.30
Выполнение самостоятельной работы: Создание презентации по теме: «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)».
Создание презентации по теме: «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы»
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; Выполнение практических работ № 8,9,10,54
Выполнение самостоятельной работы:
Создание презентации по теме «Роль второстепенных членов предложения в построении текста»
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Выполнение практических работ № 11, 12, 13