Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития мотивации к изучению математики


МБОУ ВСОШ г. Конаково







Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития мотивации к изучению математики



Учитель математики
I квалификационной категории
Гурова В.Н.





2015
 
План
ВВЕДЕНИЕ  3 - 4
Часть 1. Теоретические основы формирования положительной мотивации к обучению школьников.
1.1.Сущность понятия «мотивация»    5
1.2.Уровни учебной мотивации   5- 6
1.3.Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.   6 - 8
1.4.Особенности мотивации учебной деятельности подростка 8 - 12
 
Часть 2. Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития мотивации к изучению математики
2.1 Цель-мотивация-потребность-интерес...15
2.2. Педагогические приемы по созданию мотивации ...15
2.3. Стимулирование познавательного интереса16
2.4. Применение информационных технолгий16 - 21
2.5.Результаты диагностических исследований по формированию
положительной мотивации в учебной деятельности подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...22
ПРИЛОЖЕНИЯ...24






ВВЕДЕНИЕ:
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет; это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках игры, слайды и т.д. Но все это внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счете качество образования зависят от мотивации внутренней. Поэтому педагоги должны держать  проблемы мотивированности в поле внимания, и работать в этом направлении.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации смысла учения для школьника значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.
И написание своей работы во первых я связываю с программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Потому что уже сегодня необходимо знать какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе. Программа предлагает измененное содержание образования по предмету, впервые дает формы учебной деятельности школьников по курсу математики, а также содержит рекомендации по оснащению учебного процесса. В содержание математического образования применительно к основной школе вместе с содержательными разделами: арифметика; алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества.
Во вторых, в любом классе у нас разные дети, с разными способностями, склонностями и предпочтениями... К великому сожалению у гуманитарно  ориентированных людей  математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение. Как заинтересовать  гуманитарно ориентированных детей таким непростым школьным предметом, как математика? Как помочь увидеть ее изящество и красоту? Трудности, с которыми сталкивается учитель математики в условиях работы с гуманитарными детьми, носят различный характер: для успешной работы в таком классе не хватает методической и дополнительной  литературы; отмечается нехватка учебного времени, низкая мотивация изучения гуманитариями математики; недостаточно развитое логическое и абстрактное мышление; необходимость постоянного поддержания интереса школьников к изучению предмета. И как одна из существенных трудностей в работе с такими детьми это преодоление у школьников отношения к математике как к ненужному для будущей профессиональной деятельности и потому второстепенному предмету. Основными формами работы на уроке гуманитарии предпочитают: объяснение учителем нового материала, деловые игры, выполнение индивидуальных заданий с привлечением научно популярной литературы. У гуманитариев богаче воображение, сильнее проявляются эмоции. Учет этих особенностей учащихся объясняет широкое применение в преподавании математики  различных нетрадиционных форм урока, литературных минуток, исторических экскурсов, привлечение большого количества наглядности и дополнительной литературы.
Главный для меня вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин
К. Бальмонт еще в прошлом веке дал напутствие: «Умей творить из самых малых крох, иначе для чего же ты кудесник?»
В своей педагогической деятельности я занимаюсь вопросом формирования положительной мотивации к учению на уроках математики, т.к.:
1.Контингент обучающихся, с которым приходится работать в нашей школе это подростковый возраст, когда резко падает интерес к учению, снижается учебная мотивация.
2. Работа по формированию положительной мотивации через содержание станет подготовительным этапом для внедрения ФГОС основного общего образования второго поколения.
Цель индивидуального творческого проекта:
обобщение личного педагогического опыта формирования положительной учебной мотивации подростков на уроках математики.
Задачи индивидуального творческого проекта:
1. Проанализировать личный педагогический опыт по формированию положительной мотивации к учению.
2. Описать теоретические предпосылки для формирования положительной мотивации к учению через изучение специальной литературы.
3. Проанализировать результаты диагностических исследований по формированию  положительной мотивации к учению.
4. Выявить возможности формирования положительной мотивации к учебной деятельности для развития личности обучающихся.
5. Применять результаты формирования положительной мотивации к учению в личном педагогическом опыте и опыте своих коллег.
Часть I. Теоретические основы формирования положительной мотивации к обучению школьников.
1.1.Сущность понятия «Мотивация».
Мотивация процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотив побуждение к активности, деятельности.
Мотивирование создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.
Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов.
Внешняя мотивация (мотивация искусственно поддерживаемая внешними подкреплениями) основана нам желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания.
Создание и поддержание мотивации к учебной деятельности зависит от:
- понимания учащимися необходимости данной информации;
- осознания ими связи между частными учебными задачами и основной;
- понимания предложенного учебного материала;
- положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата.
1.2.Уровни учебной мотивации.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Первый уровень высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2.Второй уровень хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3.Третий уровень положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками; иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4.Четвертый уровень низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5.Пятый уровень негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания.
Как отмечают А.К. Маркова с соавторами, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. И надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А.К.Маркова отмечает, что учебно познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
1.3. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного  материала.
Содержание обучения выступает для обучающихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач, Интернета и т.д. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению. Упрощение материала по какому то разделу учебной программы при низкой успеваемости учащихся хотя и приводит к сиюминутному успеху, но делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим всякий интерес к учению.
Учебный материал должен опираться на прошлые занятия, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и  осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого учащегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в научном познании мира. Однако, пробуждая интерес школьников к учению, не следует излишне эксплуатировать приемы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в будущем. Т.о. для развития интереса к предмету и любознательности следует использовать:
- все возможности учебного материала: новые необычные факты, ваш или еще чей то оригинальный взгляд на события, яркие наглядные пособия, изготовление самоделок и т.д.
- задачи, загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым мы обучаем;
- музыкальное сопровождение, яркие плакаты, относящиеся к изучаемому материалу;
- новое оформление классного помещения и парты (обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку, пассивность).
2. Организация учебной деятельности.
А.К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально познавательного и рефлексивно оценочного.
Мотивационный этап состоит из трех учебных действий:
1) Создание учебно проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановкой перед обучающимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;
б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.
2) Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для обучающихся целью их деятельности на данном уроке.
3) Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. Создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
Операционально познавательный этап.
На этом этапе обучающиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли обучающимся   необходимость данной информации,    понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной  деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности.
Рефлексивно оценочный результат
связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Этот этап должен служить своеобразным подкреплением учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
3. Коллективная (групповая) форма деятельности.
Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая форма втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся. Подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
4. Оценка результатов учебной деятельности.
Оценка мотивирует:
- когда ученик уверен в ее объективности;
- когда ученик воспринимает ее как полезную для себя;
- знает что нужно сделать для того, чтобы достичь более высоких показателей;
- уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия место, где это можно реализовать.
5. Стиль деятельности учителя.
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения. Демократический стиль педагога, наоборот способствует интринсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
1.4. Особенности мотивации учебной деятельности подростка.
1. Первой особенностью мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста является возникновение у них стойкого интереса к определенному  предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше знает ученик об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает (Н.Г.Морозова, 1967 год).
Повышение интереса     к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполнять домашние задания. У этих обучающихся меняются мотивы посещения школы: не потому, что хочется, а потому, что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний  - уроки учат не для того чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна происходит заучивание без понимания. У школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. Часто они относятся к знаниям как к чему то чуждому реальной жизни, навязанному извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У школьников со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания формируются отрывочные и поверхностные. Даже в том случае, когда школьник добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, больше того, не хочет ими пользоваться в обыденной жизни.
«У подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще»  они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны те же ученики будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее [5, 258]». Бросить школу, перестать быть учеником, значит для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества. Но возможно и другое борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние обучающихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.
Главным мотивом деятельности подростков в школе является стремление найти свое место среди товарищей. Неумение найти свое место среди одноклассников вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников показателем знаний. Как отмечает М.В.Матюхина, высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большое значение, чем мнение учителей и родителей. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми. Особенность мотивации подростков является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную их чувствительность к оценке окружающих. Отсюда их «ранимость», обидчивость, «беспричинные» и «немотивированные», с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих, на те или иные жизненные обстоятельства.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении. Дети, которые обучаются  в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.
Основные признаки неуспешности обучающихся:
- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях;
- пробелы в навыках учебно познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
- ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не понимает текста.
Причины возникновения трудностей.
Причины возникновения трудностей у  подростка, проявляющейся в форме отставания в учебе:
- слабое здоровье обучающихся;
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);
- недостаточное развитие мотивационной сферы.
И выявление причин отставания у обучающихся дело трудоемкое. Среди основных   способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:
- наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя пи его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе (учитель наблюдает за работой обучающихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает).
Приемы деятельности учителя, которые помогут обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
- отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
- занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные задания;
- контроль используется как средство мотивации обучающихся;
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
- создание ситуации успеха;
- стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающегося.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- обусловленные отношениями с учителями, другими обучающимися;
- связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
- положительные эмоции от полученных знаний (любознательность, любопытство);
- от самостоятельного добывания знаний, от овладения способов добывания знаний.
Мотив не может возникнуть сам по себе необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
- новизна информационного материала стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
- демонстрация незавершенности теоретических знаний. Обучающиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы наук. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
  2. Итак, следующий этап - это диагностирующий этап, на котором будет изучен уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока.
Для выявления уровня мотивации к учению может быть использована методика Н.Г.Лускановой.
Срез делался в начале каждого учебного года и в конце.
Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
На этапе проектировки была проведена теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подобраны наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на каждом уроке.
Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Можно начать с укрепления чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
3. Следующий этап - работа по созданию положительной мотивации.
Необходимая мотивация не приходит сама собой, её нужно специально, настойчиво и систематически развивать специальными средствами.
Развивать стремление к успеху, поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Формирование положительной мотивации происходит по следующему плану:
Создать листы открытого учета – зачетный лист каждого ученика
Система контроля:
- проверка теоретических знаний
- проверка определений
- текущий и итоговый контроль
3. Интенсивная система обучения изучения материала (большими порциями)
4. Создать тетради по теории.
5. Проводить обучающие работы (математические диктанты, самостоятельные работы)
6. Нормы выставления оценок:
- чтобы получить «5», не должно быть «троек» и «двоек».
«Пятёрок» должно быть больше чем «четверок» (по количеству)
- чтобы получить «4», не должно быть «двоек».
«Четвёрок» должно быть больше чем «троек» (по количеству)
- чтобы получить «3», надо чтобы «троек» было больше чем «двоек» (по количеству)
Часть 2. Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития мотивации к изучению математики
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология.
Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Основная задача обучения математике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин.
Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Математика развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Важнейшей задачей математики является развитие логического мышления.
Усвоение знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной мобилизации воли и внимания.
Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка.
Развитие творческих способностей учащихся через введение новых образовательных технологий обучения. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
2.1 Цель – мотивация – потребность – интерес.
Л.С. Выготский писал, что «сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции, за мыслью стоит аффективная и волевая тенденция»
Безусловно, достичь образовательных целей значительно легче, если ученик проявляет интерес к учебному материалу. Интерес определяется специалистами как эмоционально- познавательное отношение к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение переходящее при благоприятных условиях в эмоционально – познавательную направленность личности. Наличие интереса субъекта к учебной деятельности выступает показателем сформированности мотивов этой деятельности.
2.2 Педагогические приемы по созданию мотивации.
Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
Прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам;
Формированию учебной мотивации способствует занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;
Контроль используется как средство мотивации учащихся.


2.3 Стимулирование познавательного интереса.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).
К числу познавательного интереса могут быть отнесены:
Новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности.
Демонстрация незавершенности теоретических знаний.
Развитие творческих способностей учащихся через введение новых образовательных технологий обучения. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Использование инновационных педагогических технологий,
В основе технологий - ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели.
2.4 Применение информационных технологий.
Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:
загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;
требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик.
Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя.
Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:
знакомство учащихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного мировоззрения;
выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;
повышение интереса к овладению знаниями;
организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе ХХI века;
формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.
Использование программных продуктов на уроках позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации учащихся к получению новых знаний.
Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Познавательная активность – это качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.
Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий. Использование информационных технологий в обучении математики может осуществляться в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по математике: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники. Программы мультимедиа представляют информацию в разных формах( фото, видео, графики, анимации, озвучивание) и тем самым делают процесс обучения эффективным.
На сегодняшний день использование мультимедийных технологий предполагает:
-Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
-Усиление мотивации учения.
Большую возможность для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение. Возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач не только дают ученику возможность выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого учителю необходимо всего лишь формулировать тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребёнка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся получает возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на его собственной самооценке и повышает уровень мотивации к изучению предмета.
Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на уроках и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.
Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных уроках построена на применении основных педагогических принципов:
развивающего обучения;
научности и посильной доступности;
целеполагания и мотивации;
сознательности и прочности усвоения знаний;
самостоятельности и творческой активности;
наглядности.
При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности:
метод блочной подачи материала;
частично – поисковый метод;
метод проектов.
интерактивный диалог;
управление моделями, представляющими учебные ситуации;
автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики, информатики и экономики должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.
Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.
Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики и информатики, применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся. При преподавании названных дисциплин с использованием ИКТ ставлю следующие задачи:
Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;
Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;
Организовать поиск решения различными способами;
Применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;
Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую работу учащегося средствами ИКТ;
Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.
На своих уроках я использую уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании домашней работы провожу дифференциацию номеров. На уроках для сильных учеников задаю дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание, также один или два номера по желанию для всех учащихся класса на оценку в журнал.
Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:
Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся. Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников. Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению, что способствует формированию положительных мотивов учения, повышению самооценки учащегося.
Наличие определенных противоречий между уровнем требований и уровнем обучения. Не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.
С помощью электронных таблиц мною были составлены тесты на темы «Тригонометрические функции», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения» и т.д. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и стремятся самостоятельно составлять разные тесты и презентации к урокам математики. В процессе работы, на компьютере, у учащихся формируются навыки работы с программами, с алгоритмами вычислений, построения графиков и диаграмм, поиска информации в сети Интернет.
Уровневую дифференциацию я осуществляю в групповой форме. Группы формируются и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Например, при закреплении темы «Формулы сокращенного умножения» класс поделила на группы. Каждая группа выполняла работу за компьютером по данной теме. В каждой группе был командир («сильный» ученик), он направлял и помогал более «слабым» ученикам при решении примеров. Отмечу, что в процессе самостоятельной работы не ограничиваюсь лишь дифференцированным подходом. Стараюсь варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 Данное выступление посвящёно одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В нем я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников .


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.-лит., 1991. – 128 с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе 7 – 8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
3. Едуш О.Ю. Метаматика: 5 кл.: Подсказки на каждый день. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 128с.
4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984, 192с.
5. Игнатьев Е.И. Хрестоматия по математике. В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Книга для семьи и школы. Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1995. – 616 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.- 509с.: ил. – (серия «Мастера психологии»).
7. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования// Народное образование - 2001 - №8, стр. 77-89.
8. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М., 1983.
9. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988.- 160с.
10. Панишева О.В. Математика для гуманитариев: опыт работы, уроки, внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2010, - 271с.
11.  Перельман Я.И. Живая математика М., 1978 г., 160 стр. с илл.
12. Перельман Я.И. Занимательная алгебра М., 1994 г., 200 стр.
13. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. Для учащихся 7 – 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.: ил.
14. Примерные программы основного общего образования. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения).
15. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием //Народное образование – 2006 - №4, стр.193-203.
16. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002 – 148с.
17. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5 – 6 классах: Книга для учителя, - 3-е изд., дораб. – М.; ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 208с.:ил.

Приложение 1
Изучение мотивации учебной деятельности.(по Г.Н. Казанцевой)
Раздел I.
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
А) Любимые____________________________________________
Б) Нелюбимые___________________________________________

Раздел II.
Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.
Допиши недостающие.
Люблю предмет потому, что:
1.Данный предмет мне интересен.
2.Нравится,как преподает учитель.
3.Предмет нужно знать всем.
4. Предмет нужен для будущей работы.
5..Предмет легко усваивается.
6.Предмет заставляет думать.
7.Предмет считается выгодным.
8. Требует наблюдательности, сообразительности.
9. Предмет требует терпения.
10.Предмет занимательный.
11. Товарищи интересуются этим предметом.
12.Интересны отдельные факты.
13.Родители считают этот предмет важным.
14.Хорошие отношения с учителем.
15.Учитель часто хвалит.
16.Учитель интересно объясняет.
Не люблю предмет потому, что:
1. Данный предмет мне не интересен.
2.Нравится,как преподает учитель.
3.Предмет не нужно знать всем.
4. Предмет не нужен для будущей работы.
5..Предмет трудно усваивается.
6.Предмет не заставляет думать.
7.Предмет не считается выгодным.
8. Не требует наблюдательности, сообразительности.
9. Предмет не требует терпения.
10.Предмет не занимательный.
11. Товарищи не интересуются этим предметом.
12.Интересны только отдельные факты.
13.Родители не считают этот предмет важным.
14. Плохие отношения с учителем.
15.Учитель редко хвалит.
16.Учитель неинтересно объясняет.



Раздел III.
Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопрсу ответ или допиши недостающий.
1.Это мой долг.
2.Хочу стать грамотным.
3.Хочу быть полезным гражданином.
4.Не хочу подводть свой класс.
5 Хочу быть умным и эрудированным.
6.Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учаться и я тоже.
9. Родители заставляют.
10.Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтоб похвалил учитель.
12. Чтоб товарищи со мной дружили.
13.Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.


Обработка результатов.
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, втрой – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.









Приложение 2
Диагностика уровня школьной мотивации у учащихся (авт. Н.Г.Лусканова)
Инструкция к тесту: в каждом из вопросов выбери один ответ.
Тестовый материал
1). Тебе нравится в школе или не очень?
1.не очень 2.нравится 3.не нравится
2). Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
1.чаще хочется остаться дома
2.бывает по-разному 3.иду с радостью
3)Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
1.не знаю 2.остался бы дома 3.пошел бы в школу
4)Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
1.бывает по-разному 2.нравится
5)Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
1.хотел бы 2.не хотел бы 3.не знаю
6)Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
1.не знаю 2.не хотел бы 3.хотел бы
7)Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1.часто 2.редко 3.не рассказываю
8)Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
1.точно не знаю 2.хотел бы 3.не хотел бы
9)У тебя в классе много друзей?
1.мало 2.много 3.нет друзей
10). Тебе нравятся твои одноклассники?
1.нравятся 2.не очень 3.не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста
Ребятам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов, которые оцениваются следующим образом:
- 3 балла, если ответ на поставленный вопрос свидетельствует о положительном отношении к школе. Например, когда на вопрос: “ Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти необязательно, ты бы пошел в школу?”, ребенок дает ответ “Да”;
- 1 балл, если ребенок дает нейтральный ответ: “Не знаю” или “Бывает по- разному”
- 0 баллов, если ребенок дает ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к школе. Например, когда на вопрос “Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?”, ребенок отвечает отрицательно.
По всем ответам баллы суммируются, учителю довольно легко соотнести результаты с несколькими уровнями мотивации:
- 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Ребята с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение. Для таких учащихся свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.
10-14 баллов – низкий уровень школьной мотивации. Ребята, показавшие такой результат, неохотно посещают школу, очень часто ссылаются на плохое самочуствие.
ниже 10 баллов – школьная дезадаптация, негативное отношение к школе. Такой результат характерен для детей с низкой мотивационной, психологической, физиологической готовностью к школе. Они не справляются с выполнением школьных требований, постоянно придумывая причины для объяснения своего поведения. В школе они чувствую себя крайне дискомфортно, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Рисунок 115