Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы экономической теории» по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»


АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА
И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ИМСИТ
г. Краснодар
Факультет среднего профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМС, проректор
по учебной работе, профессор
_____________________Н.Н. Павелко
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.01 «Основы экономической теории»
профессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Квалификация «Специалист по земельно-имущественным отношениям»
г. Краснодар
2016

РАССМОТРЕНО
на заседании предметно цикловой комиссии
Протокол № ___
от ____ августа 20___ г.
Председатель ПЦК
_____________Цебренко К.Н. ПРИНЯТО
педагогическим советом
ФСПО
Протокол № ___
от ___ августа 20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 486.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» «технического профиля» на 2 курсе в 3 семестре.
Разработчик: Ю.С. Буценко, преподаватель ФСПО академии _____________ ( подпись)
Рецензенты:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Квалификация по диплому: _________________________________________________
_______________________________
(подпись)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Квалификация по диплому: _________________________________________________
_______________________________
(подпись)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Квалификация по диплому: _________________________________________________
_______________________________
(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………………... 4
1.1 Область применения программы………………………………………………………. 4
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ППССЗ СПО………………………………. 4
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины…... 5
1.4 Требования к результатам освоения содержания дисциплины……………………… 6
1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины…………………... 7
2 Структура и содержание учебной дисциплины………………………………………… 8
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………………….. 8
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы экономической теории»….…………………………...……………………………………….……………… 9
2.3 Образовательные технологии……………………………..…………………………... 20
3 Условия реализации программы дисциплины………………………………………….. 23
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению………...… 23
3.2 Условия реализации программы для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья……………………………………...………… 23
3.3 Информационное обеспечение обучения……………………………………………... 23
3.4 Методические указания к практическим занятиям…………………………...……… 24
3.5 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы…………………………………………………………...………. 24
4 Характеристика основных видов деятельности обучающихся…………………...…… 25
5 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины………………………………... 42
6 Лист согласования рабочей программы…………………………………………...……. 46
7 Дополнения и изменения в рабочей программе…………………………………...…… 47

1 Паспорт программы учебной дисциплины
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины «Основы экономической теории» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована для изучения дисциплины «Основы экономической теории» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, а также при разработке программ дополнительного профессионального образования в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ППССЗ СПО
Учебная дисциплина «Основы экономической теории» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Основы экономической теории» является одной из основных общепрофессиональных дисциплин базовой части ООП. Методология курса данной дисциплины опирается на системную согласованность с сопутствующими дисциплинами профессионального цикла ОПП.
Тематические разделы дисциплины должны быть методически связаны со следующими дисциплинами: математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия, экономика организации, статистика, основы менеджмента и маркетинга, бухгалтерский учет и налогообложение, финансы, денежное обращение и кредит, экономический анализ, основы предпринимательства.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенность изучения основ экономической теории заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).
Специфика изучения дисциплины «Основы экономической теории» при овладении специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела. Этот компонент реализуется в процессе учебной деятельности и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися.
Рабочая программа предусматривает разнообразные формы организации и проведения учебных занятий: комбинированный урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ (мультмедиа и интерактивная доска), коллоквиум, самостоятельная работа студентов, дискуссия, конференция.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель изучения дисциплины:
сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение,
умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.
формирование у студентов четких представлений об основах экономической политики государства, умение ориентироваться в различных экономических понятиях;
уяснение теоретического наследия основоположников экономических теорий;
понимание студентами сущности микроэкономического механизма и макроэкономического регулирования экономических процессов;
формирование у студентов знаний по вопросам международных экономических процессов;
формирование у студентов навыков самостоятельной работы по решению конкретных экономических проблем на основе анализа фактического материала.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Основы экономической теории» предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, содержит учебный материал, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику практических занятий, проектной деятельности, рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
- анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
- распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
- разбираться в основных принципах ценообразования;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
- ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
- рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
- роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.
Вариативная часть – не предусмотрено.
1.4 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Управление земельно-имущественным комплексом.
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
Осуществление кадастровых отношений.
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
Определение стоимости недвижимого имущества.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки студента 78 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 52 часов;
- самостоятельной работы студента 26 часов;
- дифференцированный зачет.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 52
в том числе: лабораторные занятия Не предусмотрено
практические занятия 17
контрольные работы Не предусмотрено
курсовая работа (проект) Не предусмотрено
самостоятельная работа студента (всего) 26
в том числе: Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Не предусмотрено
Итоговая аттестация в форме (указать) Дифференцированный зачет

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ 10
Тема 1.1
Экономика как наука Содержание учебного материала
Предмет экономической теории. Многообразие подходов к предмету экономической теории. Метод исследования и основные стадии познания. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Граница производственных возможностей. 2 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
Предмет и методы экономической теории
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема выбора
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяОсновные этапы развития экономической теории
Экономическая теория в системе экономических наук 2 Тема 1.2
Типы экономических систем Содержание учебного материал
Традиционная экономическая система, ее характерные черты.
Командно-административная экономическая система. Государственная (общественная) собственность, планирование. Ответ на вопросы «Что? Как? Для кого? с помощью централизованно принимаемых решений. Ресурсоограниченная экономика.
 Рыночная экономика. Частная собственность, отсутствие планирования. Отсутствие. вмешательства государства в экономику. (социальное неравенство).
Смешанная экономика как разновидность капиталистической. Частная собственность при сильной социальной функции государства, элементы планирования. 2 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяСобственность как экономическая категория
Характерные черты типов экономических систем.
Отличия перехода к рыночной экономике от традиционной и от командно-административной. 2 РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 40
Тема 2.1
Теория спроса и предложения Содержание учебного материала
Потребности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Величина спроса. Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса. Факторы смещения кривой спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса. Эластичность спроса, эластичный и неэластичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициенты эластичности спроса.
Закон предложения. Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации.
Рыночное равновесие и его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки потребителя и производителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу.
Эластичность предложения: единичная эластичность, эластичное и неэластичное предложение. Вариант совершенно неэластичного предложения. Коэффициенты эластичного предложения. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
2 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
Понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Индивидуальный и рыночный спрос
Понятие и кривая предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения
3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяПонятие эластичности. Эластичность спроса по цене
Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу
Диапазон значений коэффициентов эластичности спроса
Эластичность предложения 4 Тема 2.2
Теория потребительского поведения
Содержание учебного материала
Полезность: психологические и экономические корни этого понятия. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности, график. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, бюджетная линия (бюджетное ограничение). Предельная норма замещения. Концепция рационального потребителя, максимизация общей полезности. Равновесие потребителя. 4 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
Бюджетные ограничения потребителя
Полезность как основа выбора потребителя
Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяСоциальные эффекты: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Вэблена.
Предпочтения потребителя. Аксиомы рационального выбора. 2 Тема 2.3
Теория производства Содержание учебного материала
Понятие издержек производства. Классификация издержек по критерию принадлежности на: внешние и внутренние издержки. Валовой доход и предпринимательский доход. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
Издержки производства в краткосрочном и долговременном периодах. Классификация издержек производства в краткосрочном периоде по критерию их зависимости от объема выпуска на постоянные, переменные и общие издержки производства. Средние и предельные издержки. Графики издержек производства.
Издержки производства и законы возрастающей, постоянной и убывающей производительности. Соотношение средней и предельной производительности. Эффект масштаба производства. Издержки в долгосрочном периоде.
4 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
1. Общая, средняя и предельная выручка предприятия
2. Общие, средние и предельные издержки. Кривые издержек
3. Бухгалтерская и экономическая прибыль
4. Максимизация прибыли как цель предприятия. Условие максимизации прибыли
5.Закон убывающей предельной доходности 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяИздержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде 2 Тема 2.4
Предприятие в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Содержание учебного материала
Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности рынка чистой конкуренции. Спрос на продукт конкурентного продавца.
Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции. Монополия в хозяйственной жизни и специфика поведения предприятия- монополиста. Функционирование рынка чистой монополии и необходимость его регулирования.
Понятие олигополии и её становление. Дуополия как частный случай олигополии. Типы олигополий. Цена конкуренция и максимизация прибыли. Особенности поведения предприятия-олигополиста.
Модель рынка монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и ее основные формы: дифференциация продукта, его совершенствование, реклама. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия, функционирующего в условиях монополистической конкуренции. 4 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
1. Понятие совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции
2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Спрос на продукцию отдельной конкурентной фирмы
3. Характерные черты рынка чистой монополии. Спрос как регулятор монопольной цены и объема производства
4. Монополистическая конкуренция и ее признаки
5. Олигополия: ее признаки и причины существования 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихся1. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции: экономическая эффективность в рыночной экономике
2. Причины возникновения монополий
3. Разнообразие форм олигополистического поведения 2 Тема 2.5
Рынки факторов производства Содержание учебного материала
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. 4 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
Рынок труда. Спрос и предложение труда
Заработная плата: сущность, виды
Рынок производственного и денежного капитала Ссудный процент
Земля как фактор производства, рента и цена земли 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяЗаработная плата на конкурентных рынках
Процентная ставка и инвестиции 2 РАЗДЕЛ 3
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 18
Тема 3.1
Национальная экономика и общественный продукт Содержание учебного материала
Национальная экономика: понятие, особенности. Необходимость агрегирования экономических показателей.
Совокупный общественный продукт и его формы: валовой общественный и конечно общественный продукт. Промежуточный продукт и добавленная стоимость. Конечно общественный продукт и его формы: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Валовой внутренний продукт. Его составляющие и различные способы счета: производственный, конечного использования, распределительный. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. 4 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
1. Предмет макроэкономики и ее особенности
2. Система национальных счетов
3. Общая характеристика макроэкономических показателей
4. Валовой национальный продукт и методы его измерения 2 Контрольные работы
не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяМетоды макроэкономического анализа
Равновесное фун6кционирование национальной экономики 2 Тема 3.2
Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
Содержание учебного материала
Модель «совокупный спрос - совокупное предложение» как базовая модель макроэкономического равновесия, базирующегося на приоритете сферы обращения.
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Ценовые факторы совокупного спроса. Смещение кривой совокупного спроса и его неценовые факторы.
Совокупное предложение в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения и её три отрезка – горизонтальный, восходящий и вертикальный. Ценовые факторы совокупного предложения и его неценовые факторы.
Варианты равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Смещение кривой совокупного спроса и особенности равновесия на различных отрезках кривой совокупного спроса и особенности равновесия на различных отрезках кривой совокупного предложения.
2 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихся1. Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса
2. Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения
3. Макроэкономическое равновесие (модель AS-AD)
4. Изменения в макроэкономическом равновесии 2 Тема 3.3
Макроэкономическая нестабильность Содержание учебного материала
Экономический рост: понятие, типы и показатели. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста.
Понятие цикла. Диспропорциональность и цикличность развития экономики и причины ее вызывающие. Фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем. Различия в продолжительности экономических циклов. Большие экономические циклы (циклы Н. Д. Кондратьева). Экономические и социальные последствия кризисов и циклического развития. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица 2 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
1. Понятие и типы экономического роста
2. Источники (факторы) экономического роста
3. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов 2 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяОсобенности современного экономического цикла
Антициклическое регулирование 3 РАЗДЕЛ 4
ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 10
Тема 4.1
Денежно-кредитная система государства Содержание учебного материала
Сущность и функции денег. Типы денежных систем: обращение металлических денег и обращение кредитно-бумажных денег. Денежные агрегаты. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Спрос и предложение денег, их зависимость от экономической конъюнктуры.
Сущность, функции и формы кредита. Принципы кредитования. Необходимость кредита. Ссудный процент и закономерности его динамики. Норма и ставка процента.
Банковская система. Банки, их виды и функции. Центральный банк, коммерческие банки. 3 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия
1. Сущность и функции денег. Денежная система общества
2. Спрос и предложение денег
3. Сущность и необходимость кредита. Кредитная система государства
4. Банковская система государства и принципы ее построения 1 Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяТипы денежных систем: обращение металлических денег и обращение кредитно-бумажных денег 2 Тема 4.2
Финансовая система государства Содержание учебного материала
Финансовая структура: понятие, структура. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Бюджетная система и ее уровни. Структура государственного бюджета: основные статьи доходов и расходов. Внебюджетные фонды.
Сущность налогов, их фискальная, регулирующая и контролирующая функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов: по характеру применяемых ставок, по способу взимания, по характе6ру объектов и субъектов налогообложения. Налоговые ставки и бюджетные поступления. Кривая А.Лаффера Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг. 2 Репродуктивный
Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихсяСущность и виды ценных бумаг
Номинальная стоимость и курс акций
Фондовая биржа и ее функции в экономике 2 Всего 78
Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы и дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. Виды образовательных технологий.
Образовательная технология – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.
1. Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.
Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:
Лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).
Семинар – беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
Лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов.
2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание 20 учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.
Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.
Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:
Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.
Основные типы проектов:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем). Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:
лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками),
лекция-беседа,
лекция-дискуссия,
семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.
Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов). Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее определенного процента от всего объема аудиторных занятий.
Технологии, используемые при формировании образовательных компетенций приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Технологии формирования общих компетенций
Название ОК Технология формирования ОК
(на учебных занятиях)
ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Технология «публичная презентация проекта» (представление содержания, выделение и иллюстрация сообщения)
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Технология развития критического мышления (групповое обсуждение проблемных вопросов, выполнение творческих заданий, учебная дискуссия)
Технология «Анализ конкретных ситуаций» (выявление проблемы; поиск причин возникновения проблемы; анализ проблемы с использованием теоретических конструкций; анализ положительных и отрицательных последствий решения проблемы; обоснование лучшего варианта решения проблемы).
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Технология электронных образовательных ресурсов (умение ориентироваться в специальной экономической литературе – работа с нормативно-правовыми актами)
Технология «Творческое задание» (подборка примеров из практики; подборка материала по определенной проблеме)
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Технология «Деловая игра» (обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом).
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия рабочей программы учебной дисциплины (учебники, учебно-методическими рекомендациями, видеофильмы), наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- доска
Технические средства обучения: проектор.
3.2 Условия реализации программы для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специфика получаемой направленности (профиля) образовательной программы предполагает возможность обучения следующих категорий инвалидов и лиц с ограничен-ными возможностями здоровья:
1.с ограничением двигательных функций;
2.с нарушениями слуха.
3.с нарушениями зрения
Организация образовательного процесса обеспечивает возможность беспрепятст-венного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в учебные аудитории и другие помещения, для этого имеются пандусы, поручни, лифты и расширенные дверные проемы.
В учебных аудиториях и лабораториях имеется возможность оборудовать места для студентов-инвалидов с различными видами нарушения здоровья, в том числе опорно-двигательного аппарата и слуха. Освещенность учебных мест устанавливается в соответ-ствии с положениями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещения». Все предметы, необходимые для учебного процесса, располагаются в зоне максимальной дося-гаемости вытянутых рук.
Помещения предусматривают учебные места для лиц с ограниченными возможно-стями здоровья и инвалидов, имеющих сердечно-сосудистые заболевания, они оборудова-ны солнцезащитными устройствами (жалюзи), в них имеется система климат-контроля.
По необходимости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики, обучаю-щиеся обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами в фор-мах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят Государственной Думой 21.10.1994 г. №51-ФЗ. – М.: Проспект, КноРус, 2014. – 608 с.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник / В.З. Баликоев. - 16-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.
Воронин А.Ю. Общая экономическая теория: Учебник / А.Ю. Воронин; Под общ. ред. А.Ю. Воронина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 518 с.
Макроэкономика: Учебник / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 202 с.
Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник. - М.: Дашков и К, 2014. -650 с.
Основы экономики: учеб. пособие для СПО/под ред. Н.Н. Кожевникова. -М.: Академия, 2014. -288 с.
Основы экономической теории: Учебник/Слагода В. Г. - 3 изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
Экономическая теория: Учеб./М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков; Мос. Гос. Универ. им. М.В.Ломоносова (МГУ). - 3 изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011 - 608с.
Экономическая теория: учебник /под ред. А.И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 2013. -747 с.
Для студентов
Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2012. -596с.
Вечканов Г.С. Макроэкономика. — СПб.: Питер. – 2012. — 464 с.
Гродский В.С. Экономикс: учеб. пособие. -М.: ИНФРА_М, 2013. -222 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник и практикум. – М.: Изд-во Юрайт. — 2013. — 573 с.
Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учебное пособие / Л.Н. Даниленко. – М.: ИНФРА-М. – 2013. – 576с.
Микроэкономика /Под ред. Г.А.Родиной, С.В. Тарасовой. -М.: Юрайт,2012. -263 с.
Селищева Т.А. Микроэкономика: Учебное пособие /; Под ред. Т.А. Селищевой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 250 с.
Экономическая теория. Краткий курс / Носова С.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
Экономическая теория: Учебник / В.В.Багинова, Т.Г.Бродская и др.; Под общ. ред. проф. А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 747 с.
Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с.
Экономическая теория: Учебное пособие / Р.Г. Янбарисов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 624 с.
Интернет-ресурсы
www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития и торговли РФ
www.minfin.ru - Министерство финансов Российской Федерации
www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба
www.tpprf.ru - Торгово-промышленная палата
www.budgetrf.ru - Бюджетная система РФ
www.cbr.ru - Банк России
www.gks.ru - Государственный Комитет РФ по статистике
www.forecast.ru - Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
www.beafnd.org - Бюро Экономического Анализа
3.4 Методические указания к практическим занятиям
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы экономической теории» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.02 «Земельно-имущественные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 486. Указания включают материал, необходимый для выполнения практических занятий. Методические указания рассмотрены и одобрены Предметно-цикловой комиссией технического профиля.
3.5 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы

Курсовое проектирование не предусмотрено.

4 Характеристика основных видов деятельности обучающихся
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района
Уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- планировать деятельность организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- рассчитывать цену продукции;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию Тематика практических работ:
Предмет и методы экономической теории
Рынок производственного и денежного капитала Ссудный процент
Понятие и кривая предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения
Налог на прибыль и налог на имущество организации
Знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
- аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Перечень тем:
Метод исследования и основные стадии познания
Рыночное равновесие и его устойчивость
Закон убывающей предельной полезности, график
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Равновесное функционирование национальной экономики
Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса
Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде
Социальные эффекты: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект ВэбленаФондовая биржа и ее функции в экономике
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема выбора
Земля как фактор производства, рента и цена земли
Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.
Косвенные налоги
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Полезность: психологические и экономические корни этого понятия. Предельная полезность.
Понятие издержек производства. Классификация издержек по критерию принадлежности на: внешние и внутренние издержки.
Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Методы макроэкономического анализа
Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения
Сущность и функции денег. Денежная система общества
Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения
Заработная плата на конкурентных рынках
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей
Предмет макроэкономики и ее особенности
Сущность и виды издержек организации
Бюджетные ограничения потребителя
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Валовой доход и предпринимательский доход.
Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
Графики издержек производства.
Издержки производства и законы возрастающей, постоянной и убывающей производительности.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Заработная плата на конкурентных рынках
Макроэкономическое равновесие (модель AS-AD)
Производительность труда в организации
Полная себестоимость товарной, реализованной и валовой продукции
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Индивидуальный и рыночный спрос
Система национальных счетов
График безубыточности
Полезность как основа выбора потребителя
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.
Монополия в хозяйственной жизни и специфика поведения предприятия- монополиста.
Понятие олигополии и её становление.
Модель рынка монополистической конкуренции.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Разнообразие форм олигополистического поведения
Изменения в макроэкономическом равновесии
Формы и системы оплаты труда
Ценовая политика предприятия
Налоговая система РФ
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Понятие и кривая предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения
Общая характеристика макроэкономических показателей
Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Факторы производства.
Национальная экономика: понятие, особенности.
Модель «совокупный спрос - совокупное предложение» как базовая модель макроэкономического равновесия, базирующегося на приоритете сферы обращения.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Причины возникновения монополий
Особенности современного экономического цикла
Этапы разработки и реализации ценовой политики организации
Виды инвестиций: финансовые (венчурные, прямые, портфельные, аннуитеты) и капиталообразующие инвестиции (капитальные вложения, капитальное строительство, вложения в оборотные средства и нематериальные активы).ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.
Валовой национальный продукт и методы его измерения
Калькуляция продукции
Общая, средняя и предельная выручка предприятия
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Финансовая структура: понятие, структура.
Сущность налогов, их фискальная, регулирующая и контролирующая функции.
Бюджетный дефицит и профицит.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции: экономическая эффективность в рыночной экономике
Антициклическое регулирование
Типы денежных систем: обращение металлических денег и обращение кредитно-бумажных денег
Сущность и виды ценных бумаг
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Бюджетные ограничения потребителя
Понятие и типы экономического роста
Ценовая система и классификация цен
Общие, средние и предельные издержки. Кривые издержек
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Понятие издержек производства. Классификация издержек по критерию принадлежности на: внешние и внутренние издержки.
Рента. Земельная рента.
Основные теории происхождения процента.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде
Деловая репутация (гудвилл)
Планирование производственной программы
Стадии жизненного цикла инноваций: зарождение, рост, зрелость, насыщение рынка, упадок
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Полезность как основа выбора потребителя
Источники (факторы) экономического роста
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Экономический рост: понятие, типы и показатели. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста.
Сущность и функции денег. Типы денежных систем: обращение металлических денег и обращение кредитно-бумажных денег.
Сущность налогов, их фискальная, регулирующая и контролирующая функции.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Предпочтения потребителя. Аксиомы рационального выбора.
Учет деловой репутации
Бизнес-план предприятия
Виды ценовых стратегий
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия
Экономический цикл и его фазы. Виды циклов
Максимизация прибыли как цель предприятия. Условие максимизации прибыли
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Понятие цикла. Диспропорциональность и цикличность развития экономики и причины ее вызывающие.
Сущность, функции и формы кредита. Принципы кредитования.
Банковская система. Банки, их виды и функции.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Социальные эффекты: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Вэблена.
Отличия перехода к рыночной экономике от традиционной и от командно-административной
Диапазон значений коэффициентов эластичности спроса
Методы макроэкономического анализа
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Общая, средняя и предельная выручка предприятия
Сущность и функции денег. Денежная система общества
Закон убывающей предельной доходности
Понятие совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Совокупный общественный продукт и его формы: валовой общественный и конечно общественный продукт.
Соотношение средней и предельной производительности.
Эффект масштаба производства.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Эластичность предложения
Учет деловой репутации
Бизнес-план предприятия
Виды ценовых стратегий
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Общие, средние и предельные издержки. Кривые издержек
Спрос и предложение денег
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Спрос на продукцию отдельной конкурентной фирмы
Характерные черты рынка чистой монополии. Спрос как регулятор монопольной цены и объема производства
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Издержки в долгосрочном периоде.
Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, бюджетная линия (бюджетное ограничение).
Потребности и платежеспособный спрос.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Диапазон значений коэффициентов эластичности спроса
Учет деловой репутации
Бизнес-план предприятия
Виды ценовых стратегий
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Сущность и необходимость кредита. Кредитная система государства
Монополистическая конкуренция и ее признаки
Олигополия: ее признаки и причины существования
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Традиционная экономическая система, ее характерные черты.
Государственная (общественная) собственность, планирование.
Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу
Банковская система государства и принципы ее построения
Бизнес-план предприятия
Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Максимизация прибыли как цель предприятия. Условие максимизации прибыли
Банковская система государства и принципы ее построения
Система национальных счетов
Формы внешнеэкономической деятельности предприятия
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Граница производственных возможностей.
Рыночная экономика.
Смешанная экономика как разновидность капиталистической.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене
Учет деловой репутации
Макроэкономическое равновесие (модель AS-AD)
Номинальная стоимость и курс акций
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Закон убывающей предельной доходности
Сущность и функции финансов
Общая характеристика макроэкономических показателей
Валовой национальный продукт и методы его измерения
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Определение спроса. Величина спроса.
Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса.
Факторы смещения кривой спроса.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Отличия перехода к рыночной экономике от традиционной и от командно-административной
Заработная плата на конкурентных рынках
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции: экономическая эффективность в рыночной экономике
Предпочтения потребителя. Аксиомы рационального выбора.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Понятие совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции
Финансовая система государства и ее структура. Государственный бюджет
Понятие и типы экономического роста
Источники (факторы) экономического роста
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Рыночное равновесие и его устойчивость.
Равновесная цена и равновесный объем.
Равновесие по Вальрасу и Маршаллу.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Характерные черты типов экономических систем
Учет деловой репутации
Бизнес-план предприятия
Виды ценовых стратегий
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Спрос на продукцию отдельной конкурентной фирмы
Налоги и налоговая система. Кривая ЛаффераЭкономический цикл и его фазы. Виды циклов
Сущность и функции денег. Денежная система общества
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Потребительские предпочтения.
Концепция рационального потребителя, максимизация общей полезности.
Графики издержек производства.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Собственность как экономическая категория
Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
Предпочтения потребителя. Аксиомы рационального выбора.
Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Характерные черты рынка чистой монополии. Спрос как регулятор монопольной цены и объема производства
Механизм реализации фискальной политики государства
Спрос и предложение денег
Сущность и необходимость кредита. Кредитная система государства
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Эффект масштаба производства.
Издержки в долгосрочном периоде.
Конечно общественный продукт и его формы: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Экономическая теория в системе экономических наук
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене
Характерные черты типов экономических систем
Причины возникновения монополий
ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Монополистическая конкуренция и ее признаки
Предмет и методы экономической теории
Банковская система государства и принципы ее построения
Сущность и функции финансов
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП.
Варианты равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Смещение кривой совокупного спроса и особенности равновесия на различных отрезках кривой совокупного спроса и особенности равновесия на различных отрезках кривой совокупного предложения.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Основные этапы развития экономической теории
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции: экономическая эффективность в рыночной экономике
Заработная плата на конкурентных рынках
Равновесное функционирование национальной экономики
ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Олигополия: ее признаки и причины существования
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема выбора
Финансовая система государства и ее структура. Государственный бюджет
Налоги и налоговая система. Кривая ЛаффераЗнать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Понятие цикла.
Диспропорциональность и цикличность развития экономики и причины ее вызывающие.
Фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Отличия перехода к рыночной экономике от традиционной и от командно-административной.
Методы макроэкономического анализа
Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения
Типы денежных систем: обращение металлических денег и обращение кредитно-бумажных денег
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Рынок труда. Спрос и предложение труда
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей
Механизм реализации фискальной политики государства
Понятие и кривая предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица
Макроэкономическое равновесие на денежном рынке.
Спрос и предложение денег, их зависимость от экономической конъюнктуры.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Характерные черты типов экономических систем.
Сущность и виды ценных бума
Номинальная стоимость и курс акций
Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области
Уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;
- организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных. Тематика практических работ:
Заработная плата: сущность, виды
Понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Индивидуальный и рыночный спрос
Характерные черты рынка чистой монополии. Спрос как регулятор монопольной цены и объема производства
Понятие и типы экономического роста
Знать:
- организацию производственного и технологического процессов в гостинице;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования на услуги;
- формы оплаты труда в современных условиях;
- технико-экономические показатели деятельности гостиницы Перечень тем:
Структура государственного бюджета: основные статьи доходов и расходов.
Внебюджетные фонды.
Налоговые ставки и бюджетные поступления.
Самостоятельная работа студента Тематика самостоятельной работы:
Собственность как экономическая категория
Диапазон значений коэффициентов эластичности спроса
Разнообразие форм олигополистического поведения
Заработная плата на конкурентных рынках
5 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: Формы контроля обучения:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
- строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
- анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
- распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
- разбираться в основных принципах ценообразования устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях устный опрос, письменное тестирование; самостоятельная работа, практические задания, активность на занятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа
- ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа
- рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа
- роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа
- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа
- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа

Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы экономической теории»
Основные этапы развития экономической теории.
Предмет и метод экономической теории.
Принцип ограниченности ресурсов.
Кривая производственных возможностей.
Типы экономических систем.
Понятие и закон спроса, кривая спроса.
Неценовые факторы, влияющие на спрос.
Спрос и объем спроса. Сдвиг кривой спроса.
Понятия и закон предложения, кривая предложения.
Неценовые факторы, влияющие на предложения.
Предложения и объем предложения. Сдвиг кривой предложения.
Понятия равновесия рынка.
Понятия эластичности. Ценовая эластичность спроса. Факторы ценовой эластичности.
Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Перекрестная эластичность.
Поведения потребителя в рыночной экономике.
Понятия издержек. Внешние и внутренние издержки.
Общие, средние и предельные издержки. Кривая издержек.
Общая, средняя и предельная выручка предприятия.
Закон убывающей предельной доходности.
Понятие совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции.
Производство и ценообразование в условиях чистой монополии.
Монополистическая конкуренция и ее признаки.
Производство и ценообразование в условиях олигополии.
Антимонопольное регулирование.
Рынок труда. Спрос предложение труда.
Предмет макроэкономики и ее особенности.
Общая характеристика макроэкономических показателей.
Валовой национальный продукт и методы его измерения.
Понятие и особенности рынка труда.
Сущность и виды заработной платы.
Заработная плата в условиях конкуренции и монопсонии.
Роль профсоюзов на рынке труда.
Экономическая рента
Ссудный процент
Предпринимательский доход и экономическая прибыль.
Сущность и функции денег. Денежная система общества
Спрос и предложение денег.
Сущность и необходимость кредита. Кредитная система государства.
Банковская система государства и принципы ее построения.
Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса.
Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие (модель AS-AD).
Изменения в макроэкономическом равновесии.
Ставка процента, инвестиции и кривая IS.
Спрос на деньги и кривая LM.
Модель IS – LM как модель совокупного спроса.
Экономический цикл и его фазы. Виды циклов.
Особенности современного экономического цикла.
Понятие и типы экономического роста.
Источники (факторы) экономического роста.
Сущность и функции финансов.
Структура финансовой системы государства.
Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
Механизм реализации фискальной политики государства.
Сущность и виды безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.
Состояние рынка труда и механизмы государственного регулирования занятости в России.
Инфляция: сущность, виды.
Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционное регулирование экономики.
Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Стагфляция.

6 Лист согласования рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 486.
Разработчик: Ю.С. Буценко, преподаватель ФСПО академии _____________ ( подпись)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена Предметно-цикловой комиссией технического профиля Протокол №1 от 29 августа 2016 г.
Председатель ПЦКК.Н. Цебренко
Рабочая программа утверждена на заседании Научно-методического совета Академии «___» августа 20__ г., протокол №___.

7 Дополнения и изменения в рабочей программе
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО СТАЛО