Обобщение опыта работы по теме: Использование современных педагогических технологий в обучении биологии и географии, как средство повышения качества профильного обучения

Отдел управления образованием Сорочинского района Оренбургской области













Использование современных педагогических технологий в обучении биологии и географии, как средство повышения качества профильного обучения










Автор опыта: Вырсова Инна Евгеньевна,
учитель географии и биологии высшей
квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Толкаевская средняя
общеобразовательная школа»,
победитель ПНПО 2006г.,2011г.








Сорочинский район
2010 год.

Содержание:



Информация об опыте.3



Технология опыта................................6



Результативность опыта.13



Библиографический список...24



Приложение к опыту...25






























Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта

Тема опыта: «Использование современных педагогических технологий в обучении биологии и географии, как средство повышения качества профильного обучения».
Мой педагогический опыт сформировался за годы работы в МОУ «Толкаевская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области».
ЮНЕСКО в программе «Образование: сокрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний, которые будут наиболее актуальны в 21 веке: философия, история, иностранные языки, информационные технологии, география и биология.
Обновлённый стандарт школьного географического и биологического образования определяет основную цель изучения географии и биологии как «применение географических и биологических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных методов, знаний и умений, а также различной информации». Эта цель обусловливает содержание требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Я считаю, что реализовать её можно только при условии модернизации современного школьного образования путём применения проектно- исследовательской деятельности и компьютерных технологий.
Выбор данной темы связан с общей модернизацией системы образования. Сегодня уделяется огромное внимание развитию образования, в связи с этим в последние годы заметно улучшилась техническая база нашего учебного заведения. Сама жизнь с её научно-техническим прогрессом подтолкнула и сельские школы к дальнейшему развитию. Современные педагогические технологии позволили учителям выбирать самые интересные из них. Методы обучения учащихся, которые бы давали направление в выборе профиля дальнейшего обучения. Современные технические возможности школы дали возможность и учителям, и ученикам учиться работе с компьютером и заниматься интересной проектно- исследовательской деятельностью. Таким образом, я начала работу этой темой.
Над темой опыта я работаю более трёх лет. Период времени незначительный, но я для себя, как учителя, за это время открыла новые способы ведения уроков географии и биологии. Предыдущий этап моей педагогической деятельности был направлен на освоение активных форм и методов работы и применение их на практике. Я и сейчас использую эти технологии. Но для меня настоящим открытием стала возможность использования проектно-исследовательской деятельности и информационных технологий в обучении биологии и географии, и поэтому я попыталась доказать, что они являются средством повышения качества профильного обучения.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Жизнь учит нас, что нет неспособных учеников: каждый человек талантлив от природы но, не выявив, и не развив детскую одаренность, мы, как следствие теряем талантливых взрослых. Каждый учитель это понимает, принимает и делает все возможное для формирования и развития творческих способностей обучающихся через применение эффективных педагогических технологий.
Наиболее перспективными из них являются те, которые способствуют формированию и развитию познавательной и творческой активности школьников. Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стала разработка профильного обучения как системы специализированной подготовки на старшей ступени общего образования. Личностно ориентированный подход к профильному обучению позволяет наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности, учащихся за счет построения индивидуальных образовательных программ.
В системе профильного обучения особое значение приобретает учебно-исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения. Это актуализирует использование компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах.
В сегодняшних условиях образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности. Современные авторы ставят вопрос следующим образом: «Конфликт между человеком и институтом образования заключен в исходном противоречии: соприкасаясь с образованием, мы жаждем встречи с культурой, а оказываемся лицом к лицу со знанием. Или иначе: знание, как известно, акультурно, культурно лишь движение к еще не выявленному знанию, причем знанию индивидуальному, самостоятельному» (О.В.Долженко).
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Происходит становление и развитие принципиально новых образовательных технологий, которые должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности. В условиях становления и развития профильного обучения актуальным становится вопрос построения индивидуальных образовательных траекторий в личностно- ориентированном учебном процессе.
Актуальным является вопрос об организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, формировании исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников.
Исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.
Исследовательская деятельность предполагает, что знать необходимо все то, что уже достигнуто в данной области знаний, а уметь – всегда следует самому добывать новые знания, умение применить на практике методы научных исследований, получить новые научные знания самостоятельно.
Всем известно, что внедрение пректно- исследовательской деятельности, компьютерных технологий и мультимедиа в школе является одним из направлений модернизации системы образования в школе. Процесс этот начался не так давно, однако темп его очень велик.
И хотя я относительно недавно освоила эти технологии, положительный результат обучения учащихся уже заметен.
Как показывает опыт, современные дети в большинстве своём охотно выполняют проектную работу, легко вращаются в компьютерном мире, сами ищут возможности использования компьютера при выполнении заданий. Особенно если эти задания связаны с привлечением большого массива современной информации, со сложными графическими построениями, или с высокими требованиями к оформлению работы. В таких условиях, я должна приложить максимум усилий к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии и биологии. Это уже продиктовано самой жизнью.
Ведущими педагогическими идеями опыта являются

концепция деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) в части разработки целей и содержания деятельностной технологии формирования исследовательской компетенции;
деятельностный подход в образовании (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) в части общих принципов учебной деятельности;
основные положения методологии научно-педагогических исследований ( Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Н.Ф. Талызина).
ведущие идеи компетентностного подхода, направленного на деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты (А.В. Хуторской и др.);
Считаю, что перед школой стоит основная задача – формирование всесторонне развитой личности, в том числе через содержание, методы школьного курса географии и биологии. Использование проектно- исследовательской деятельности и компьютера в обучении предмету способствует повышению качества знаний учащихся, так как вызывает определённый интерес у детей непосредственно сама работа по проведению исследовании, открытие новых возможностей, а также способствует реализации основной задачи школы. Использование проектно- исследовательской деятельности и компьютерных технологий сегодня – необходимость для дальнейшего становления, самореализации в профессиональной деятельности. Зачастую дети чувствуют себя неуютно при опросе, когда не могут ответить в присутствии всего класса. Благодаря использованию компьютерных технологий таких ситуаций можно избежать и проконтролировать знания учащихся менее болезненным для них образом.
Специфика предмета требует от ученика большой подготовки к уроку, поэтому стараюсь создать такие условия, чтобы подготовка к уроку не была мучительной и тягостной, на уроке ученик должен быть захвачен учебной работой, после урока – испытывать удовлетворённость от собственной деятельности.
Использование проетно- исследовательской деятельности и компьютерной технологии позволяет развивать интерес к уроку до него, во время и после его окончания. Я могу планировать значительную долю самостоятельной работы, при этом использовать различные формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.
Теоретической базой опыта являются
основные идеи модернизации содержания общего образования, направленные на оптимизацию способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования, отраженные в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
теории моделирования и педагогического проектирования образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Хуторской);
культурологическая концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер);
концепции личностно ориентированного профильного обучения (М.И. Лукьянова, Г.Н.Подчалимова, Т.И. Шамова и др.);
ведущие идеи компетентностного подхода, направленного на деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты (А.В. Хуторской и др.);
В географии и биологии заложены огромные возможности для применения новых технологий.
Конечно же, чтобы использовать их, необходимо иметь знания психологических особенностей школьников, их возрастные особенности, что способствует выбору оптимальных методов и средств обучения географии и биологии.
Основополагающим положением в моей педагогической деятельности выступает точка зрения Выготского Л.С. о том, что обучение должно ориентироваться на завтрашний день развития ученика. Правильно ориентированное обучение всегда должно опережать развитие, вести его за собой, служить источником нового в развитии школьника.
Ещё Ушинский в своих работах отмечал, что в биологии и географии должен осуществляться принцип наглядности. А Семёнов продолжил развитие идей Ушинского и предложил развитие и внедрение в практику различных видов самостоятельной деятельности учащихся.
Анучин Т.Н. призывал пробудить у учащихся интерес к самостоятельной работе по географии и биологии.
И вот сегодня идеи ведущих педагогов-основателей биологии и географии мы можем претворять в жизнь благодаря научно-техническому прогрессу.
Хочу сказать, что для меня важен опыт и современных учителей-новаторов. Работая над темой опыта, я познакомилась на страницах журнала «География в школе», «Биология в школе» с научными и творческими трудами таких педагогов, как: Новенко Д.В., Филатова Н.Б., Митрофанова Ю.В., которые помогли мне разобраться с новыми технологиями в преподавании.
Самыми важными технологиями в профильном образовании, как я считаю, являются проектно- исследовательские и компьютерные технологии.
Я применяю несколько основных направлений использования компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании географии и биологии:
- модули из коллекции ФЦИОР;
- демонстрация материалов;
- показ процессов;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа учащихся;
- презентации.
Анализируя опыт применения компьютерных технологий, могу сделать вывод о том, что использование этих педагогических технологий помогает повысить интерес учащихся к предмету, а следовательно и
качество знаний учащихся, особенно в профильных классах.


Стараясь шагать в ногу со временем, я усердно осваиваю новые педагогические технологии и стараюсь разнообразить их использование в своей практической деятельности.
Календарно- тематическое планирование составлено с применением электронных учебников и мультимедийных приложений. (Приложение №1, пример календарно – тематического планировании по биологии в 6 классе)
Как говорилось выше, в последнее время в связи с модернизацией школьного образования усилился интерес к применению персональных компьютеров в обучении. Материальная база нашей школы постепенно пополняется компьютерной техникой. Но в связи с этим у меня, как и других учителей, возник вопрос: а как использовать с наибольшей пользой эти современные технологии обучения?
Насыщенность школьной биологии и географии статистическим материалом даёт широкое поле деятельности и творчества для использования средств MS Excel. К тому же можно большее количество времени уделять практическим работам учащихся для решения задач различных уровней сложности.
Особенно привлекательным MS Excel может стать при его использовании для выполнения домашних заданий творческого характера и во внеурочной работе учителя, например, на элективных курсах и курсах по выбору.
Использование текстового редактора MS Word стало необходимым атрибутом моей деятельности. Это и подготовка к уроку, например написание конспекта, разработка проверочных и самостоятельных работ, подготовка самого урока – составление раздаточного материала: карточки, индивидуальные задания, методические пособия и т.д.
Возможности использования программы MS Power Point для меня кажутся неограниченными, по крайней мере, её можно использовать практически на каждом уроке. С помощью этого средства можно создавать презентацию – краткий конспект темы с выделением основных особенностей и закономерностей и при наличии технических возможностей демонстрировать его в классе. Когда я начала осваивать это средство обучения передо мной возник вопрос: как и где применять презентации? Наиболее удачным как мне кажется является использование их при изучении новой темы (Приложение №4: урок по теме «Страны и народы Евразии») и закреплении пройденного материала (Приложение №4: урок по теме: «Африка»), так как в первом случае я с помощью персонального компьютера обращаю внимание учеников на главные особенности изучаемой темы, а во втором случае учащиеся смогут повторить пройденный материал, при чём не только с учителем, но и самостоятельно.
Как показывает мой опыт совсем не обязательно учителю самостоятельно заниматься созданием презентаций, да и других программно-методических продуктов. Вполне достаточным может оказаться выполнение учащимися различного рода творческих самостоятельных заданий с использованием тех или иных средств MS Office, основанных на собственных знаниях школьников, а потом по мере накопления дидактического материала, использовать его непосредственно в учебном процессе. Особенно эффективно использование творческих заданий с составлением презентаций.
В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков в системе образования ставится задача обеспечить условия для развития у учащихся умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний, моделирования. Для этого широко внедряются новые технологии обучения, например учебно-проектная деятельность (Приложение №3 – Разработка серии уроков по проектной технологии по биологии в 8 классе).
Учебно-проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроке, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Внедрение учебно-проектной деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными справочно-информационными системами, мультимедиа-технологиями. Метод учебно-проектной деятельности явился методической основой интегрированного изучения разделов курса информатики, географии и биологии.
Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта:
- постановка задачи, для решения которой необходимо и желательно использовать информационные технологии;
- продумывание и обсуждение способов решения проблемы, отбор наиболее продуктивных идей;
- конкретизация идеи, планирование временных, пространственных рамок проекта, распределение ролей его участников;
- поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;
- выбор инструментов решения задачи, освоение новых приёмов работы с информационными системами;
- планирование работы над сценарием проекта;
- выполнение работы по проекту, детализация плана, структуризация проекта;
- анализ и корректировка результатов деятельности;
- представление отчёта по проекту.
Могу сказать, что мой опыт показывает то, что изучение материала идёт более успешно и увлекает, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по интересной и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью. Работа над проектом позволяет предложить учащимся интересный вид учебной деятельности, познакомить с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни.
Зачастую в учебниках материала приближенного к жизни, а ведь именно это может заинтересовать ученика, даётся крайне мало. Углубленное изучение тем, особенно в профильных классах, представляет интерес по ряду причин. Это и знакомство с различными районами нашей планеты, что интересно и увлекательно для учащихся, ведь они получают возможность познакомиться с достопримечательностями мира, расширить свои знания. Также работа над такими проектами ориентирует учащихся на дальнейшее обучение, связанное с биологией и географией. Также учащиеся постепенно в совершенстве овладевают методикой презентаций, которую возможно смогут применять и в своей будущей деятельности.
В настоящее время имеются программные средства, позволяющие быстро создать компьютерные слайды, учебные презентации для любого урока, тем самым оживить урок и сделать его более доступным для восприятия. Одним из таких средств является программа Power Point, о которой я выше уже упоминала. Сейчас хотела бы остановиться на ней более подробно. Эта программа проста в обращении и обладает следующими достоинствами:
- богатые возможности управления текстом и графикой;
- наличие разнообразных шаблонов и планировщиков структуры слайдов;
- возможность импорта файлов разнообразных графических и текстовых форматов;
- интеграция гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-,
видео-, анимационных файлов);
- возможность построения схем, диаграмм и проектирования последовательности показа;
- разнообразные способы вывода информации из презентационной программы (распечатка на принтере, экранные демонстрации, подготовка слайдов).
Перед создание информационных проектов мы ставим и решаем вместе с учащимися следующие задачи:
- расширение кругозора, любознательности, познавательных потребностей;
- формирование представлений о единстве мира;
- формирование навыков работы с информационными технологиями;
- создание информационно-иллюстрированных слайд-фильмов;
- эстетическое и культурологическое развитие.
В ходе работы над проектом формируются такие умения и навыки, как: использование различных программных продуктов для поиска информации; импортирование графической, звуковой и видеоинформации из внешних источников; сканирование; создание собственных рисунков; встраивание звука и видео из внешних источников; создание ссылок; анимация перехода между слайдами; анимация объектов презентации; распечатка слайда.
Безусловно, я хочу отметить то, что всё выше перечисленное в первую очередь требует определённой подготовки учителя, и я осваиваю все выше названные средства, так как считаю, что личным примером должна показать учащимся заинтересованность в новом современном образовании. Часто на уроках применяю цифровые образовательные ресурсы. Мноу разработана методика проведения уроков с использованием ЦОР. (Приложение №7)
Считаю, что в возможностях использования средств MS Office в обучении биологии и географии видится большая перспектива.
Меня, как и многих моих коллег и вообще современных людей, в настоящее время всё больше волнуют проблемы качества. Конечно же эти требования связаны с переходом нашей страны к мировым стандартам качества. Внедрение качества в образовательный процесс – важнейшая задача, которая стоит сейчас перед школой.
Лекционно-семинарская форма обучения давно потеряла свою эффективность – практика доказывает, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Сегодня на уроках я стараюсь выступать не в роли распространителя информации, а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это даёт, как я заметила, некоторые положительные моменты: учащиеся более активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Развитие информационных технологий представило новую, уникальную возможность проведения занятий – внедрение в процесс обучения электронных учебников. В них содержится большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрируются в динамике различные виды информации. По всем классам и по всем программам, по которым я работаю, в кабинете есть электронные учебники и они активно используются на уроках.
Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование. При этом ученик по окончании тестирования сразу же получает оценку.
Учебники логически разбиты на темы и после каждой темы предлагаются тестовые задания, практические задания – работа по контурным картам на знание номенклатуры.
При помощи электронных учебников возможно и использование Интернета – на страницах учебника разработчики вставляют ссылки на тематические Web-странички, таким образом, учащиеся изучают материал не только в рамках учебника, но и получают, свежую информацию из сети Интернет.
Использование мультимедиа технологии в общеобразовательной школе сегодня может рассматриваться как такая форма организации обучения, в рамках которой плодотворно реализуются идеи интенсификации, направленные на поиск максимально эффективных методов и средств обучения, соответствующих его целям и содержанию. Однако при решении дидактических задач в рамках компьютерного обучения возникает противоречие между желанием передать компьютеру максимум педагогических функций и возможностями компьютера эффективно реализовать их на практике.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении считается повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Надо признать, что этот факт, конечно же, временный. Главное состоит в том, чтобы реализовать принцип активности учащихся, когда обучаемый занимает позицию субъекта, активного участника учебного процесса. Особенно эффективно используется технология в тех случаях, когда содержание учебного материала имеет преимущественно информативный характер или описывает способы практических действий. По моему мнению, рационально применять её также в тех случаях, когда ещё учащихся не приучили решать проблемные задачи и их нужно постепенно вводить в процедуру проблемного обучения.
Технология мультимедиа может применяться с целью обеспечения поэлементного контроля над степенью усвоения, учёта индивидуального темпа овладения знаниями, когда содержание учебного материала поддаётся делению на логически завершённый объём информации, когда необходимо обеспечить непосредственное управление учебной деятельностью и требуется быстро получать информацию о степени усвоения объёма знаний всеми учениками.
Я отметила в своей работе роль электронных учебников и роль презентации на уроках биологии и географии. Ещё мне бы хотелось остановиться на таком виде деятельности, как тестирование. В последние годы тестирование привлекает к себе всё большее внимание, как исследователей, так и практиков.
Тестирование, появившееся в нашей стране в 20-е годы и получившее распространение в 60-70-е годы в период активации программированного обучения, в настоящее время распространено в качестве одной из наиболее эффективных форм объективной оценки знаний, навыков и умений обучаемых.
Вопрос оценки успеваемости беспокоит даже опытных преподавателей. Сложность его решения порождается противоречивостью подходов и методов оценки знаний. А так же тем обстоятельством, что одни и те же методы используются разными педагогами с неодинаковой степенью точности и добросовестности. Как оценить частично верный ответ? И оценивать ли его вообще? Контроль призван сопровождать любую учебную деятельность.
В своей практике я использую тестовую методику контроля. Преимущество этой методики в том, что в течение короткого времени мне удаётся проконтролировать всех учащихся. Существенную помощь оказывают тесты при проверке знаний учащихся. В приложении к опыту я прилагаю тесты из своей методической копилки. (Приложение №5: «Тесты по географии») При использовании тестовой методики контроля знаний возникает проблема, какими пользоваться тестами.
Тесты, предлагающие развёрнутые нестандартные ответы. Основные возражения против их использования сводятся к тому, что оценка таких тестов субъективна, и она даёт ограниченные представления о знаниях ученика. У сторонника таких тестов аргументы не менее вески. Данный тип тестов хорошо выявляет мыслительные процессы, предполагает более активные усилия и высокий уровень знаний, даёт возможность практиковаться в письменном изложении своих мыслей.
За годы работы с тестами я разработала несколько общих рекомендаций по оценке знаний и тестированию:
- разъяснение подхода к выставлению оценок;
- предъявление разумных требований;
- объективность в оценке теста;
- чёткие инструкции к тестам;
- ясная формулировка вопросов;
- тщательно проработанный учебный материал-основа теста;
- внимание при проведении теста;
- заранее составленный образец для проставления оценок;
- разбор теста с обучаемыми;
- изменение выставленных оценок недопустимо;
- сомнения диктуются в пользу обучаемого.
Если целью тестовой проверки является уровень формирования навыка в определённом аспекте коммуникативной деятельности, составитель теста должен иметь чёткое представление о сущности тестируемого навыка, поскольку это является основой для выделения конкретных объектов контроля.
Тесты по многим дисциплинам могут представлять собой такой вид контроля, при котором многокомпонентные задания, умения и навыки разбиваются на более простые составляющие, регистрация которых фиксируется в однозначном и относительно простом ответе.
Предметная область применения тестов следующая:
а) проверка элементов монопредметных знаний и умений по теме, главе – в тесте текущего контроля;
б) рубежная проверка монопредметных знаний и умений;
в) проверка знаний по курсу в целом (предметный тест).
Для построения тестовых заданий используется целый ряд методик, из которых наиболее пригодными являются:
а) выбор варианта;
б) подбор пары;
в) заполнение пробела;
г) исключение лишнего.
Все эти тесты не заменяют друг друга. Известно, что практические умения опираются на знания учащимися основных сведений по любому предмету. Следовательно, контроль над их сформированностью должен протекать одновременно за усвоением знаний обучающихся.
Сочетание различных видов тестов на одну и ту же тему может дать наиболее полную картину подготовленности и тестируемой группы учащихся и каждого отдельно. Тестирование является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется насколько осознанно учащиеся, владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике.
Грамотно сконструированные тесты должны акцентировать внимание на самой важной информации, раскрывать внутреннюю логику того или иного фрагмента любой дисциплины. При разработке тестов в большинстве случаев предпочтение отдаётся не механической целесообразности, а возможности активизировать ассоциативные связи.
Тесты удобно проверять, так как преподаватель, работая с «ключами», облегчает процесс проверки. Это даёт возможность проверки большого массива тестов.
Конечно, нельзя абсолютизировать тестирование, так как это всегда отклонение от естественного текста, поэтому и в качестве обучающего и в качестве метода контроля они имеют свои недостатки. Не исключено случайное угадывание правильного ответа, увлечение тестами не способствует развитию речи.
Возможно сочетание тестирования с другими формами и приёмами проверки знаний, в таком случае может выработаться реальная система оценки знаний обучающихся.
В доказательство выше сказанному мне бы хотелось описать один из уроков, который я считаю как нельзя лучше расскажет о применении на одном занятии и метода проблемного изложения, и использовании ИКТ, использование тестирования (Приложение №2 – Урок географии в 6 классе «Вода на Земле»).
Урок «Вода на Земле» в системе уроков является первым в теме «Гидросфера», раздела «Строение Земли. Земные оболочки» - урок изучения нового материала.
Я стремилась придать уроку познавательную направленность, заменить информационно-операционное обучение познавательным. Проблемное изложение материала предоставило широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.
Организационный момент. Включает предварительную организацию класса, готовность учителя к уроку, «исходную мотивацию», актуализацию знаний.
Предварительная организация класса. Чёткое начало урока дисциплинирует учеников, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Необычное начало урока с эпиграфа (слов Антуана де Сент-Экзюпери) способствует быстрому включению уч-ся в познавательную деятельность, активизации их мышления, мобилизации внимания детей, положительному эмоциональному настрою детей.
«Исходная мотивация» Отвечая на вопрос «Какое значение имеет вода в жизни на Земле?», дети приходят к выводу о значимости её в жизни нашей планеты и каждого из них. Ученики осознают, почему и для чего им нужно изучать данную тему программы, что именно им придётся изучить и освоить, какова задача предстоящей работы. Это создаёт готовность школьников к восприятию нового материала, концентрирует внимание на изучаемом вопросе, активизирует мыслительную деятельность.
Актуализация прежних знаний в проблемном уроке в какой-то степени занимает место опроса. Но основная цель этого этапа посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. прежние знания сделать актуальными в денный момент. Основная задача данного этапа - создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить уч-ся к усвоению нового материала
Создание учебно-проблемной ситуации. В преподавании начального курса географии и биологии возможности проблемного обучения в истинном его понимании, т. е. когда учащиеся могут полностью самостоятельно сформулировать проблему и найти пути её решения, весьма ограничены. Это обусловлено и психологическими факторами, и ещё недостаточным объёмом географических знаний, которыми учащиеся могут оперировать в ходе решения проблем. При проблемном изложении в 6 классе ещё нет полной самостоятельности учащихся, но оно обеспечивает их внимание, учит слушать и понимать объяснение учителя, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создаёт устойчивый познавательный интерес.
Одним из путей активизации мыслительной и познавательной деятельности учеников является постановка познавательной задачи проблемного характера в начале изучения нового материала. (В каких состояниях вода встречается в природе? Как называются процессы перехода воды из одного состояния в другое?) После постановки проблемного вопроса учитель показывает поиск ответа на основе уже имеющихся у детей знаний (как «донаучных», так и научных из курса природоведения)
«Донаучные» знания детей используются в учебном процессе при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у учащихся потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни.
Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.
Уровень активности учащихся повышается, когда в ходе беседы учитель, поставив проблемный вопрос, направляет их на самостоятельный поиск ответа (Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?)
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача сформулирована, понята уч-ся, намечается план предстоящей работы. Это создаёт у учащихся ясную перспективу работы.
Третий уровень проблемного изложения материала – творческое решение познавательной деятельности учащихся применён при определении домашнего задания по желанию.
(Напишите рассказ о путешествии капли воды, испарившейся с поверхности океана.)
Для учащихся этого возраста свойственно конкретно-образное и формально-логичное мышление. Поэтому новые знания лучше осознаются и прочнее усваиваются детьми, если процесс обучения осуществляется с опорой на наглядные пособия. Использование информационных технологий не только оживило и разнообразило учебный процесс, но и  открыло большие возможности для расширения образовательных рамок учебного процесса.
Важнейшими средствами обучения явились атлас, карта, учебник, речь учителя, содержащая географическую информацию, речь учеников, готовивших дополнительный материал к уроку. Передо мной стояла задача учить детей слушать и понимать живую речь, что важно не только для урока, но и для воспитания общей культуры детей.
Введение в урок игрового момента («Доставь письма по адресам») так же способствовало вовлечению всех детей в учебный процесс и было направлено на активизацию их познавательной активности. (Приложение №2: «Вода на Земле»)
При самой лучшей организации восприятия нового содержания учащимися нет гарантий, что они приобрели высококачественные знания. Новые знания лучше осознаются и прочнее усваиваются детьми, если в учебный процесс включается «обратная связь», т.е. проверяется их понимание и даются задания на применение, закрепление материала в различных видах деятельности учащихся. Этим был обоснован выбор тестового контроля усвоения новых знаний и подбор домашнего задания.
Урок биологии на тему: «Эволюция органического мира» с использованием модульной технологии- урок обобщения изученного материала, где активно используются модули по теме с Интернета (Приложение №6)

Итак, всё выше сказанное говорит о том, что использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Применение компьютера даёт положительный эффект при изучении географии, мировой художественной культуры. Компьютерные программы направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии и биологии следует помнить о том, что:
- на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до сведения учащихся теоретический материал;
- на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролёры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы;
- на контрольном уроке, используя персональный компьютер, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объём пройденного материала.
Самой удобной формой учебных программ является комбинированная.
Я стараюсь включать в программу дифференцированные упражнения, игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.
К сожалению, в своей работе я испытываю и определённые трудности, они естественны. Это и недостаточное овладение некоторыми учащимися навыков работы с компьютером, и невозможность обеспечения каждого ученика компьютером. В этом случае использую групповой метод – одна группа работает с компьютером, другая – занимается выполнением письменных упражнений.
Ну и конечно же я как учитель должна сама обладать определёнными навыками работы с программным обеспечением. Поэтому я всё время должна совершенствовать свои знания и умения в области использования персонального компьютера. В своей работе я стараюсь учитывать уровень технических навыков учащихся, планирую темп урока и количество выносимого на урок материала.
По поводу использования компьютера на уроке у меня сложилось такое мнение: работать легко, быстро и сразу видишь свои ошибки и результаты.
Компьютер – это величайшее достижение современной технологии, должен стать незаменимым помощником каждого учителя, но не следует думать, что компьютер сможет заменить учителя.


Результативность опыта

Анализируя свою педагогическую деятельность в Толкаевской средней школе, я могу сказать, что для себя за годы работы я смогла создать немалый багаж методических навыков и приёмов. Внедрение в работу таких технологий, как проектно- исследовательская и использование ИКТ считаю, для себя настоящим открытием и уверена, что это ценная находка для любого специалиста. Использование этих новых современных технологий позволяет мне разнообразить уроки, делает их более живыми, интересными. На таких уроках каждый ребёнок может проявить себя и стремится это сделать.
Уверена, что использование ИКТ на уроках биологии и географии, помогает повысить интерес к предмету, вовлечь в работу даже тех учеников, которым изучение какого-либо предмета в школе даётся с большим трудом.
На моих уроках успеваемость по итоговым оценкам составляет 100%, качество знаний варьирует от 68% до 98% в разных классах.


Мониторинг качества знаний по географии

Мониторинг качества знаний по биологии

Анализ результатов мониторинга свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний учащихся. Повышение качества знаний происходит благодаря использованию ИКТ, применению проблемного, проектно-исследовательского методов обучения.



Средний балл по географии составил:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Средний балл по биологии составил:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Итоговые оценки по моим предметам подтверждаются результатами проводимых административных контрольных работ. В среднем качество знаний по биологии и географии в школе составляет более 70%. Такого роста качества знаний я смогла добиться благодаря использованию современных технологий на уроках.
Мониторинг применения ИКТ в одном классе
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Анализ мониторинга исследования ИКТ в одном классе показал, что в начале изучения предмета значительную роль играет репродуктивный метод, в последствии учащиеся сами являются исследователями.

Победы в олимпиадах и конференциях районного и областного уровней.




















С 1997 г. учащиеся занимают призовые места в районных олимпиадах по географии и биологии.
В 2002 г. – ученица 11 класса Леващёва Н. награждена Дипломом I степени за победу в областной олимпиаде по биологии.
Ученица 11 класса Пипкина О. награждена Дипломом II степени за победу в областной олимпиаде по биологии.
В 2003 г. – ученица 9 класса Кидяева К. – награждена Дипломом I степени за победу в областном конкурсе сочинений по географии на тему: «Энергетика 2050 г».
В 2006 г. – ученица 11 класса Кидяева К. награждена Дипломом III степени за победу в областной научно- практической конференции «Юность. Наука – III тысячелетие».
В 2009 г. – три из четырёх работ заняли призовые места в районной научно- практической конференции, но все 4 работы будут участвовать в областной конференции.
В 2010 г.- На конференции «Интеллектуалы 21 века» в г. Оренбурге
все 4 работы заняли призовые места, Шеховцова Алёна -Диплом 3 степени, Маликова Т.- Диплом 3 степени, Кидяева Дарья – Диплом 3 степени, Подколзина Алена – Диплом 2 степени.
В студенческой конференции в ОГУ – 4 научно- исследовательские работы были отмечены Дипломами за участие
Во Всероссийской научно – практической конференции в г. Саранске – 2 работы были отмечены Дипломами за участие. (Приложение №10.Банк данных созданных научно- исследовательских работ)
Некоторые мои выпускники выбирают профессии, связанные с предметами биология и география. Закончили обучение в сельскохозяйственной академии и работают по профилю обучения – Золотарёв А., Бычковская Д., Леващёва Н.,Пипкина О.
Медицинскую академию закончил Козлов Я.
Педагогический университет по специальности учитель биологии закончила Быстрицкая А. В настоящее время обучаются в ОГАУ – Давыдов С., ОГУ- Лямытских Т. и Чернова Н. по специальности- учитель биологии.
В ОГПУ- Кидяева И.на факультете Менеджмента. В этом году в медакадемию поступила Кидяева Д., сдав ЕГЭ на 76 баллов
Результаты ЕГЭ по биологии и географии довольно высокие с 68 до 78баллов, что соответствует оценке «4» и «5».
Результаты ГИА от 39до 42баллов, что соответствует оценке «4» и «5».
Я верю в то, что мой предмет интересен ученикам и сегодня, несмотря на такие сложные перемены, которые происходят в современном обществе и в частности в сфере развития образования. Надеюсь, что своим добросовестным трудом я принесла пользу и детям, обучающимся в нашей школе, и своему государству.
Когда-то великий И.Кант сказал: «Не мыслям надо учить, а мыслить». Одним из девизов своей творческой деятельности в области педагогики считаю эти слова.
Уровень учебных достижений обучающихся
Показателем работы являются достижения обучающихся, которые отслеживались на протяжении ряда лет в рамках внутришкольного (должностного) контроля. Критериями оценки результативности работы явились:
Качественные показатели образовательной деятельности по учебному предмету («Биология»)
Критерии результативности
2006-2007
учебный год
2007-2008
учебный год
2008-2009
учебный год
2009-2010
учебный год

Показатель коэффициента обученности, в %

22,0

31,7

32,0

33,0


Качественные показатели образовательной деятельности по учебному предмету («География)

Критерии результативности
2006-2007
учебный год
2007-2008
учебный год
2008-2009
учебный год
2009-2010 учебный год

Показатель
коэффициента обученности, в%

23,0

32,0

32,7

33,0


Итоговая аттестация по биологии и географии за курс средней школы в форме ЕГЭ
Учебный год
Количество, обучающихся сдающих экзамен (по выбору)
Количество «3»
Количество «4»
Количество «5»
Средний балл

2007-2008
3
0
1
3
4,8

2008-2009
1
0
0
1
5,0

2009-2010
1
0
0
1
5,0

Уровень сформированности общеучебных умений и способов деятельности обучающихся
Основное направление деятельности видится в формировании у обучающихся общих учебных умений и способов деятельности. После принятия Стандартов образования, проблема формирования общеучебных умений приобретает новое звучание. В Федеральном компоненте ГОС для каждой ступени образования представлен специальный раздел, в котором сформулированы общие учебные умения, навыки и способы деятельности, а также определена их роль.
Работа по формированию общеучебных умений осуществляется на каждом уроке:
во время решения расчетных задач и проведении практических работ,
при организации работы с тестом учебника,
при составлении схем, иллюстрирующих зависимость свойств веществ от их состава и строения,
в ходе использования приёмов деятельностного метода в обучении,
в ходе использования приёмов проектирования учебной деятельности.
О положительных результатах этой работы позволяет судить уровень сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся. Последний был выявлен по результатам диагностики. Диагностика проведена у 33 обучающихся 9-11 классов, которым были предложены контрольно-диагностические задания, построенные на предметном материале.

Класс
Общее количество
обучающихся
Количество обучающихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений:



низкий уровень
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий

9
13
2
1
4
4
2

10
13
0
2
5
4
2

11
7
1
1
2
2
1

всего
33
3
4
11
10
5


Результаты диагностики показали следующее:
В каждом классе среди обучающихся есть ребята с высоким и низким уровнем развития общих учебных умений. Число последних, ниже и это хороший результат.
Однако количество обучающихся с достаточно высоким уровнем сформированности общеучебных умений (выше среднего и высокий) составляет 50% в 9 классе и 11 классе, 29% в 10 классе. В среднем среди обучающихся, подвергшихся диагностическому контролю, этот показатель составляет 43,5%.
Следует учесть: диагностика осуществлялась на предметном материале, который не всегда точно позволяет определить уровень сформированности общеучебного умения.
В ходе обработки полученных результатов была сделана попытка сравнить представленные данные с материалами диагностики уровня сформированности общих учебных умений прошлых лет. Сравнение показало наличие положительной динамики:




Для организации систематической работы по формированию общеучебных умений разработана программа элективного курса ля 10-11 класса: «Многообразие живого мира». Программа утверждена на заседании районного экспертного совета (Протокол № 3 от 14.03. 2009 года). Также была разработана программа куса по выбору для учащихся 8 класса: «Познай себя».


Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся

Проектная и творческая деятельность обучающихся по предмету «Биология» и «География» осуществляется во время организации образовательно-воспитательного процесса:
на уроках
на занятиях элективных курсов, курсов по выбору в рамках предпрофильной и профильной подготовки
на занятиях НОУ«Интеллект» (Приложение №11 Пример научно- исследовательской работы)
во время проведения внеклассных предметных мероприятий
На протяжении ряда лет отмечается позитивная динамика в увеличении количества и качества творческих работ обучающихся:
Показатель
2007-2008 учебный год
2008-2009 учебный год
2009-2010 учебный год

Количество единиц дидактического материала, изготовленного обучающимися
2
5
10

Количество минигазет, выпущенных обучающимися
1
4
4

Количество письменных сообщений по темам, определённым учебными программами
4
4
15

Количество исследовательских работ по биологии и геграфии
1
4
4

Охват внеклассными формами работы по предмету (НОУ, предметные недели), в % от общего количества обучающихся, изучающих предмет
25,6%
30,0%
42,5%



Работа с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными способностями
Работа с одарёнными детьми в сельской школе носит специфический характер. Это, как правило, связано с небольшой численностью коллектива учеников школы, как в целом, так и по классам.

Приёмы организации работы с одарёнными детьми.
Направление деятельности
Как отражается деятельность

Организация самостоятельного обучения на уроке
Планирование индивидуальных образовательных траекторий обучающегося на каждом уроке (поурочное планирование, технологические карты)

Организация деятельности по выполнению домашнего задания
Уровневое задание по выбору ученика (регистрируется в классном журнале)

Организация контроля
Уровневый контроль (тестовые материалы, контрольные и практические работы базового и продвинутого уровня)

Организация индивидуальной работы
Задания экспериментального и творческого характера (создание предметного «Портфеля»)

О результативности организации работы с детьми, которые обладают повышенными интеллектуальными способностями, следует судить:
по индивидуальному продвижению обучающихся
В качестве примера приведём успехи обучающегося Маликова Татьяна.
2008-2009 учебный год
2009-2010 учебный год

«Отлично» по предмету (география)
Активный член НОУ «Интеллект»
Участник предметных недель
«Отлично» по предмету (география)
Активный член НОУ
Участник районной конференции «Шаг в будущее»- Диплом 2 степени
Призёр районной олимпиады по географии, участвовала в областной – 1 место
Участник областной конференции «Интеллектуалы 21 века»- Диплом 3 степени
Участник студенческой конференции в ОГУ – Диплом за участие
Участник Всероссийской научно- практической конференции в г. Саранске – Диплом за участие
Участник районного конкурса «Портфолио -2010»



Организация внеурочной деятельности по предмету «Биология» и «География»
На протяжении трёх лет я руковожу школьным научным обществом На районном семинаре педагогов дополнительного образования в 2010г. Выступала по обмену опытом: «Организация научно- исследовательской работы»
Решение большинства школьных проблем лежит в активизации познавательной деятельности обучающихся. Учитель должен постараться сделать так, чтобы его ученику было интересно. Лишь только тогда, он может рассчитывать на ответные действия учеников, выражающиеся в их желании и умении учиться.
Широкие возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся заложены в организации внеклассной учебно-воспитательной работы по предмету. Внеклассная работа облегчает индивидуализацию, создаёт благоприятные условия для развития каждого школьника.
Варианты организации внеклассной учебно-воспитательной работы по биологии и географии разнообразны и зависят от возможностей каждого образовательного учреждения. Традиционными направлениями в работе следует считать проведение массовых внеклассных мероприятий (конкурсов, игр, «марафонов», экскурсий, выпуск стенгазет, информационных листков и т.д.), работу объединений дополнительного образования (кружков), школьные олимпиады.
Обобщённый собственный педагогический опыт


Что обобщено, виды, тематика
Форма обобщения
Уровень и сроки обобщения

1
Обобщение информации о содержании, планировании и способах организации занятий элективных курсов.
Выступление на методическом совещании по организации предпрофильной подготовки.
Школьный, апрель 2009года

2
Составление авторских программ элективных курсов
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ «Многообразие живого мира»
Районный, август 2010
года

3
Организация и проведение занятий элективных курсов
Отчёт по теме самообразования на педагогическом совещании
Школьный, май 2010 года


4
Использование дидактических игр на уроках биологии и географии, при организации внеклассной учебно-воспитательной работы
Выступление на педагогическом совете
Школьный апрель, 2009 года

5
Организация образовательного процесса по новым образовательным стандартам
Выступление на заседании районного методического объединения учителей биологии и химии
Районный, август 2010 года

6
Использование возможностей внеклассной учебно-воспитательной работы для активизации познавательной деятельности обучающихся
Обмен опытом на районном семинаре педагогов дополнительного образования
Районный, март 2010 года

7
Организация работы объединения дополнительного образования «Работа школьного научного общества»
Выступление на совещании при директоре.
Школьный, январь 2009 года



Распространение педагогического опыта


Содержание деятельности
Форма распространения
Подтверждение
Уровень

1
Предпрофильная подготовка в основной школе
Авторская программа
Программа курса по выбору «Познай себя»
Региональный

2




Профильная подготовка в средней школе



Авторская программа



Программа элективного курса «Многообразие живого мира»
Районный






3

«Профильная подготовка в школах района»- семинар учителей биологии и заместителей директоров по учебно- воспитательной работе

Мастер- класс по биологии (урок на тему:
« Эволюция органического мира»)

Презентация по обобщению опыта

Районный

4
Использование проектной технологии (из опыта работы школьного научного общества)
Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования при центре детского творчества г. Сорочинска
Презентация
Районный

5
Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии и географии
Выступление на заседании круглого сола
Протокол заседания №4 от 23. 04. 2009г
Муниципальный




Список публикаций:
Подготовка методических материалов для РЦРО «Будущим победителям ПНПО»
Статья на сайт РЦРО «Как обобщить собственный педагогический опыт».
Организация профориентационной работы
С 2007по 20010 учебный год я участвую в организации предпрофильной и профильной подготовке в школе. Мной разработаны и реализуются программа элективного курса: «Многообразие живого мира» для 10-11 класса. И программа курса по выбору: «Познай себя» для 8 класса.
На протяжении 9 лет являюсь преподавателем биологии очно- заочной школы «Дар» при ЦДТ Г. Сорочинска.
Материалы, подтверждающие участие в реализации передпрофильной и профильной подготовке, помещены в (Приложение №8; №9.)

Повышение квалификации педагога

Повышение квалификации педагога осуществляется в рамках краткосрочных курсов на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Оренбургской области. Тематика посещённых курсов и сроки их проведения отражены в таблице:


Тема краткосрочных курсов повышения квалификации
Дата прохождения
Место прохождения
Количество часов

1
Региональный компонент биологического образования.
Внедрение авторской программы Н.И. Сонина.
4.10. 1999г
ИПК и ПРО Оренбургской области
72

2
Экспертиза педагогической деятельности.
4.04.2005
ИПК и ПРО
108

3
Подготовка учителя к работе в классах естественно- научного профиля»
16.04.2005
ИПК и ПРО
72

4




Управление модернизационными процессами для руководителей РМО учителей биологии.
13. 05.2008
ИПК и ПРО
72

5
Аттестационные курсы на высшую категорию
2001г
2006г
ОГПУ
136


На протяжении 10 лет являюсь экспертом по проверке С-части ЕГЭ по биологии в г. Оренбурге.

Результаты педагогической деятельности:

1. Грамоты РОО -2004г; 2005г; 2006г; 2007г.
2. Диплом лауреата премии администрации Оренбургской области.
3. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, получила президентский грант – 2006г.





















Библиографический список:


Бабакова Т.В., Тенишева В.В. Опыт реализации в компьютерных средах проекта
«Рекреационные ресурсы планеты»/ География в школе. – 2000. - №8. – с.48-54
Баранов А.С. О возможности использования средств MS Office в обучении географии/ География в школе. – 2003. - №7. – с.64-65
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
Вороненко И.А. Педагогические условия развития профильной школы в процессе реализации региональных образовательных программ. М.: ИОО МОиН РФ. – 2005. – 1,2 п.л.
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001, 234с.
6. Журин А.А. Использование Интернет - ресурсов для информационно-справочного
обеспечения профильных курсов // Профильная школа . – 2004 . - № 1 . – С. 30-6. 6. 7. Заболотнова Е.Ю. Информационная образовательная среда по географии/
География в школе. – 2007. - №8. – с.38-41
Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера// - 2001. - №9. С.53-58
9. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской
работы в профильной школе // Методист . – 2003 . - № 3 . – С. 49-50
9. Лернер П. С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей //
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) - М.:2003. 96с.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
МитрофановаЮ.В. Образовательные Интернет-проекты в приобретении опыта творческой деятельности/ География в школе. – 2005. - №1. – с.43-45
Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании/ География в школе. – 2007. - №7. – с.36-40

Официальные документы в образовании .- 2002 .- № 27 .- С. 12-34
Пантелеева Н.К. Реферат – один из видов самостоятельной деятельности учащихся/ География в школе. – 2001. - №7. – с.68-71

Профильная школа . – 2003 . - № 2 . – С. 3-6
Профильная школа . – 2003 . - № 1 . – С. 12-19.,- № 2 . – С. 3-6.
Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,2003. -296с.
Стандарты и мониторинг в образовании .- 2002 . - № 3 . - С. 3-16
Филатова Н.Б. Компьютер на уроке географии/ География в школе. – 2001. - №2. – с.51-52
Файн Т.А. Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2004
Школьные технологии . – 2002 . - № 4 . – С. 79., .- № 6 .- С. 75-81





Приложения к опыту


Приложение №1 – Календарно тематическое планирование по биологии для 6 класса с использованием элетронных учебников и мультимедийным приложением.
Приложение №2 – Урок географии в 6 классе «Вода на Земле»
Приложение №3 – Разработка серии уроков по технологии метода проектов по биологии в 8 классе по курсу «Человек и его здоровье»
Приложение №4 – Проектная деятельность на уроках географии. Из методической копилки.
Приложение №5 – Тесты по географии. Рекомендации.
Приложение №6 – Обобщающий урок по биологии в 11 классе (профиль) с использованием ИКТ на тему: «Эволюция органического мира»
Приложение №7 – Методика проведения уроков биологии в 10 классе с использованием цифровых образовательных ресурсов
Приложение №8 – Программа элективного курса по биологии для 10-11 классов «Многообразие живого мира»
Приложение №9 – Программа курса по выбору для учащихся 8 класса «Познай себя»
Приложение №10 – Банк данных созданных научно- исследовательских работ
Приложение №11 – Научно- исследовательская работа по биологии на тему: «Исследование проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов»





































Вырсова Инна Евгеньевна

13PAGE 15


13PAGE 142515





13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Root EntryArial Cyr _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-О¤
·
·1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ь
·
·Arial Cyr1"Ь
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr Arial Cyr _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr