Обмен опытом. Использование игровых технологий как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка


5658595-48155100ГУО «Средняя школа №2 г. Костюковичи»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель начальных классов:
Ясенко Елена Николаевна
53836617993Костюковичи, 2016
Содержание Стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Актуальность и перспективность педагогического опыта 3
Ведущая педагогическая идея.
Адресная направленность опыта 5
5
Длительность работы над опытом 6
Технология работы.
Научно-методическое обоснование 7
7
Сущность опыта
Результативность опыта 11
16
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Игры на уроках обучения грамоте 20
Приложение 2. Фонематические игры 21
Приложение 3. Графические игры
Приложение 4. Лексические игры.
Приложение 5. Грамматические игры.
Приложение 6. Орфографические игры
Приложение 7. Урок по русскому языку. 4 класс
Приложение 8. Игры на разных этапах урока
Приложение 9. Определение мотивов учения.
22
25
27
29
30
34
375233670105301
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В настоящее время целью современного начального образования является развитие личности ребёнка на основе развития и формирования системы универсальных учебных действий, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Проблема активации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была всегда актуальна, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Младший школьный возраст несёт в себе огромные нереализованные возможности в познании окружающего мира. И плодотворной почвой для этого является учебная деятельность.
Важное место в комплексе задач обучения русскому языку занимает проблема формирования познавательной активности или интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к учебному предмету.
Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями по русскому языку можно путём умелого применения занимательных упражнений, игр с орфографическими, фонетическими, графическими, грамматическими заданиями. Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.
Одним из путей решения проблемы развития познавательной активности может являться использование игровых технологий, в процессе проведения которых реализуется гуманитарная направленность школьного курса русского языка. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с формированием познавательной активности.
Однако наблюдается и противоречие между потенциальными возможностями игровых технологий в формировании познавательной активности учащихся и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных ступенях обучения русскому языку в школе.
Сформулированное противоречие определяет актуальность данного исследования и проблему исследования: как повысить уровень познавательной активности учащихся при обучении русскому языку и какое место в этом процессе следует отвести игровым технологиям. Проблема определила тему опыта: «Использование игровых технологий как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка».
Объектом исследования — выступает процесс обучения младших школьников русскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – игровые технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.
Цель работы - обобщить опыт работы по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность игровых технологий как средство повышения познавательной активности на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: применение игровых технологий в процессе обучения русскому языку на разных этапах урока позволит повысить уровень познавательной активности учащихся, если разрабатывать данные игры в соответствии с их структурой и на основе требований успешности их проведения.
Проблема, цель, гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы
выявить теоретико-методологические основы использования игровых
технологий с целью развития познавательной активности младших
школьников в процессе обучения русскому языку.
2. Разработка игровых технологий на уроках русского языка для формирования познавательной активности младших школьников.

3.Провести экспериментальную работу по определению эффективности использования игровых технологий в процессе обучения младших школьников русскому языку.

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В последнее время заметно снизилась грамотность населения, их качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществе становится наиболее актуальной.
Особенно остро стоит проблема повышения качества знаний по русскому языку, так как именно русский язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Кроме того, наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию, что приводит к снижению уровня качества знаний по предмету. Чтобы повышать качество знаний, необходимо, чтобы уроки русского языка вызывали у детей интерес. А как этого добиться?
Многолетний опыт работы в качестве учителя начальных классов показал, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что обучающиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания на практике, процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников. 
Как построить работу на уроках русского языка или внеурочной деятельности по предмету так, чтобы поддержать интерес и повысить познавательную активность учащихся?
С целью решения вышеизложенного вопроса определена ведущая идея моей педагогической деятельности - использование игровых технологий, как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА
Практическая значимость опыта заключается в создании системы работы с широким использованием игровых технологий, комбинировании элементов методик традиционного и развивающего обучения, а также в использовании наглядных дидактических пособий, которые способствуют повышению познавательной активности учащихся.
Практическая значимость работы определяется широким применением учителями начальных классов игровых технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ
Большое внимание использованию игр и игровых приёмов в образовательной процессе я уделяла с момента моей педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов. Видя положительную динамику в развитии познавательной активности на разных уроках, я решила более подробно проработать вопрос об использовании игровых технологий как средстве формировании познавательной активности младших школьников именно на уроках русского языка.
Работа над данной темой проходила в несколько этапов.
Этапы Шаги Время Механизм
реализации Результат
1.Подготовительный
-----
2. Основной
----
3. Заключительный - подбор и изучение
литературы
по данной теме
- диагностика исходного состояния исследуемой проблемы
3 класс
2013/2014 уч.год

(методы и формы)
- изучение
- анализ
- диагностика
-систематизация
Приобретение теоретических знаний
по исследуемой проблеме, определение уровня развития орфографической зоркости.
2. Основной
- внедрение в практическую работу
(уроки, стим.занятия)
- накопление и оформление мат-лов
- выступления по данной проблеме
3, 4 класс;
2013/2015
уч.год
- внедрение
- описание
- анализ
- обмен опытом
Реализация на практике теоретических знаний, накопление опыта, создание возможностей для развития орфографической зоркости учащихся.
3. Заключительный
- оценка эффективности самообразовательной работы
- презентация достигнутых результатов

2-ое полугодие
4 класса
2014/2015
уч.год - обобщение
- диагностика
- выступление Приобретение определённого объёма знаний, умений и навыков, развитие способностей, улучшение качества знаний
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Система работы:
Изучение мотивации учения, исходного уровня познавательной активности, способности к творчеству учащихся.
Планирование работы с учащимися разного уровня познавательной активности, учитывая их индивидуальные психологические и личностные особенности.
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения, стимулирующих саморазвитие, самовыражение детей, способствующих наиболее полному, глубокому, творческому освоению знаний по русскому зыку.
Конструирование уроков с использованием игровых технологий.
Проведение диагностики познавательного развития учащихся, учебной мотивации с целью определения эффективности педагогического опыта.
Методы деятельности:
теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования
наблюдение
анкетирование
педагогический эксперимент
анализ и обработка данных экспериментальной работы
Ожидаемые результаты:
Повышение качества знаний по предмету
Высокая познавательная активность на уроках русского языка.
Цель моей работы – показать, как средствами игровых технологий можно развить у учеников познавательный интерес, чтобы на уроках русского языка детям было нескучно, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.
Можно ли современный урок в начальной школе сделать радостным и интересным? Можно ли активизировать творческие и познавательные силы ученика? Достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельности на уроках. Я считаю, что важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Познавательная активность учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Проблема формирования познавательной активности стояла перед педагогами всегда. Ещё Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и учёных XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая даёт ребёнку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.
Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили. Школы, писал Ж. Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».
Формирование познавательной активности в учении – важное средство повышения качества обучения.
Познавательная активность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательную активность у младших школьников является игровая технология. Игра – это «дитя труда». Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.
Игровые технологии дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.
Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объёма информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности.
Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей.
В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребёнком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально.
В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создаётся зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
самостоятельного метода обучения для освоения определённой учебной темы;
элемента другого метода обучения (либо игрового приёма обучения);
формы проведения целого учебного занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
формы организации внеклассного мероприятия.
Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы.
По виду деятельности:
физические
интеллектуальные
трудовые
социальные
психологические
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики:
предметные
ролевые
имитационные и т. д.
По игровой среде:
с предметами
без предметов
компьютерные
с ТСО, комнатные и др.
По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на
настольные
дидактические
подвижные
деловые
интеллектуальные
1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов (например, музыкальный), различные виды письма.
3. Подвижные игры: со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, рассказы-загадки.
Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как:
«Фонетика»
«Морфология»
«Лексикология»
«Синтаксис»
Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебном занятии происходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Преимуществом использования игровых приёмов является то, что в игре все равны. Она посильна каждому учащемуся, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний, умений и навыков. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность младшему школьнику преодолеть стеснительность. Снижается боязнь ошибок, повышается познавательная активность. Учебный материал усваивается непроизвольно, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости. Являясь и развлечением, и отдыхом, и формой обучения, игра способна перерасти в творчество, модель человеческих отношений.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА
Русский язык – школьный предмет, требующий большого труда. Из урока в урок стараюсь воспитывать у своих учеников любовь к родному языку, а это прежде всего – пробуждение интереса к нему. Ни для кого не секрет, что учиться хочется тогда, когда интересно учиться. Поэтому при подготовке к урокам подбираю такой материал, который был бы интересным, полезным в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретённых знаний по теме урока и проверить, насколько дети овладели умением применять эти знания на практике.
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов обучения, вызвать познавательный интерес к этому предмету.
В связи с этим, планируя уроки, я думаю о том, как поддержать интерес детей к русскому языку, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Ведь для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях, они должны:
- не утомляться;
- быть эмоционально раскрепощёнными;
- сохранять заинтересованность, увлечённость.
Выполнению этих задач способствуют игровые технологии.
4012565314007500-13335253047500Задолго до начала учебного года (и особенно, когда набираю первоклассников) меня волнуют вопросы: С чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Каким образом стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом? Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу. Для первоклассников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Основным типом игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, Мальвина и Мудрая Сова, Мудрый кот и паровозик из Ромашково, весёлые человечки и диковинные звери, а также и современные герои, компьютерные игры. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, Буратино разгадать ребус или загадки. Все уроки обучения грамоте проходят с использованием игры и тогда, когда знакомлю ребят с новой буквой, и когда систематизируем полученные знания. На начальном этапе обучении эффективнее использовать фонетические и графические игры. Вот пример таких игр. (Приложение №1)
3065145762000left1143000
right18288000Эмоциональная атмосфера на уроках может создаваться за счёт материалов занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад, фразеологизмов и различных коротких и остроумных текстов.
На ряду с фонетическими и графическими играми на уроке русского языка присутствуют и лексические, грамматические и орфографические игры. (Приложение № 2.)
Игровые технологии дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения уроков с использованием игровых технологий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.
Игровые технологи и элементы игр хорошо уживаются и с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. (Приложение №3)
1085859842500 В играх, которые я использую на уроках участие всех детей обязательно. Их правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, игры могут послужить отправной точкой в формирование познавательной активности на уроке. Основным в игре на уроках русского языка является обучение русскому языку. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами в учебной работе. Какое же место должна занимать игра на уроке? Важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Применяемый на уроках игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать на уроке определённое эмоциональное настроение. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. (Приложение №4)
Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролёров, судей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков.
right3492500left3492500
25285707683500
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы занимательные материалы, которые увлекательно подведут ребят к новым для них сведениям.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение изученных правил и их практических применений .
right40640000В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью я использую средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр вношу элементы соревнования, работа в группах, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Многие упражнения строю на материале различной трудности, что даёт возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
В конце урока вместе с детьми, подвожу итоги соревнования, обращаю внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Я могу сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся анализирую не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. На таких уроках ставиться цель привить любовь к предмету учащимся с разными способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть победителями.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрою, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки по русскому языку.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры в классе я разделяю по дидактическим задачам урока: игры обучающие, игры контролирующие, игры обобщающие.
Игровые технологии становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:
1.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными,
а содержание материала – доступно пониманию школьников.
2.Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной
деятельности.
3. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд
(поединок, бой, эстафета, соревнования) должен быть обеспечен
контроль за её результатами со стороны всего коллектива или
выбранных лиц.
4. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
5. По содержанию они должны удовлетворять принципу:
от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
6. Игровой характер должен иметь определённую меру. Превышение её
может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои
рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
8. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
4459712138200
right15518400
37725351338300
По моему мнению, игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – лёгким, доступным, а скучное – интересным и весёлым.
Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий на уроках русского языка.
1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.
2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.
3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.
4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 1-4 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.
5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
6. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка.
7. Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.
8. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Работа над темой позволила мне добиться определённых результатов. Результативность опыта отслеживалась по следующим критериям: результаты диагностики «Карта интересов» (таблица), диагностика отношения учащихся к учению (диаграмма), диагностика интереса к предмету «Русский язык» (методика «Конверты» - диаграмма), качество знаний по русскому языку (таблица). (Приложение №5)
Результаты диагностики познавательных интересов по «Карте интересов» (Автор А.Е. Голомшток)
№ п/п Сферы деятельности 3 класс
2013/2014 уч. год 4 класс
2014/2015 уч. год
1 Математика и техника 36% 40%
2 Гуманитарная сфера 24% 48%
3 Художественная деятельность 64% 87%
4 Физкультура и спорт 72% 96%
5 Коммуникативные интересы 56% 80%
6 Природа и естествознание 52% 73%
7 Домашние обязанности,
труд по самообслуживанию 24% 36%
Для оценки правильности направления моей работы по развитию познавательной активности у учащихся производила оценку изменения уровня интереса к предмету в динамике, отслеживала изменения поэтапно. Ниже приведены результаты мониторинга в 2014 уч. и в 2015 уч .г.
Уровень познавательных интересов учащихся
№ п/п Имя Уровни интереса
3 класс 4 класс
к учению к предмету
«Русский язык к учению к предмету
«Русский язык»
1 Владислав Г. С Н Н С
2 Янина З. С С С С
3 Елизавета К.
В В В В
4 Кирилл К. С Н С С
5 Павел К. С С В В
6 Евгений Л. Н Н Н Н
7 Владислав Л. Н С С С
8 Оксана Л. В В В В
9 Данила М. Н Н С С
10 Анастасия М. В С В В
11 Павел М. С С С С
12 Мария С. С В В В
13 Диана С. В В В В
14 Дмитрий С. С С В С
15 Елизавета Т. В В В В
16 Даниил Т. Н Н С Н
17 Евгений У. Н Н Н Н
18 Павел Ц. С Н С Н
19 Даниил Ш. Н Н С С
% в среднем по классу В – 5 уч.(26 %)
С – 8 уч.(42%)
Н – 6 уч. (32%)
В –5 уч. (26 %)
С –6 уч. (32 %)
Н –8 уч. (42 %)
В-8 уч. (42%)
С–8уч. (42 %)
Н–3 уч. (16 %)
В –7 уч.(37 %)
С– 8 уч.(42%)
Н –4 уч. (21%)
-10716618625800287880718666300
Проведя методику «Конверты» с целью выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предметам: русский язык, чтение, математика, я смогла отследить динамику формирования интереса учащихся. Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования познавательной активности учащихся оказалось оправдано. Интерес к урокам русского языка значительно повысился.
308038520193000
left1270100
Результативность деятельности по формированию предметных знаний и компетенций характеризуется стабильностью учебных достижений учащихся по предмету, о чём свидетельствуют результаты таблицы.
Качество знаний по русскому языку:
5353051460500
Средний бал по предмету Русский язык
2013/2014г. 3 класс 2014/2015г. 4 класс
6,8 6,8
Вывод: Наблюдается стабильный уровень качества знаний учащихся. Неуспевающих по предметам нет. Анализ данных, приведённый в таблице, доказывает эффективность использования дидактических игр в учебном процессе.
Самым значительным результатом явилось не только то, что учащиеся стали делать меньше ошибок в диктантах, тестах, контрольных работах, но и то что дети стали интересно выражать свои мысли в изложениях и сочинениях.
Я проводила диагностику отношения  учеников моего класса к моим урокам русского языка. Диагностика  проводилась  с  помощью  теста. Итоги данного теста обобщены в следующей диаграмме:
right9525000
Данные диаграммы говорят о достаточной эффективности реализуемых приёмов и методов обучения, направленных на воспитание  личности, возрастание познавательной активности и творческой самостоятельности школьников в учебной деятельности.
Диагностики позволяют получить объективные данные о развитии познавательной активности учащихся, повышении учебных мотиваций младших школьников в ходе использования игровых технологий в учебном процессе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры на уроках обучения грамоте
1. Передай скороговорку
Цель – отработать чёткость произношения
Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают её на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесённую последними членами команд вслух.
Скороговорки.
1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
4. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
5. Архип осип. Осип охрип.
6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
7. Ушёл косой козел с козой.
8. Прохор и Пахом ехали верхом.
9. Клади уголь в угол и т.д.
2. Глухие телефоны
Цель – отработать чистоту произношения
Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет её соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.
Скороговорки.
1. На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.
2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.
3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
4. У маленькой Сани сани едут сами.
5. Везёт Сеня с Саней Соню на санях.
3. Что нарисовано?
Цель - учить правильно ставить ударения в словах.
Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесённое слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофёр, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свёкла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фонематические игры
Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок?), определение места звука («Где спрятался звук?»)
Игра “Живые буквы”
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, что бы получился слог( по опорной согласной или гласной).
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
Называние общего слова. (стол, стул, шкаф-...).
Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Угадай первый звук
Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.
В произнесённых учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.
Поймай конец и продолжай
Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.
Последний слог в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...
Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)
Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.
Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.
Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины
Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)
Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,
Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)
Над крышею груша У елки иголки колки
На груше Андрюша (Ш) Сорок сорок ели сырок (С)
Испекла Иришка куклам по коврижке
Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т.д.
5. Лото
Цель - учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.
Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.
6. Слова – «перевёртыши»
Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.
Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир-Рим, кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.
7. Какой звук пропал в слове?
Цель - развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.
Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой:
Написал письмо я зайке, На аренду вышли ... игры,
Но забыл приклеить . ..арки. Мы от страха все притихли
Землю роет старый к...от, В зоопарке живёт с...он,
Под землёю он живёт. Словно дом огромен он.
Нам темно. Мы просим папу Серый вол... голодный, злой,
Нам включить поярче ла…пу. Бродит по лесу зимой.
Прыгал птенчик по дорожке Подарили нам игрушки,
И клевал большие к...ошки. Целый день стреляли ...ушки.
Мама кукле шар... вязала
Ей Наташа помогала.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетала мама ....осы.
газ и т.д.
8.Букву в клетку
Цель – учить различать слова, сходной звуковой структуры.
Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились разные слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Графические игры
Б а К
Б е К
Б у К
Б ы К
к А р А в А й
с А р А ф А н
б А р А б А н
т А р А к А н

1. Допишите элемент до буквы
Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы.
Какие буквы содержат предложенный элемент?
125730011874500342900011874500342900044323000491490011874500443484010985500
2. Ребусы
34419431079400left1079500

center12636500
3. Будь внимательным
Цель – закрепить знание алфавита
1. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их в алфавитном порядке,
2. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их в алфавитном порядке, прочитать, потом назвать по памяти.
4. Угадай-ка
Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв
Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.
Прочитайте полученное слово.
Лист Мир Куча Дом
4 3 2 1
Т Р У Д
5. Чудесные квадраты
Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.
Вот какие чудесные квадраты придумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж»

Ч И Ж И В А Ж А Р Р И С И Р А С А Д К У Б У Х О Б О К М Я Ч
Я М А
Ч А Й
Почему они чудесные? Придумайте такие же.
ДОМ ШУМ ПОЛ
ОНА УХА ОСА
МАК МАГ ЛАК
ВОТ ОСА ТАЗ
ХОР ОНО РОВ
КОТ ОНО ТОМ
6. Игра “Допиши пропущенные буквы”

(потом, топор, горох)
7. Игра“Расшифруй слова”
СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА
песок помидор пшеница победа Прекрасный
– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)
– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику.
8. Игра “Путаница”
СШАТЬЛЫ, ЛОЗВЕЙСО, АМОЛОС, ЛИЦАСТО.
– Расшифруйте слова (слышать, соловей, солома, столица).
– Найдите лишнее слово. Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь.
9. Игра “Восстанови слова”
– Восстановите слова(север, теперь, тарелка). Запиши в тетрадь.
Т.П.РЬ .ЕВЕР .АР.ЛКА
10. Игра “Гласные потерялись”
13037048992600
11. Кроссворд
1 2
3 По вертикали:
1. Напиток белого цвета, полезный детям.
2. Место, где продают лекарства.
По горизонтали:
1. Мера времени, меньше часа.
3. Платье, пальто, юбка – одним словом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лексические игры
1. Какие это предметы
Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.
Дай быстрый и точный ответ
Про каждый рисунок - предмет:
Кто сделал его, из чего
И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)
2. Загадки – «добавлялки»
Цель – учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.
Добавьте слова – рифмы:
Верещунья, белобока
А зовут её ...(сорока)
Хитрый след плести стараясь
По сугробам прыгал ...(заяц)
Мёд в лесу медведь нашёл
Мало меду, много...(пчёл)
У меня пропал носок,
Утащил его ...(щенок)
Кто один имеет рог?
Отгадайте ...(носорог)
3. Скажи правильно
Цель - уточнить семантику слова.
К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они ещё не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.
Одетки - одежда Улиционер - милиционер
Людь - человек Строганок - рубанок
Сердитки - морщинки Копатка - лопатка
Чаха- чашка Колоток - молоток
Одуван- одуванчик Начаепился - напился чаю
Ползук- паук Дождь налужил -лужи от дождя
Мазелин - вазелин Нет, я вежа - в противоположность невеже
Кружинки - пружинки Пальчатки – перчатки
4. Назови несколько предметов одни словом
Цель – учить определять многозначность слова.
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
5.3наете ли вы русские народные сказки?
Цель – учить подбирать синонимы.
В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.
В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конёк-горбунок, ковёр-самолёт, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов
Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтёт вслух, будет считаться победителем.
6. Антонимы
Цель – учить подбирать антонимы.
Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада
А зовут меня...( прохлада)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ...(зима)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(конец).
Я антоним к слову смех
Не от радости, утех
Я бываю, поневоле.
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это ...(плач)
7. Крылатые слова
Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.
Вариант первый.
Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют
Вариант второй.
Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.
415290010731500115252511684000Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Грамматические игры
1. Знаете ли вы русский язык?
Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.
а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.
кот-коты
дуга-дуги
ведро-ведра
плот-плоты
рука-руки
бедро-бедра
крот-кроты
мука-...
перо-перья
грот- гроты
беда-беды
метро -...
цветок-цветы
день-дни
телёнок-телята
человек-люди
пень-пни
цыплёнок-цыплята
2. Вопросы «цепочкой»
Цель – учить раскрывать единство текста.
Дети садятся в круг. Ведущий задаёт вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.
Например:
- Какое время года сейчас?
- Зима. Какие деревья зимой?
- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.
3. Какое слово подойдёт?
Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.
К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пёс, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый.
4.Ответим на вопросы
Цель - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.
а) Учитель показывает картинку с изображением и задаёт вопрос: Что с ним
сделано? Ответ должен быть однозначным.
Например:
Елка - срублена
Картофель - выкопан
Каша - съедена
Лампа - зажжена
Флаг - поднят
Яблоко – сорвано
б) Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.
Говорить-
Идти-
Читать-
Глядеть-
в) Кто больше составит ответов на любой вопрос из предложенных, используя данные глаголы.
Например: приехать (когда?) утром.
Вопросы: Когда? Как? Откуда? Куда? Где?
Глаголы: уйти, спускаться, слушать, приехать, встретить, идти, собрать, бежать, перепрыгнуть, строить и т.д.
г) Можно дать детям карточки с несколькими глаголами. На доске записать вопросы. Дети должны выбрать вопросы и ответы на них, составив словосочетания. Раздаются карточки по типу лото. В колонке под нужным вопросом закрывают соответствующую строчку с употреблённым глаголом.
Если от одного и того же глагола можно задать несколько вопросов, закрывается несколько клеточек.
Например, уйти (куда?) домой; (откуда?) из библиотеки; (как?) быстро; (когда?) утром.
Когда? Как? Откуда? Куда? Где?
Уйти
Слушать
Бежать Встретить 5.«Зимний лес». Составь из слов предложение.
235145659400русский, хорош, зимой, лес
деревьями, под, сугробы, глубокие, лежат
согнулись, берёз, от, инея, стволы
снегом, белым, зелёные, покрыты, ветки елей
294674223827200«Дом». Запиши название предмета с предлогами. Составь предложения (устно).
перед
в
за
из
от
к
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Орфографические игр
1. Овощи, фрукты, ягоды
Цель - закрепить написание слов с большой буквы.
Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.
Как пишутся эти слова?
Могут ли они быть записаны с большой буквы?
2. Два предложения
Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.
Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.
3. Как превратить...
Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.
Превратите: мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число.

4. Как пишется?
Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.
Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?
Солнце спряталось (за) бор.
Котофей Иваныч
Залезает на (за) бор-
Прогуляться на ночь.
Я. Козловский.
«Открой окошко».
Вставь подходящий предлог.
Рысь.
Дикая рысь живёт в лесу. Шерсть у рыси рыжая в пятнышках. Ноги длинные, хвост короткий. На ушах упругие кисточки. Тихо ходит рысь по тёмному лесу
«Поставь точку».
Определи границы предложения, ставь, где нужно точку и заглавную букву.
1. На уроке.
Идёт урок русского языка ученики пишут в тетрадях Петя стоит у доски он написал гласные буквы учительница похвалила Петю.
9. Вставь гласную

ЦВ е/и ТЫ
СП е/и НА
СЛ а/о НЫ
ДВ а/о РЫ
ГР а/о ЧИ
СТ е/и НА
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Урок по русскому языку. 4 класс
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели: обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных, совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, любовь к родному языку.
Оборудование: ребусы, карточки с заданиями, тест по теме «Имя существительное»
Ход урока:
І. Организационный момент.
II. Словарная работа. Работа в группах.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто отгадывает загадки,
Тот становится умней.
338010532385008642354000500
Ребусы :
28096342774300-13131421872500

25757791219700-13479524966400

4386733203331а
00а

26142513374200
left2886000

48926092467800
*Проверка написания слов.
Что общего у этих слов?
Что такое существительное?
III.Сообщение темы и целей урока. Мотивация.
Сегодня на уроке мы будем говорить об этой удивительной части речи.
Наша задача: повторить и обобщить знания об имени существительном .
IV. Работа над темой урока.
На какие группы можно разделить эти существительные?
Запишите эти слова по родам.
Как определить род имени существительного?
м.р. ж.р. ср.р.
песок дорога метро
завод кровать воскресенье
Вася пятница яблоко
Игра «Какое слово «лишнее?» в каждом столбике? Почему?
(Вася – 1 скл., мебель – 3 скл., метро – нескл. сущ..)
Что такое склонение?
Как определить склонение имени существительного?
Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?
1) Прочитайте стихотворение и определите склонение у всех имен существительных.
Солнце греет землю слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
2) Прочитайте и укажите цифрами, сколько существительных каждого склонения есть в тексте.
Иногда гора возникает в результате «работы» вулкана. Когда он извергается, вверх устремляется камень, пепел, грязь. Потом все это падает обратно на землю, лава застывает, и образуется холм.
1-е скл. - ______ 2-е скл.- ____ 3-е скл.-______
3) Прочитайте загадку, отгадайте её и дополните высказывание.
537650517800
Назовите по одному существительному 3-го склонения.
В каком числе стоят эти существительные?
Как определить число имени существительного?
Физкульразминка
Определите число имён существительных.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
-Какое существительное всегда употребляется во множественном числе?
Приведите примеры таких слов.
(коньки, ножницы, щипцы, ворота, плоскогубцы санки, грабли, очки, весы, часы, деньги, каникулы, сутки, духи, консервы, брюки и т.д. )
-А есть ли существительные, которые всегда употребляются в единственном числе?
( пальто, метро, шоссе, кофе, какао, радио, кино, ателье, пюре,такси, депо, фойе и т.д.)
-Как называются такие существительные?
-Придумайте предложения с несклоняемыми существительными.
V. Актуализация знаний
1. Запишите предложение. Определите падеж всех имён существительных.
Мама купила дочке красивое пальто.
--Что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставь от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж)
Для чего нужно знать падежи?
(Для того, чтобы верно писать безударные окончания существительных).
2. Как определить окончание имён существительных в единственном числе?
Вставьте пропущенные окончания.
обратиться к подруг…
близко от деревн…
купила в касс…
уйти без игрушк…
говорил с дедушк…й
шёл по дорожк…
сидели на яблон…
махать шапк…й
встала с кроват…
Как определить окончание имен существительных во множественном числе?
Вставьте пропущенные окончания.
к директор…
у галстук…
над коляск…
на болот..
для музе…
без правил…
о кукушк…
по пол…
от вывод…
Игра «Расскажи обо мне(имени существительном)»
На великолепной лошади,
по знакомой лестнице,
молодые дубки.
VII. Тест по теме имя существительное
1. Имя существительное -
1)обозначает признак предмета
2) обозначает предмет
3) обозначает действие предмета
2.Какое слово лишнее?
1) солнце 2) радость 3)окно
3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода?
1)марка для письма 2) страница книги 3) компот из вишни
4. Какое имя существительное первого склонения?
1) декабрь 2) дядя 3) стекло
5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы кому? чему?
1) Р.п. 2) Д.п. 3) В.п.
6. К несклоняемым существительным относятся имена существительные
1) тетрадь 2) зима 3) радио
VIII. Итог урока. Рефлексия
IХ. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Игры на разных этапах урока
1.При изучении нового материала.
Тема: Родственные слов
Цель: Название родственных слов и наблюдение за ними.
Учитель показывает мыло, спрашивает:
— Как называется этот предмет? (Слово мыло записывается на доске и в тетрадях.)
— А как называется эта коробочка (показывает мыльницу) ? (Под словом мыло записывается слово мыльница.)
Как сказать по-другому «натереть руки мылом»? (Намылить.)
На доске и в тетрадях учащихся запись:
-Как называют пузыри, которые любят пускать дети? (мыльные, пускаем пузыри)
На доске и в тетрадях учащихся запись:
мыло
мыльница
намылить
мыльные
Учитель. Слова, которые мы получили, близки по смыслу: и мыльница, и намылить, мыльные связаны со словом мыло. Найдите во всех этих словах общую часть, которая делает слова близкими по смыслу (мыло, мыльница, намылить, мыльные).
Записать предложение Мыло хорошо мылится, найти в нем родственные слова, подчеркнуть их, выделить в родственных словах общую часть.
Тема: Окончание
при ознакомлении учащихся с определением понятия «окончание» надо раскрыть как формальный его признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами). Сделать это можно примерно так:
Комментируемая запись текста:
Книга.
Книга— твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи, книгу береги, не пачкай, не рви.
2. Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается во всех предложениях (т. е. подчеркнуть все формы слова книга).
3. На основе наблюдения делается вывод о том, что слово книга в предложениях изменяется (формы слова образуются изменением слова).
4. Найти изменяемую часть во всех формах слова книга:


книг-ой

5. Учитель сообщает, что изменяемая часть (-а, -е, -ой, -у) называется окончанием.
Какой же можно сделать вывод о том, что такое окончание?
(Окончание — изменяемая часть слова.)
Чтобы выявить синтаксическую роль окончания, надо предложить учащимся задание: вставить во все предложения слово книга с одним и тем же окончанием -а (в начальной форме). Что наблюдается? (Нарушился смысл предложений, предложения неправильны.) Значит, для чего же служит окончание? (Окончание служит для связи одного слова с другим.)
Устанавливается, с какими словами связано слово книга во всех предложениях. Вывод читается по учебнику и анализируется по вопросам: что такое окончание? (Часть слова.) Какая это часть слова? (Изменяемая.) Для чего служит окончание? Как найти в слове окончание? (Нужно изменять слово. Сравнить формы одного и того же слова. Выделить ту часть, которая изменяется и стоит в конце слова.)
Тема : Приставка
Ознакомление с понятием «приставка» происходит с практическим использованием предметов .У учителя в руках ножницы и белый лист бумаги. Учитель выполняет следующие действия ,ученики в тетрадях записывают слова
отрезал
порезал
надрезал
вырезал
срезал
разрезал
Дети делают вывод: Приставки служат для образования новых слов.
2.На этапе чистописания практикую давать детям ряд слов, в котором надо найти «лишнее» слово.
Например, на доске записаны слова: метель, вьюга, честь, свекровь.
«Лишними» могут быть:
Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Свекровь – одушевлённое, остальные неодушевлённые.
Или задания следующего вида.
Учит.: Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись:
5 3 1
Д В ?
Уч-ся: Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.
3.Игры при работе со словарными словами
В словарной работе я использую составление словариков группами. Работа с группой слов происходит творчески. После толкования слов, их правильного написания учащиеся выполняют задание: составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом.
Например: Беларусь, республика, Родина, правительство, Минск, президент, столица, метро.
Мы живёт в республике Беларусь. Минск- столица нашей Родины. В столице находится правительство. Его возглавляет президент. В Минске проложено метро.
4.Игры при закреплении изученного материала
1. На уроке закрепления знаний слов с двойными согласными провожу игру “Замени одним словом”.
– Комната для занятий в школе.
– Один из выходных дней.
– Место для купания и плавания.
– Дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья.
– Место на вокзале, куда приходят поезда.
– Спортивная игра на льду или траве.
– Единица массы.
(класс, суббота, бассейн, аллея, перрон, хоккей, тонна)
2.Игра «Все наоборот» 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание,
мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа
существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для ёлки-…(ёлочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 
3.Игра «Назови один предмет»
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.
Памятки
1.Памятка «Какие буквы нельзя писать на слух».
• Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
•Буквосочетания чк, чн, щн, чт.
•Правописание буквы ъ разделительный.
•Правописание буквы ь разделительный.
•Безударные гласные в корнях слов.
•Парные согласные на конце слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Определение мотивов учения
Тест Карта интересов для младших школьников.
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
 Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак
«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
 Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на семь сфер:
1. Математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
2.  Гуманитарная сфера (2-й столбик);
3.  Художественная деятельность;
4.  Физкультура и спорт;
5.  Коммуникативные интересы;
6.  Природа и естествознание;
7. Домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
 Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.
 Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.
Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определённом типе направленности интересов ребёнка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребёнка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
 
Лист     вопросов
1.     Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.     Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
3.     Нравится ли петь, музицировать.
4.     Нравится ли заниматься физкультурой.
5.     Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
6.     Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.
7.     Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8.     Нравится ли играть с техническим конструктором.
9.     Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Нравится ли самостоятельно рисовать.
11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.
12. Нравится ли руководить играми.
13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.
14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.
15. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.
21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.
22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.
23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).
24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.
28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.
32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Нравится ли помогать другим людям.
34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать
 
Карта интересов ребёнка.
Лист ответов. 
Дата__________.     Фамилия, имя_________________
 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35

Анкета для учащихся.
 1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую, парную?
4. На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)?
5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
6. Зависит ли твоё желание от учителя, использующего игры?
7. Что тебе больше всего нравится в игре?

Анкета «Как вы относитесь к предмету «Русский язык?»
1.На уроке бывает интересно.
2.Нравится учиться.
3.Нравится получать хорошие отметки.
4.Родители заставляют учиться.
5.Учу, так как это мой долг.
6.Предмет полезен для жизни.
7.Узнаю много нового.
8.Получаю удовольствие , работая на уроке.
9.Легко даётся.
10.С нетерпением жду урока.
11.Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

Методика «Конверты»
Цель: Выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету русский язык.
Перед учащимися лежат три конверта с написанными на них предметами: русский язык, математика, чтение.
- Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт.
- В конверте находятся два задания. Выбери любое из них.
Задания по русскому языку
1. Подбери подходящий по смыслу предлог и впиши его.Плывёт…реке, сделал…бумаги, вышел…дома,
сверкает…солнце, играет… хоккей.
Задание носит репродуктивный характер
2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя его себе по слогам.весной, в, купаются, воробьи, лужах
Составь ещё одно предложение о воробьях, чтобы получился рассказ.
Задание носит частично-поисковый характер.
Задания по математике
1. Вставь пропущенные числа
3 + … + 5 = 104 + ... + 3 = 1010 - … - 3 = 1010 - ... - 3 = 10
2. Составь задачу по выражению 8 + 2. Подбери к ней схему.
8 8
457200-12700045720016065500
457200-102235002 ? 2
23888701270000
?
Задание носит частично поисковый характер.
Задания по чтению
1.Прочитай текст
Из «Детской энциклопедии»
Лекарственные растения.
Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.
Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
Задание носит репродуктивный характер
2.Прочитай текст и составь к нему вопросы.
Из «Детской энциклопедии»
Лекарственные растения.
Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.
Кто из вас не знает подорожника большого? Он растёт возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.Задание носит частично поисковый характер.
Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу о предпочтении учеником того или иного предмета. Так же можно проанализировать, как ученик организует свою деятельность.