Технологическая карта урока окружающего мира Разнообразие животного мира. Птицы


Тема урока: «Разнообразие животного мира. Птицы»
Тип урока: Урок систематизации знаний
Аннотация урока.
Урок разработан на основе УМК «Планета знаний», по учебнику «Окружающий мир» 2 класс, автор Ивченкова Г.Г., Потапов И.В, 2 часть по новым требованиям ФГОС, который предполагает деятельностный подход в обучении. Тема « Разнообразие животного мира. Птицы» находится в разделе «В мире живой природы». На этом уроке ученики расширят границы своих знаний о разнообразии животного мира (птиц), продолжат формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Продолжат работу по формированию коммуникативных навыков, информационной культуры (умение работать с текстом).

Цель урока: создание условий для расширения знаний о птицах, усовершенствование навыков решения текстовых задач
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить и расширить знания о жизни птиц; отработка вычислительных навыковРазвивающие:
-Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
-Продолжить работу по формированию коммуникативных навыков учащихся, информационной культуры (умение работать с текстом); воспитывать интерес к окружающему нас миру.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
Формулировать самостоятельно тему и цели урока после предварительного обсуждения;
Формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
Договариваться друг с другом, сотрудничать в совместном решении проблем.
Учиться уважительно относится к позиции друг друга, пытаться договариваться.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технология.
Ожидаемый результат: вызвать интерес к процессу познания, желание узнавать новое; умение сотрудничать; применять полученные знания в жизни.
Оборудование: Компьютер, экран, презентация урока, карточки с информацией и текстовыми задачами.
Технологическая карта
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент -Прозвенел звонок, начинается урок. Он будет интересным, нужным для каждого из вас, ведь мы будем работать дружно, внимательно.
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, получая тем самым положительный заряд энергии на весь урок. Подготовленный ученик читает стихотворение о птицах зимой.
Снегири
 Глянь-ка, мама, посмотри, За окошком снегири.
Синие, красные.
Крылышки атласные.
В окна вьюга бьется. Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно. Чтобы не было им грустно, Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки! Личностные:
мотивация к изучению нового материала
Актуализация знаний -Прочитайте слова В. В. Бианки. (Слайд 2)
-О ком в этих строках говорит В.В. Бианки? (Слайд 3)
- Ребята, посмотрите на доску, наш экологический отряд подготовил к этому уроку творческий фотоотчёт по областной акции «Покормите птиц зимой».
-Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
-Да, ребята, сегодня мы будем решать текстовые задачи о птицах (Слайд 4). Учащиеся читают на (Слайде 2) цитаты из рассказов В.В. Бианки:
-Жить на нашей планете без них было бы ох как скучно!
-Как веселит глаз их дивная расцветка их оперения!
-Как радует слух их чудесное пение!
-И как дух поднимает их легкий, свободный полет!
-О птицах
Ребята знакомятся с обложками книг В.В. Бианки.
-Творческая группа рассказала о том, как они помогают птицам в зимний период времени и подготовила задачи о разнообразии и жизни птиц.
-Решать задачи о птицах. Коммуникативные:
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Познавательные:
строить сообщения в устной форме.
Постановка целей и задач урока -Какую цель мы поставим на урок?
-На какие вопросы по нашей теме вы бы хотели получить ответы?
-Закрепить умения решать задачи, узнать о жизни птиц.
Ответы детей.
1)Что характерно для птиц?
2)Какие бывают перелетные птицы?-На доске.
3)Как идет отлет птиц?
4)Как называют ученых, изучающих птиц?
5)Каких птиц можно увидеть у нас зимой? Регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
Изучение материала
-Какая птица не вьет гнездо? (Слайд 5)
-Что еще вы знаете о кукушке?
-А сейчас посмотрите на (Слайд 6), какая птица изображена?
-Что вы знаете об этой птице?
-Какая из этих птиц перелетная?
-А сейчас давайте узнаем на сколько кукушка тяжелее синицы? (Слайд 7)
(Масса кукушки – 100 граммов.Масса синицы – 20 граммов. На сколько грамм кукушка тяжелее синицы?).-Давайте вспомним как решать задачи на разностное сравнение.
Оформление задачи в тетради.
-Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Работа по учебнику “Окружающий мир”
-В учебнике изображены птицы. Рассмотрите рисунки.
Почему с наступлением осени эти птицы улетают?
Прочитайте вывод в учебнике.
-Вот мы и ответили на второй вопрос к нашему уроку. -Кукушка
-Ответы детей.
-Синица.
-Ответы детей.
-Кукушка.
-Ответы детей (Из большего числа вычитаем меньшее.100-20=80 (г)
Ответ: на 80 грамм кукушка тяжелее синицы
.
-Ответы детей (Ласточка, жаворонок, иволга)
-Ответы учащихся (Становится холодно, меньше корма).
Коммуникативные: монологические высказывания учащихся
Регулятивные:
планирование действий, выбор действий.
Регулятивные: самоконтроль
Познавательные: поиск и выделение информации в учебнике.
Регулятивные: удержание цели и задач
Физ.минуткаФизкультминутка «Снегири»
Подготовленный ученик проводит физ.минутку.
-Снегири летят, крыльями машут.Им на месте не сидится,Прыг — скок, прыг — скок.Полетели пообедать,Но кругом лишь снег да снег.Хорошо, что им кормушку,Сделал добрый человек! Личностные:
формирование здорового образа жизни
Изучение материала Найдите в статье место, которое я зачитаю: многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в теплые края.
Как идет отлет птиц? Прочитайте об этом далее.
-Из рассказа В.В. Бианки “О великом переселении птиц” что нового вы узнали о перелете птиц?
-Но ничто не может остановить птиц и весной они вернутся к нам! Вот такие они преданные к местам, где появляются их птенцы. Некоторые из них могут без остановки лететь 2000 км. Высота полета может быть разной.
Да, птицы улетают в строгом порядке, летят птицы на определенной высоте и с определенной скоростью.
-Так, скорость ласточки – 40 км в час. Как вы это понимаете?
А скорость стрижа – на 60 км больше. Как вы это понимаете?
Узнайте скорость стрижа.
Запишите решение в тетрадь.
-Давайте вспомним, почему птицы вынуждены улетать в теплые края?
-Ребята, а кто из вас и как помогает оседлым птицам перезимовать?
-А как называют ученых, которые изучают птиц, заботятся о них? Найдите ответ в справочнике.
- Орнитологи доказали, что пение птиц положительно влияет на нервную систему человека. -Работа со статьей по учебнику.
Ответы детей.
-Перелет в определенном порядке, о трудностях перелетов, что многие птицы погибают.
Ответы детей.
-Обычно птицы летят на высоте 700 метров, некоторые ниже. Но могут подниматься и очень высоко, до 6 км. Это очень высоко. Гнезда на чужбине птицы не вьют. Их преданность к нашему краю – пример людям.
-Один ученик решает задачу у доски, остальные оформляют задачу в тетради.
-Ответы детей (На улице становится холодно, не хватает корма)
-Ответы детей (Развешиваем кормушки, подкармливаем птиц, участвуем в разных мероприятиях).
Работа со справочником.
Ответы детей (Орнитолог). Познавательные:
умение находить ответ на вопрос
Личностные: компетентность в поступках и деятельности
Регулятивные:
Самоконтроль (сравнение ответов детей с решением на доске.)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: логические
(наблюдение, умозаключение)
Познавательные:
умение находить ответ на вопрос
Физ.минуткаПослушаем пение птиц. (Слайд 8) -Слушают пение птиц. Личностные:
формирование здорового образа жизни
Изучение материала -А сейчас давайте отгадаем ребус и узнаем о какой птице пойдет наша речь дальше. (Слайд 9)
- На ваших партах лежат карточки (Приложение 1), на которых представлены интересные факты о воробьях.
-Составьте задачу, используя числовые данные, и решите ее.
Взаимопроверка. Работа в парах.
-А кто знает самую крупную птицу из воробьинообразных? (Слайд 11)
-Что вы знаете о вороне?
-Действительно, это не так. А чтобы определить среднюю продолжительность жизни вороны, нам необходимо решить уравнение. Х+38=53
Проверка уравнения с эталоном.
- К сожалению, 150 видов птиц уже исчезли и мы никогда их не увидим. И сейчас люди стремятся восполнить урон, который сами же нанесли. Охота на птиц ограничена, а такие птицы, как: серый журавль, цапля, синица, зеленый дятел, сова- занесены в Красную книгу охраны природы. (Слайды 12-16)
-Ребята, давайте вспомним на какие вопросы в начале урока вы хотели получить ответы. Дети отгадывают ребус.
-Воробей.
-Дети составляют задачу и записывают в тетради.
-Ворона
Ответы детей.
- Я прочитал, что ее масса бывает больше 1 кг. Раньше считали, что эта птица бессмертна, но орнитологи определили, что это не так.
-Дети решают уравнение в тетради самостоятельно, один ученик у доски.
-Продолжительность жизни вороны составляет 15 лет.
Познавательные:
наблюдение,
сравнение, выделение главного.
Регулятивные:
планирование своих действий,
осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Познавательные:
поиск и выделение информации.
Регулятивные:
удержание цели и задач, внесение корректив.
Первичное закрепление -На все ли вопросы мы с вами ответили?
-Какая существует главная проблема птиц и как мы можем им помочь.
1)Что характерно для птиц?
2)Какие бывают перелетные птицы?-На доске.
3)Как идет отлет птиц?
4)Как называют ученых, изучающих птиц?
5)Каких птиц можно увидеть у нас зимой?
-Ответы детей. Регулятивные:
контроль, коррекция
Рефлексия Учащимся предложено заполнить таблицу из трех глав. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на
уроке и что бы еще хотелось
узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Учащиеся заполняют таблицу. Личностные:
ориентировка на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль.
Домашнее задание Используя числовые данные о птицах, составьте задачу и решите.
Творческое задание: подумай, чем ты еще можешь помочь птицам? Учащиеся записывают домашнее задание. Приложение 1

Интересные факты о воробьях:
1. Эта птица самая известная, из тех, которые обитают около жилища человека. Недаром видовое название воробья «домовый».
2. Средняя продолжительность жизни воробьев от 9 до 21 месяца.
3. В течение лета воробьи способны вывести два или три выводка.
4. У молодых воробышков вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками». В народе некоторых неопытных, наивных людей также принято называть «желторотиками».
6. Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет дождь, на самом деле таким образом птица избавляется от паразитов и чистит перышки.
7. В знак благодарности воробью за борьбу против насекомых-вредителей, человек установил воробью памятники. Первый из них был поставлен в Бостоне в середине XIX века.
Использованные электронные образовательные ресурсы
1. https://drofa-ventana.ru/2. http://www.openclass.ru/node/2307103. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/02/06/integrirovannyy-urok-matematiki-i-okruzhayushchego-mira-24. http://zooclub.ru/voice/index4.shtm