Урок по русскому языку по русскому языку Однозначные и многозначные слова (5 класс)


«Однозначные и многозначные слова».
Тема: Однозначные и многозначные слова.
Цели: 1) обучающая: научить различать однозначные и многозначные слова.
2) развивающая: а) развить навык употребления многозначных и однозначных слов; б) развитие логики путем использования метода сравнения.
3) воспитывающая: воспитание уважения к русскому языку.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Оборудование: Медиапрезентация, проектор, интерактивная доска.
Методы и приемы работы
Системно – деятельностный метод (Объяснение нового материала)
Дифференцированный метод (Задания разного уровня сложности)
Объяснительно-иллюстративный метод (Рассказ, демонстрация)
Репродуктивный метод (прием сжатия и раскрытия информации, прием сравнения)
Поисковый метод (Ученик самостоятельноищет ответ на пробоемный вопрос. Задание на оценку «5»)
Метод проблемного изложения.
Интеграция.
Использованная литература:
1) Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, Г. А. Богданова и др.- М.: Дрофа, 2006.
Ход урока.
Организационный момент. (1 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Собираем тетради с домашним заданием. Раздаем новые.
Записываем число и «классная работа»
Повторение изученного материала. (3 мин)
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили вчера? (О лексике и лексическом значении слова)
Учитель: Хорошо. Определите лексическое значение данных слов. (слайд 1)
Бинокль (однозначное) - Ручной оптический прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стеклами, для рассматривания далеких предметов обоими глазами;
Ключ (многозначное) – 1) знак в начале нотной строки (музыкальный ключ, скрипичный ключ),2) - металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка (запереть на ключ, подобрать ключи), 3) приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания (гаечный ключ), 4) вытекающий из земли источник, родник (в овраге бьют ключи, бить ключом).
Учитель: Посмотрите на 2 этих слова. Сколько значение у слова «бинокль»? (одно)
-Сколько значений у слова «ключ»? (четыре).
Учитель: Таким образом, у нас в русском языке есть слова, у которых ОДНО значение, а есть слова, у которых значений МНОГО.
-Скажите, как мы можем назвать такие слова? (Однозначные и многозначные)
Объяснение нового материала. (2 мин)
Учитель: (слайд 2)Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (Однозначные и многозначные слова) (Записать в тетрадь)
Таблица. (1 мин)
Учитель: (слайд 3) Итак, ребята, что мы должны узнать на уроке?
- Чему должны научиться? (Различать однозначные и многозначные слова в тексте)
Усвоение пройденного материала.
Учитель: (слайд 4) Разделите слова на две группы: однозначные и многозначные (в виде таблицы): (5 мин)
Однозначные: рюкзак, доброта, алфавит, девочка, мальчик.
Многозначные: крыло, ручка, обстоятельство, корень.
-Проверяем! (слайд 5)
Учитель: (2 мин) Какие слова называются однозначными? (Однозначные слова - это слова, которые имеют одно значение)
-Какие слова называются многозначными? (Многозначные слова-слова, имеющие несколько значений)
Физкульт. минутка. (слайд 6) (2 мин)
Учитель: Положили ручки, встали со стулов. Успокоились. Глаза закрыли, руки опустили.
Слушайте меня внимательно.
Представьте, что вы молодые деревьица, ваши руки - это веточки, которые тянутся к солнышку.
Итак, солнышко справа, слева, внизу, слева, вверху, внизу, справа, слева.
А корешок тоже тянется к солнцу! Давайте попрыгаем тихонечко
-Хорошо, молодцы. А теперь садимся на свои места.
Закрепление нового материала.
Учитель: (слайд 7) Упр. 250 (2) (8 мин)
земля Земледелие (природное, полярное)
Земляк (встретил)
Земной (шар)
Земляника (собирать)
Земляной (червь)
Приземлить(ся) (на Луну)
- Скажите, слово «земля» какое? Однозначное или многозначное? (Многозначное)
Учитель: Давайте немного отвлечемся и отгадаем загадку «Липа» (слайд 8) (2 мин)
Учитель: Разноуровневое задание. (9 мин)
Оценка «5». Матвеева, Димитриенко, Медведева. (КАРТОЧКИ)
Оценка «4». (слайд 9) Выпишите многозначные слова в первый столбик, однозначные во второй.
-Проверка!
3) Оценка «3». Филлипов, Ракитин, Путихин, Колчин.
Нарисуйте предмет, узнав по лексическому значению:
А) Часть руки.
Б) Инструмент маляра или художника.
Подведение итогов. (3 мин)
Учитель: (слайд 10) Найдите на картинке слова, имеющие одинаковое название.
Учитель: Как такие слова мы назовем? (Многозначные)
-А еще с какими познакомились? (Однозначными).

Рефлексия. (3 мин)
Учитель: Закончите предложения: (слайд 11)
- Было интересно…
- Вызвало затруднение…
Домашнее задание, выставление оценок. (2 мин)
Учитель: § 33 задание на карточках. (слайд 12)
Интересен глагол «завести». Что можно завести? Допишите разъяснение.
Завели собаку, т.е. ….
Завели хозяйство, т.е. ….
Завели песню, т.е. ….
Завели разговор, т.е. ….
Завели мотор, т.е. ….
Завели в тупик, т.е. ….
Учитель: А теперь я озвучу оценки за урок.