Конспект урока русского языка во 2 классе по теме Устаревшие слова (Начальная школа XXI века)


Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:
«Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Аннотация к уроку
     Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности  которого происходит чёткое осознание того, что  русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания – глубокого изучения.
     В разработке реализуется деятельностный подход: при помощи проблемного диалога учащиеся совместно открывают знания на основе цели деятельности, также формулируемой самостоятельно; реализуется связь от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной – к самостоятельной.
     Содержание материала направлено на обогащение и  активизацию словарного запаса с целью развития языковой личности учащихся, способствует запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса, развитию универсальных учебных действий.
     Тип урока: комбинированный.
     Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
     Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
     Оборудование: интерактивная доска, презентация, словари, учебник «Русский язык. 2 класс» авторов С.В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой; индивидуальные карточки с заданиями.    
Планируемые результаты
     Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют работать с толковыми словарями, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, фразеологизмах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.
     Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.
     Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
     Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.
     Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
     Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают  в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение, замечают различия своей и чужой точек зрения; совместно составляют словарь  «Устаревших слов».
 
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  Пожелание  удачи друг другу.
В стране родного языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнёмИ сами до всего дойдём.
 II. Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание.
1. Определение темы и цели.
- Внимательно послушайте текст.
Учитель читает отрывок из былины «Илья Муромец»:
И впустил Илья перехожих калик. Заходили калики к Илье ладком, Становилися перед ним рядком, Доставали три чарки золоченые, Наливали питья в них медвяного От пчел с цветов да с лугов, да с лесов - В нем вся сила земная исцелительная. Подавали питье Илье Муромцу:"Ты испей, добрый молодец, маленечко, Не побрезгуй ты меду каличьего!"
- Чем интересен этот текст? ( Текст выведен на интерактивной доске). 
Смысл каких слов нужно проверить по словарю?  Назовите эти слова. 
Какой словарь нужно использовать?
Учитель просит ребят обратить внимание на слайд, на котором  - космос, космонавт, компьютер, мобильный телефон , телевизор.
- Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке?
- О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит  тему урока?
2. Каллиграфическая минутка. Пропись букв К, к Т, т – Что общего у этих букв?
 III. Совместное включение в систему знаний и повторение.
1.    - Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как вы сможете  понять?
А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!)
– Для чего служат слова, что они обозначают?
(Слова служат для выражения своих мыслей чувств. Они обозначают действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав и значения слов?
- Что значит лексическое значение слова?
- Какие слова по лексическому значению вы уже знаете?
Слова исконные и заимствованные.  Устаревшие слова и  новые слова.
- По каким причинам некоторые слова уходят из языка? 
(Уходят старые предметы из обихода. На смену им появляются новые).- Совершенно верно, сегодня не носят кафтан или кольчугу. Но  многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы.
Подумайте, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
 Наша задача – находить в тексте и научиться объяснять толкование устаревших слов, заменять их синонимами, учиться работать с толковым словарём; обогащать свою речь.
- Если вы не знаете лексическое значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть в толковом словарике).
2. Работа на доске StarBoard.
На слайде  Губы.
 - Что вы видите?  (Губы) Кто знает, как в старину называли губы? (Уста)
- Что вы видите?  (Глаза) Кто знает, как раньше называли глаза? (очи, око)
На слайде слово чело. Как вы думаете,  что может означать это слово? Это тоже часть лица, от него образовалось современное слово. Это лоб, современное слово чёлка.
- Как вы думаете,  какую часть лица могли раньше называть ланиты? (Щёки).
Вывод № 1. В русском языке некоторые устаревшие слова заменены синонимами.
3. Работа в парах. Задание на карточке № 1.
Замени устаревшие слова синонимами. Соедини стрелочками.
Проверка по слайду 5.
ФизминуткаПощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
IV. Совместное включение в систему знаний по учебнику с. 88.
Рубрика «Обрати внимание»
- Прочтите  текст учебника на с. 88 до слов  «Например…»
На доске записаны слова: напёрсток, перстень, перст, перчатки.
Каково общее лексическое значение этих слов?
-  Найдите общую часть  слова?  (-перст-) (Ученик  находит части слова, выделяет их).
 - Являются ли эти слова родственными?
– Что означает устаревшее слово перст? (Палец на руке). Проверим по  толковому словарю.
На доске записаны слова: купить, покупка, покупатель. 
Найдите  общую часть слова. (-куп-). Значит эти слова называются…- однокоренными. (Вызывается ученик, который выполняет разбор слов, объясняет каким способом образовались слова).
– Что означает устаревшее слово купец? (Торговец). Проверим по  толковому словарю.
1 вариант записывает толкование слова перст, 2 вариант - толкование слова купец. Проверка в парах.
-  Какой вывод можем сделать?
Вывод № 2.  Некоторые  устаревшие слова не исчезают бесследно: «отголоски» их значений мы можем встретить в современных словах.
2.   Выполнение упражнения 1 с. 88.  
Работа в парах. Заменить слова с частицей не на синонимы. Записать на доске и в тетради.
Наблюдение за значением слова льзя, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально.
3. Упражнение 2.  Работа в четвёрках.
Задание на карточке № 2.
Найдите в своей пословице на карточке № 2 устаревшие слова, замените их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами.
Проверка по слайду (в парах).
- Всякий Еремей дело разумей (понимай).
– Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).
– Пословица недаром молвится (говорится).
- Ещё в народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока». Как вы понимаете это выражение? (Заботливо, бережливо относиться к своему здоровью).
Вывод  № 3. Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках.
Физминутка для глаз. 
VI. Работа над материалом (продолжение)
1.  Рубрику «Путешествие в прошлое» на с.89 читает хорошо читающий ученик.
2.  Выполнение упражнения 3. Наблюдение за значением устаревших слов. Выполняется фронтально. Дети читают текст, затем по толковому словарику выясняют значения слов вершок и аршин (вершок= 4,5 см; аршин = 71 см). После этого учитель предлагает измерить рост Конька-Горбунка и длину его ушей (если вершок = 4,5 см, то три вершка = 13,5 см; уши же у Конька-Горбунка – 71 см).(см.слайды 10-12)
 3.  Чтение Рубрики «Тайны языка» с.90
– Как приходят в наш язык новые слова? 
(Вывод 5. Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов).«Как из года в год леса меняют свои листья, старые опадают – так и слова, ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие». Гораций
Работа в группах. Найдите устаревшие слова, переведите их на современный язык и запишите новый вариант текста.
Дорогие отроки!
Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Слова для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота.VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему? (Слайд с устаревшими словами, их  около 30).
Д. Мы повторили многие устаревшие слова,  учились подбирать к ним синонимы,  узнали, как в старину назывались некоторые предметы.
- Какое задание понравилось больше? (…)- Кому было трудно на уроке?(…)
- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?
Д. Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить.