Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме Описание внешности человека по личным наблюдениям


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»

Учитель русского языка и литературы
Родькина Н.Н.
2017 год
Урок 23. Описание внешности человека по личным наблюдениям
Цели деятельности педагога Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, подготовить к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека; показать роль описания деталей в художественном тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста
Тип урока Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать об описании как о смысловом типе текста, особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»); уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»), определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера, различать официально-деловой и художественный стили описания человека.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html  http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся
Основные понятия Художественный стиль речи
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимо-действия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:
отличное –
хорошее –
не совсем готовы –
– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям1 Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учите-
лем Фронтальная Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают
в парах Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации На слайде записана тема урока.
Описание внешности человека по личным наблюдениям.
– Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)
– Как вы понимаете «личные наблюдения»? (Это то, что я видел сам.)
– А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики. (По мере высказывания версий оформляется 1-й слайд презентации, учитель подводит учащихся к выводу о том, что главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем Фронтальная Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Вопросы для уточнения
информации.
Уст-ные ответы
3. Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа – Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоя-нием.)
– Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? А характер?
– Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.
– Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы), например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно...;
научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);
художественное (описание литературного героя) Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы Групповая, индивидуальная Познавательные: устанавливают причинно-следственныесвязи, делаютвыводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: извлекают информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Уст-ные ответы
Физкультми-нутка Чтоб глаза твои зорче были, Удивимся – что такое?
Чтоб в очках тебе не ходить, И закроем их скорей.
Эти легкие движенья А теперь по кругу быстро,
Предлагаю повторить. Словно стрелочки часов,
Вдаль посмотрим и под ноги, Проведем глазами дружно,
Вправо, влево побыстрей. Ну а дальше – будь здоров! Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Выполняют физические упражнения
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.
– И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать. (Памятка на слайде или в распечатанном виде на партах.)
 Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?
 Почувствуй индивидуальность, неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее «Я».
 Продумайте последовательность изложения.
 Не заменяйте описание повествованием. (То есть вместо описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.)
 Использовать можно портретную лексику.
– Давайте вместе сделаем примерные записи (работа выполняется по группам с последующей проверкой и дополнением).
Запись в тетрадь.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…
Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…
Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности человека, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений Формулируют цель учебной деятельности
в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач Уст-ные ответы, задают вопросы для уточнения
информации
5. Творческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Обсуждение содержания сочинения. Составление плана (На парте у каждого карточки.)
Карточка 1. Портрет подруги.
Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)
– Давайте попробуем внести исправления. Я думаю, у нас получится. Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определим замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
– Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.
Карточка 2.
У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, на лоб падает челка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Черные густые волосы собраны в хвостик. Озорные светлые глаза.
– В чем недостаток этого описания? (Нарушена последовательность изложения.)
– Простым карандашом делаем исправления, проводим стрелочки, объединяя предложения в единое целое: вначале всё скажем о волосах, затем опишем глаза и взгляд.
Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно):
– Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)
– Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)
– Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)
– Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)
– Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш с голубыми глазами на круглом лице.)
Контролирует правильность выполнения задания.
Составление плана Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов Фронтальная,
индивидуальная Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Задают вопросы для уточнения
информации, составляют планы сочинения
6. Первичное закрепление с комментированием во внешнейречи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Составление связных текстов по плану,
письменная
работа – На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке, составили план будущего сочинения. Теперь время самостоятельной творческой работы.
Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания Озаглавливают рассказ
в соответствии
с темой
и основной мыслью сочинения, пишут сочинение Индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: действуют по плану.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли Сочинение.
Практическая работа
в тетрадях
8. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:
1. В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?
3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять? Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний Индивидуальная, групповая Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу Оценивание учащихся за работу на уроке