Специальная индивидуальная программа развития по коммуникативной стимуляции для учащихся с ТМНР


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области
«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы,
«Красные Зори»

Решение «Утверждаю»
педагогического совета Приказ от________ №___
школы-интерната Директор __________ / ./
Протокол от 30.08.2016 г. №1
Специальная индивидуальная программа развития
Образовательная область: коррекционный курс
Предмет: коммуникативная стимуляция
Обучающегося 1 «в» класса
ФИО
Разработчик: учительБеляева Светлана Геннадьевна
2016/17 учебный год.
Петергоф, Санкт-Петербург
Индивидуальные сведения о ребёнке
Ф.И.О:
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о родителях:
Мать :
Отец :
Выписка из анамнеза: симптоматическая эпилепсия, ремиссия, ДЦП, спастический тетрапарез. Множественные контрактуры верхних и нижних конечностей. ЧАЗН. Расходящееся альтернирующее косоглазие с паралитическим компонентом.
Общие сведения об учащемся на начало 2016-2017 учебного года
Ребёнок поступил в школу 01.09.2016 года в 1 класс. По заключению ПМПК у Ярослава тяжёлая умственная отсталость, ДЦП, речь отсутствует, слабовидение. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит в инвалидной коляске с фиксацией. В течении 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Ярослав воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений. Эмоциональное состояние устойчивое. Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик, вокализирует. Обращённую речь не понимает, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Характерно отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Ярослав реагирует на воду, краску, сыпучие, твёрдые и вязкие материалы. У Ярослава отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протёртую пищу. Во время приёма пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого. Требуется полная постоянная помощь.
При разработке специальной индивидуальной программы развития учитывались индивидуальные психофизиологические особенности обучающегося с глубокой умственной отсталостью. Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году). Срок реализации 1 год.
Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.
Специальная индивидуальная программа развития составлена на основании следующих нормативных документов:
● Конституция Российской Федерации.
●Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
●Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
●СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"● Приказ от 26.01.2016 года N 38 Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253».●Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г. (о разработке рабочих программ, курсов).
●Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
●Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.
●Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз"Об образовании в Ленинградской области"
●Устав Государственного казённого образовательного учреждения Ленинградской области
«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
●Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2016-2017 учебный год
Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью.
Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Учитывая индивидуальные образовательные потребности обучающегося, составлено тематическое планирование по предмету «Коммуникативная стимуляция» при участии родителей.
Тематическое планирование (66 часов/2 раза в неделю/33 учебные недели)
№ Наименование разделов и тем Количество часов
1 Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь.
- сосредоточение взгляда на лице взрослого.
- выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.-проигрывание простых сюжетов
20
2
Стимуляция игровых действий на различение частей тела.- выполнение совместных прикосновений к различным частям тела.- выполнение инструкций на различение частей тела.- рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.
- сосредоточение взгляда на лице куклы
- рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле
- выполнение игровых действий с куклой.
26
3
Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций.
- Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом.
- Выполнение действий с использованием жестов, движений.
- Совместные игровые действия с игрушками.
- Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов. 20
Итого: 66
Содержание программы
1.Стимуляциответной реакции на прикосновения, обращенную речь (20 часов). Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.
2. Стимуляция игровых действий на различение частей тела (26 часов). Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.
3. Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций (20часов). Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.
Условия реализации СИПР обучающегося с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (технологии, используемые в обучении ребёнка):
- индивидуализация обучения
- игровые технологии
- ИКТ
- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребёнка
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом
Планируемые результаты освоения обучающимся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития АООП
Предполагаемые примерные личностные результаты освоения:
осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»;
социально – эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим;
владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предполагаемые примерные БУД освоения программы:
- стимулировать ребенка к установлению положительного взаимодействия с окружающими, развивать реакцию на эмоциональные раздражители. Стимулировать выполнение простых инструкций, игровых действий на формирование образа тела.-игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.-.сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.- упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, похвалу.
Оценка динамики обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т.е 2 раза в год)
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«узнает объект» (у),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности, обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Примерные показатели самостоятельности учащегося (ПС) Условные обозначения
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) !
Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого пп - с частичной помощью взрослого п - по последовательной инструкции (по изображению или вербально) и
- подражая или по образцу о
- самостоятельно с
- узнает объект у
- не всегда узнает объект нву- не узнает объект нПредметно-развивающая среда для работы с учеником
1. Игрушки: резиновые, бумажные, мягкие, пластмассовые, изображающие людей, животных, растения, птиц, транспорт. Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, колокольчик, дудочки, барабан, звоночек, свистульки, деревянные ложки.Игрушки заводные, которые движутся по поверхности воды: кораблик, уточка, рыбка.Игрушки-автомобили, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки.Коробки, корзины, мисочки, кубики, кольца, воздушные шары, мячи, игрушки подвески.Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями.Сухие бассейны с шарикамиИгрушечный пластмассовый молоток, палочки-колышки.Игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одноцветные и разноцветные (например, пирамидка ванька-встанька, игрушки животные и т.п.).
2. Малые фольклорные формы: «Дудочка ду-ду» (рус.), «Ай туки-туки, застучали молотки» (рус.), «И любо нам и весело» (рус.), «Колокольчик зазвенел» (рус.), «Ты, собачка не лай» (рус.), «Мой веселый звонкий мяч» (рус.), «Молоточек тук-тук-тук» (рус.), «Летели-летели, устали, сели» (рус.), «Уж я Мишенька-Мишук» (рус.), «Часики тик-так» (рус.), «Пальчик о пальчик тук да тук» (рус.), «Мы ногами топать будем» (рус.), «Ручки-ручки закружились, а потом и опустились» (рус.), «Топай-топай веселей» (рус.), «Где ты, зайчик, отзовись» (рус.), «Летает и кружится круглый и большой» (рус.), «Мы гуляем с куклой Машей» (рус.), «Вышел зайчик погулять» (рус.), «Куклу Машу я люблю» (рус.), «Ах, какие ручки…» (рус.), «Нежно гладим мы зверят» (рус.), «Шли-шли, что-то нашли» (рус.), «Зайка, мягкий, кто еще?» (рус), «По лесочку мы гуляем» (рус.), «Дует легкий ветерок» (рус.), «Кукле весело» (рус.), Список литературы
Программа коррекционных курсов детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.И. Кайкина, Л.Б. Баряева, Л.В. Капустянская и др. под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., ЦДК проф. Л.Б Баряевой, 2015 г.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова – СПб.: ХОКА,2007.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М.:ВЛАДОС, 2010.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. –М.:Мозаика – Синтез, 2007.
Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учебно-методическое пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.:БГПУ, 2009.
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия – СПб.: Речь, 2010.
Ковалец И.Е. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда – М.,1995.
Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой – СПб.:КАРО, 2006.
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000.
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику – М.: Эксто-Пресс, 2007.
Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008