Конспект занятия в средней группе «Знакомство с народной игрушкой матрёшкой»


Конспект занятия в средней группе «Знакомство с народной игрушкой матрёшкой»
Задачи: Познакомить дошкольников с историей возникновения игрушки матрешки. Развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству. Приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о матрешке - символе русского народного искусства. Способствовать развитию речи, наблюдательности, внимания. Расширять и активизировать словарный запас детей. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество. Формировать эстетическое восприятие и воображение.
Предварительная работа: просмотр презентации « Игрушка матрешка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание узоров на одежде, игры с матрёшками.
Материалы и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, вырезанные кружки, цветы и листики в тарелочках на каждого ребенка, салфетки влажные, кисточки, клей, образец воспитателя.
Ход занятия.  Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе игрушек! Они вам нравятся?
Дети: Да, нам очень нравятся наши игрушки!
Воспитатель: А у вас есть любимая игрушка?
Дети: Есть. Дети называют свои любимые игрушки.
Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной игрушкой, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку:
Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. 
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Верно! Это матрешка! (Показ матрешки). Какая она?
Дети: Она веселая, красивая, нарядная, деревянная.
Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка - удивительная игрушка! А как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей).
Воспитатель: Послушайте, что я вам расскажу. На Руси имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя произошло от латинского «mater»,  что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, с крестьянским крепким здоровьем и типичной дородной фигурой. Матери многочисленных детей. А сейчас присядьте на коврик, я познакомлю вас с историей появления матрёшки.
Рассказ воспитателя:
Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Очень понравилась эта игрушка русскому мастеру игрушечных дел, Василию Звёздочкину. Решил он выточить из дерева похожую на эту игрушку. Это была русская матрёшка. Одна в другую вкладывались восемь фигурок. А художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухами. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. А последняя игрушка напоминала спеленатого младенца. Сейчас матрёшки все разные, потому что их изготавливают на фабриках разных городов. ( Показ разных матрешек). Матрёшки разрисованы разными узорами, цветами, ягодами, а некоторые держат в руках букет. Много лет с тех пор прошло, а матрёшка не надоела людям. Своей красотой она покорила весь мир. Сейчас она любима у малышей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят своим друзьям на добрую память.
Физминутка: " Матрёшки"Хлопают в ладошкиДружные матрешки. (Хлопают в ладоши)На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)Топают матрешки. (Топают ногами)Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)Девчонки озорные,Матрешки расписные.В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)Вы похожи словно сестры.Ладушки, ладушки,Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, А вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, рассмотрите матрешек на моем столе. Какие они по росту?
Дети: Разные.
Воспитатель: Правильно! Рассмотрите одежку у них. Какими красками разрисовал художник платок, сарафан, передник у матрешки, какими узорами украсил? (Ответы детей). Сегодня мы с вами украсим сарафаны матрешек разными узорами. Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас, присесть за столы. Попробуйте сами стать народными умельцами и украсить свою матрёшку. (Дети садятся за столы).
Воспитатель обращает внимание детей на свой образец. Дети рассматривают его.
Воспитатель: Ребята, матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Вы можете им в этом помочь? У вас на столе лежат кружки, цветы, листики. Ими будем украшать одежду матрёшек.
Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией. После работы ребята рассматривают матрёшек.
Воспитатель: Какие нарядные получились у вас матрешки! Все постарались. Наше занятие окончено. Что вам сегодня понравилось больше всего? Что вы узнали нового? В чем были затруднения? (Ответы детей).