Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий


 
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
учителя физической культуры Годунова Игоря Николаевича
«Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических  технологий и с опорой на индивидуальное развитие»
Известно, что здоровый ученик лучше учится, качественно работает, лучше усваивает правила и нормы и не имеет особых трудностей с адаптацией к новым людям и ситуациям. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из важнейших задач, поставленных Президентом РФ перед современной школой.
Без физкультуры теряют смысл все разговоры о полноценном здоровье.
Опираясь на суждения, высказанные по поводу приоритетов в воспитании ребенка, осмелюсь сказать, что в этом плане учителю физкультуры отводится очень важная миссия. Ведь именно он напрямую, непосредственно занимается развитием двигательных качеств, приобщением детей к здоровому образу жизни.
Взрослым, которые работают с детьми, далеко не безразлично, какой станет их смена. Поэтому каждый педагог ставит перед собой определенные цели.
Цель моей работы заключается в создании реальных условий, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья детей.
Реализация вышеуказанной цели обеспечивается решением следующих задач:
Формирование ценностных ориентаций к здоровому образу жизни;
Формирование нравственно-этических и эстетических качеств личности учащегося;
Формирование двигательных умений и навыков;
Формирование ориентации к физическому самосовершенствованию.
В своей работе я использую элементы здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, развивающих технологий. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Интересы учеников и отношение их к занятиям также различны.
Одни любят баскетбол, волейбол, футбол, другие – гимнастику, борьбу, легкую атлетику. Есть и такие, которых не интересует ни один вид упражнений. Что же делать? Как приобщить ребенка к уроку, как показать ему, что урок – это ещё и радость общения, и радость познания. Как сделать урок интересным для ученика? Для начала я стараюсь подружить ребенка с предметом, подружить с уроком. Что такое дружба, дети понимают очень хорошо, и они готовы принять её. Дети в подавляющем большинстве оценивают предмет по учителю, который его преподает. И само представление об учебной дисциплине у ребенка складывается по тому, кто преподносит её и как преподносит. Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к ученикам, которые я использую, помогают им адаптироваться и с радостью приходить на урок физической культуры. Чтобы ребенок полюбил урок, его надо сделать не просто интересным, а личностно значимым для самого ребенка.
Детская дружба начинается с игры. Где есть место игре – самому понятному языку для ребенка практически любого возраста, - там обязательно зародится и дружба. Так что игре на своих уроках я уделяю особое внимание. Именно в игре ученики не только отрабатывают элементы, но и невольно настраивают себя на положительное отношение к самому предмету. Иными словами, ребенок протягивает уроку руку дружбы, потому что начинает чувствовать к нему симпатию.
Подружить школьника с уроком – задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Главное – последовательность и терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.
Урок физкультуры будет результативен только тогда, когда классный коллектив представляет собой хорошо организованную группу. С этой целью в каждом классе создается физкультурный актив, на который я могу надежно опереться. На первых уроках путем проведения тестирования определяется уровень физической подготовленности учащихся. На основе полученных результатов можно разработать задания различной категории сложности для детей определенного уровня физической развития. По сравнению с другими предметами «Физическая культура» имеет ряд преимуществ. Выполнение физических упражнений, например, исключает возможность «списать» задание. Посмотреть, как это делает кто-то другой, ученик может, но выполнять он будет сам, действуя согласно своим индивидуальным особенностям. Самое сложное – в полной мере разработать творческие задания, ориентируясь на возраст учеников. Я постоянно задаю себе вопрос: «А будет ли интересно? А будет ли это полезно и нужно моему ученику?» Проведение уроков по группам повышает интерес к занятиям, развивает самостоятельность, активность.
Мой педагогический опыт позволяет мне сделать вывод, что ученики подготовительной группы здоровья из-за слабого физического развития имеют низкий уровень физической подготовленности. Вследствие этого, ученик за выполнение контрольного упражнения получает низкую отметку. Это приводит к плохой оценке за четверть. В результате чего у ученика пропадает интерес к занятиям, возникает нежелание заниматься. Чтобы этого не произошло, к оценке за упражнение в качестве поощрения за выполненную работу он получает дополнительный балл и положительные эмоции (ученик доволен).
За  годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать  для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея  традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура»,  использую активные формы обучения:  проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
         Сущность  технологии, по которой работаю,  заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей,  строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при  выполнении упражнений. В процессе учебной  деятельности  ввожу  разные  типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.
Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому  признакам.
        
  Уровень физической подготовленности обучающихся:

Мониторинг состояния здоровья обучающихся:


Результаты успеваемости учащихся  за последние 3 года:
Учебный год
Количество обучающихся детей
Классы, в которых учитель работает согласно тарификации Успеваемость по предмету (в %)
Количество обучающихся на «4» и «5» (в %)
2013-2014 225 4,5,6,10 100% 89%
2014-2015 230 4,6,7,11 100% 92%
2015-2016 227 4,5,8,9 100% 97%
Большое внимание уделяю внеурочной работе (секция спортивных игр) и внеклассной работе (секция спортивного туризма), организую Дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.
       Творчески подхожу  как к проблемам обучения, так и  их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы.
Учитывая великую роль принципа наглядности, оформил в школе стенд «Спортивная жизнь школы», на котором размещены грамоты и кубки, полученные за призовые места, а так же учащиеся видят себя на фотографиях, как на уроках физической культуры, так и на соревнованиях, в туристических походах и т.д.
Для того чтобы учитель был интересен своим ученикам, он должен постоянно самосовершенствоваться. Именно поэтому я много времени уделяю самообразованию, изучаю передовой педагогический опыт. Я с удовольствием «брожу» по Интернету в поисках новой информации по физической культуре, чтобы на моем уроке каждый ученик имел возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями. Тема моего самообразования: «Формирование культуры здоровья, ценностного отношения к здоровью средствами и методами физической культуры».
Участие моих учеников в различных соревнованиях:
Год Соревнование Классы Место
2014 Городской туристический слет 6 1, по виду «Турград»
2014 Городской туристический слет 6 1, по виду «Маршрут»
2015 Городской туристический слет 6 1, в конкурсе «Комментатор»
2015 Городской туристический слет 6 1
2015 Стритбол8 1
2016 Муниципальный этап соревнований по шахматам 9 1
2016 Муниципальный этап «Президентские спортивные игры», теннис 8 3
Достойное участие и победы наших школьников в спортивных мероприятиях и соревнованиях вселяют в меня уверенность в том, что реализация здоровьесберегающих технологий приносит свои плоды в деле укрепления и сохранения здоровья.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия:
2014 г – внеклассное мероприятие – «Олимпийский урок»;
2015 г – внеклассное мероприятие – «Мальчишки, вперед!»;
2016 г – открытый урок – «Баскетбол. Совершенствование остановок мяча прыжком».
Современная жизнь насыщена событиями. Активная жизненная позиция помогает мне черпать энергию, необходимую для преодоления препятствий, которые ежедневно ставит перед нами жизнь. Своим личным примером активизирую деятельность учащихся. Принимаю активное участие в спортивных соревнованиях в зачет спартакиады работников образовательных учреждений г. Курчатова. Нормы комплекса ГТО сдал на золотой значок. День начинаю с утренней зарядки, занимаюсь бегом, плаванием, с огромным удовольствием играю в баскетбол и другие спортивные игры. Это помогает мне сохранить отличное самочувствие и бодрость, оставаться здоровым, активным и гармоничным, повышает самооценку и дает творческий импульс.
Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 5-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
1. Работа должна проводиться систематически.
2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.
3. Задания должны быть посильными.
4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
Заключение:
Сейчас говорят, что быть учителем не престижно, несовременно, но я с этим не согласен. Может ли кто-то быть современнее людей, которые воспитывают будущее страны?
В завершении хотелось бы сказать всем учителям: «Так дарите же своим ученикам подарки – дарите ученикам свои уроки! Чем чаще вы будете делать подарки им, тем больше будете получать отдачи в ответ!»