Доклад «Содержание Предмета «Самопознание» Как Основа Развития Нравственно – Духовного Образования.


Доклад «Содержание Предмета «Самопознание» Как Основа Развития Нравственно – Духовного Образования.
Если ты смотришь на год вперед, посади семена.
Если ты смотришь на 10 лет вперед, посади дерево,
Если ты смотришь на целую жизнь вперед, развивай молодежь.
Китайская поговорка
 
В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой  прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».
В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. Великий Шакарим говорил, что  в  процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех…  И вот науку Совести ввели в педагогический процесс школы.
«Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно – духовным смыслом образовательный процесс. Через предмет «Самопознание» важно раскрыть внутреннюю природу ребенка, раскрыть  всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром, т.е  универсальные способности, благодаря которым  человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит – счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.
Методологической основой содержания образовательного предмета «Самопознания» является:
духовность – вдохновенно – чувственная сторона жизни человека и человечества, это особый образ мышления и жизнедеятельности людей. нравственность – главный показатель общей развитости человека, показатель его гармонии и совершенства.
Содержание курса «Самопознание» направленно на познание нравственно – духовных ценностей каждого народа и человечества в целом, которые помогут правильно и мудро построить свою жизнь, наполнить её светом добра, любви и справедливости, сделать ее полноценной и достойной, открыть им радость познания своего духовного мира и задуматься над вечными вопросами.
Основу содержания курса «Самопознание» составляют человеческие ценности, которые должны помочь каждому последовательно пройти путь духовного самопознания  и прийти к пониманию высшей любви и смысла человеческого предназначения:
познание истины жизни;
нравственность поведения;
познание жизни;
любовь – высший смысл человеческой жизни;
гармония личности;
гражданственность;
постижение высшего предназначения человека;
Основная цель предмета заключается в реализации четырех сторон социализации личности:
социальной адаптации;
автономизации;
социальном закаливании;
социальном самоопределении.
НДО “Самопознание” осуществляется посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
Определять свою жизненную позицию;
Конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
Выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром;
Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
Жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
Развивать на практике навыки служения обществу.
Овладение ключевыми компетенциями будут способствовать, с одной стороны, практическому применению  личности полученных знаний для:
распознавания человеческих отношений, действий , поступков;
аргументированного изложения собственной жизненной позиции;
обоснования ближайших и перспективных планов личностного роста;
понимания переломных, критических этапов в своей жизни;
управления своими психическими состояниями, умения “властвовать” собой;
* владение способами преодоления отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли, стыда, зависти;* достижения  согласия с самим собой;* распознавания прекрасного, возвышенного, трагического, комического в жизненных ситуациях;
* идентификация своего статуса в группе (лидер, участник, аутсайдер) и умения исполнять заданные роли в обществе;
* конкретизация, углубления воспитанниками познавательных и практических интересов к духовному богатству.
Задачи предмета
Ввести учащегося в отношения саморегуляции;
Интенсифицировать интеллектуальную и эмоциональную саморефлексивность учащегося;
Раскрыть перед учащимися многообразие жизненных обстоятельств;
помочь учащемуся осмыслить дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение в соответствие со склоностями и интересами.
Велика роль Учителя предмета «Самопознания» в воспитании подрастающего поколения, «живущего в единстве мысли, слова и дела». В своём выступлении Ш. А.  Амонашвили на 11 международных педагогических чтениях в г. Москве в 2012 году подчеркнул, что «надо
реформировать не школу, а духовность учителя».
Слова  В.А. Сухомлинского этому подтверждение: «Учитель, до тех пор учитель, пока он  учиться сам», т.е. духовное развитие только облагораживает человека, дает ему силу и энергию. Учителем «Самопознания» становятся по призванию, а у нас? Стоит задуматься…
Притча «Все в твоих руках»
Учитель – это тот, кто сеет добрые мысли  и такие ценности, как правдивость, верность, дисциплина, чувство долга  в сознание учащихся и формирует их поведение возвышенным и достойным образом. А учащийся – это тот, кто полностью принимает и усваивает наставления учителя со всей серьёзностью и искренностью и непоколебимой преданностью. [4]
Мы учим нравственности детей, а сами зачастую поступаем безнравственно на глазах у своих учеников и не придаем этому особого значения. Мы учим детей говорить ласково и не грубить, и тут же отчитываем провинившихся, не стесняясь в выражениях. Учитель не только должен хорошо знать свой предмет, но и сам практиковать общечеловеческие ценности, жить согласно им, быть ими. Трансформация характера ребенка произойдет, если учитель предан своему делу и у него чистые намерения.
Уважаемые  коллеги предлагаю вам принять участие в тестировании на определение самооценки  профессионально-педагогической мотивации, этот метод предлагается учителям самопознания как один из способов мониторинга профессиональной деятельности.
«Методические приемы и дидактические принципы их использования на уроках самопознания.»Взаимоотношения педагога с детьми выстраиваются в соответствии с личностно – ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. На занятиях по самопознанию педагоги способствуют установлению дружеских, толерантных взаимоотношений детей друг с другом, создают комфортный морально – психологический климат, в котором дети чувствуют себя легко и свободно.
Опираясь на индивидуальные способности детей, мы, как учителя самопознания содействуем развитию их общеучебных умений и жизненных навыков. Для этого на своих занятиях  используем определенные общепринятые формы работы:
– проведение занятий в малых группах?
– проведение индивидуальной работы с каждым ребенком?
– проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми?
– проведение беседы с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции.
А также совокупность методов и приемов обучения, отражающих особенности организации  занятий :«Круг радости», «Наедине с собой», «Работа с текстом», «Беседа», «Игра», «Упражнение», «Творческая деятельность», «Круг от сердца к сердцу». Все они занимают определенное место в структуре занятия  и направлены на создание благоприятной, психологически комфортной среды. В зависимости от темы занятия последовательность указанных приемов может варьироваться и использоваться на разных этапах, по усмотрению педагога.
Педагогу важно помнить, что методические приемы, рекомендуемые для использования на занятиях, способствуют возникновению желания у детей активно участвовать в речевом и коммуникативном общении. На занятиях необходимо постоянно поощрять детей.
(познакомить с видеоматериалом и дидактическим материалом)
Притча  «Тысяча шариков»
«Жизнь – это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце – и то не всегда».