Доклад о важности и необходимости внедрения НИТ в процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Сопровождение презентации «Использование новыхинформационных технологий в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.
Сл. 2. Так как обучение является передачей информации ученику, то следуя определению (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.
Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. КЛ.
То есть, любая педагогическая технология - это  информационная технология .Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология обучения".
Таким образом, появление такого понятия - новая информационная технология (НИТ) - связана с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.
Как мы видим, главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, Сл. 3. что подтверждает и определение: новая информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществлением которого является компьютер.
Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.
Сл. 4. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации.
Сл. 5. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
В 70-е годы прошлого века воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Сл. 6. Педагогическая технология - это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов".
Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена - процесса обучения.
Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Как уже отмечалось, в образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" - это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии  новой? Наверное, нет.
Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Более того они вообще не удовлетворяет основным требованиям понятия "технологии".
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об  автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если: Сл. 7.
1) она удовлетворяет основным  принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
2) она решает задачи, которые ранее в  дидактике не были теоретически и/или практически решены;
3) средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Сл. 8.
Важность и необходимость внедрения НИТ в процесс обучения отмечает в предисловии к своему докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, который пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». НИТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».
Сл. 9.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Первые шаги по внедрению НИТ в систему образования показали их огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, Сл. 10.
которые требуется преодолеть для повсеместного применения НИТ в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п. Следует отметить, что современный этап применения НИТ в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
В основной школе информатика как отдельный предмет давно практикуется и существует много различных программ и методических рекомендаций, касающихся преподавания данного предмета. Если говорить о специальных (коррекционных) школах VIII вида, то вопрос не решен в принципе. Занятия по ЭКГ проводятся в нашей школе (октябрь 2008 года) в сетевом компьютерном классе. На этих занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, изучают основы компьютерной грамотности, выполняют развивающие задания. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения. Ряд компонентов деятельности, воспроизводимой в игре, обладает условным характером, что позволяет обучаемым отвлечься от ответственности, сопутствующей реальной ситуации, и действовать более свободно.
Я предлагаю разработать проект обучения ЭКГ в нашей школе
Сл. 11. Наметились следующие направления:
    – использование готового программного продукта на предметных уроках;     – факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности;     – использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний: расчетные задачи, моделирование, написание деловых бумаг, поиск нужной информации в Интернете...
Сформулированы задачи каждой из трёх ступеней обучения, написано планирование и некоторые частные методики.
   Сл. 12. Задачи I ступени:
    - Сформировать у учащихся представление о главных устройствах компьютера и их назначении.     - Выработать умение выполнять манипуляции с мышью: наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши (принцип «DRAG and DROP» - «Зацепи и тащи»); умения открыть и закрыть нужную для работы программу.
   Сл. 13. В занятия по ЭКГ включены следующие виды работ:
работа с тетрадями на печатной основе
работа с программно – методическим комплексом «Мир информатики»
Paint, Word
 Сл. 14. Обучение происходит по разделам: «Мы рисуем», Сл. 15. «Мы конструируем»
Сл. 16. «Калькулятор»
Установи курсор на надпись «ПУСК» и нажми левую кнопку
мыши.
Направь курсор по надписи «Все программы».
В открывшемся вложенном меню найди «Стандартные».
Направь курсор по надписи.
В открывшемся вложенном меню найди «Калькулятор».
Нажми левую кнопку мыши.
Кроме того, формирование элементов КГ предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане для процесса обучения умение алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. По моему убеждению работу по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков в специальной школе нужно вести активнее. При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащихся, повысит эффективность самостоятельной работы, даст новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, так как наделит их определенными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний, то есть создаст условия для коррекции и развития личности учащихся и позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения, улучшит процесс обучения другим школьным предметам. В конечном итоге, эта работа приведет к развитию детей, и будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ.
 Сл. 17. Задачи II ступени:
    - Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.     - Расширить кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой: арифметике, геометрии, черчении, русском языке, труде и др.
  Сл. 18.  Программой для старших классов предусмотрены:    - новый подход к моделированию изделий по трудовому обучению;    - выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток;    - решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).
 Сл. 19. Задачи III ступени:
Познакомить учащихся:
   - со специальной терминологией, используемой при работе с офисными программами;    - с приемами работы с текстовым редактором WORD,
PowerPoint;    - с алгоритмами поиска информации в Интернете;    - с профессиями.
      Сл. 20.
В специальных (коррекционных) школах занятия по ЭКГ, должны обладать собственной методикой, иметь свою структуру и содержание, реализовать межпредметные связи, и быть неразрывно связанными с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации умственно отсталого ребенка.
Сл. 21. Спасибо за внимание!