Рабочая программа по музыке 1класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ближнеосиновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено отделом Согласовано. Утверждено.
аудита методического Заместитель Директор МКОУ « Ближнеосиновская СОШ»
центра «Единомышленник» директора по УВР
_________________________ _______________________ ______________________
«_____» ______201 г. . «___» ___201 г. «___»____201 г.
Рабочая программа учебного курса
по музыке 1 класс
на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель начальных классов Подгорнова Т.В.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе сборника рабочих программ « Школа России», авторской программы к учебному курсу « Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Издательство « Просвещение», 2011. – 528 с.
Программа реализуется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.
На изучение данного курса отводится 33 часа в год / 1 час в неделю /.
В рабочую программу изменения не внесены.
Учебно-методический комплект:
Музыка: Учеб.- тетрадь для учащихся 1 кл.нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.: ил.
Методическое пособие. Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.), 2014.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся 1 класса осуществляется согласно « Устава школы».
Цели данной программы:
— формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Результаты освоения курса за 1 год (1 класс) обучения:
Личностные УУД :— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия наэлектронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Календарно – тематическое планирование уроков музыки – 1класс.
№п/п Наименование образовательного модуля (раздела) Тема и тип урока Кол-во
часов Элементы
содержания Планируемые результаты образовательной деятельности (УУД) Дата
план Дата
факт Д/з
1 Музыка вокруг нас- 16 час. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Урок изучения нового материала. 1 Как услышать музыку?
Вокальные имитации. Новые понятия: звуки музыки, звуки улицы, звуки города.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностные УУД::- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
2 И Муза вечная со мной.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 Понять, как музыка влияет на мысли и чувства человека.
Создание в классе атмосферы «концертного зала».
Побудить к выразительному исполнительству. Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского;- «Песня о школе» Д. Кабалевского, В. Викторова;- «Музыкант» Б.Окуджавы 3 Хоровод Муз.
Комбинированный урок.
1 Рассмотреть своеобразие звучания музыки в зависимости от места ее пребывания.
Освоить различие и сходство танцев народов мира.
Накопление слушательского опыта.
Раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Во поле береза стояла», русская народная песня;- «Береза», русский хоровод, обр. Е. Кузнецова;- «Хора и сырба», молдавские народные наигрыши. 4 Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
1 Научить отличать разные виды интонаций.
Познакомить с народными песенками-попевками.
Побудить к выразительному исполнительству. Русские народные песни- заклички. 5 Душа музыки – мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
1 Понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать жанровые признаки песни, танца, марша.
Детский альбом», «Вальс», «Сладкая греза» П.Чайковского; «Марш деревянных солдатиков», «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова;
«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностные УУД::- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
6-7 Музыка осени.
Комбинированные уроки
2 Развивать чувство красок в музыкальном языке.
Воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней.
«Осенняя песнь» П.И.Чайковского; «Так уж получилось Г.Струве; «Осень, осень» русская народная песня;
«Дождик накрапывает» А.Александровна; «Капельки» В.Павленко, ЭБогдановой; «Пестрая песенка.Сентябрь» И.Якушенка, З.Петровой; «Скворушка прощается»Т.Потапенко8 Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала
1 Осмысление детьми выразительности литературной и муз.речи; поиск интонаций, соответствующих содержанию стихотворного текста.
Побудить детей к выразительной мелодекламации, развивать стремление к импровизации музыки.
Ролевая игра «Играем в композитора»; литературный материал для импровизации; «Капельки» В.Павленко, Э Богдановой; «Золотая осень. Октябрь »И.Якушенко, З.Петровой 9 «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 Развивать выразительную сторону вольного исполнения.
Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.
Школьный корабль» Г.Струве; «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова; «Алфавит» А.Островского, З.Петровой; «Спасибо вам, учителя» Г.Струве, В.Викторова.10 Музыкальные инструменты. Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
1 Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
Находить сходства и различия в инструментах разных народов. Былинные наигрыши» Д.Локшина; - песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова; «Колыбельная Волховы» из оперы 11-12 Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
Урок закрепления материала
1 Сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
Узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты Полянка, русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице» русский народный наигрыш (рожок); Как под яблонькой», импровизация на тему русская народная песня, (гусли)»Пастушья песенка» на тему из 5-ой части симфонии Л.Бетховена, сл.К.Алемасовой; «Камышанка-дудочка» В.Полянова13 Пришло Рождество. начинается торжество. Родной обычай старины. Комбинированный урок
1 Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
Тихая ночь», международный рождественский гимн Ф.Губббера; «Щедрик», украинская народная колядка; «РИУ, РИУ, РИУ», европейская народная колядка; «Все идут, спешат на праздник», колядка; «Пойдем вместе в Вифлеем» Е.Каверина; «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение); «Колыбельная» (польская народная песня); «Зимняя сказка» С.Крылова. Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
14 Добрый праздник среди зимы. Урок систематизации и обобщения знаний
1 Понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
Давать определения общего характера музыки. Балет «Щелкунчик» П.Чайковского; «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де»; Зимняя сказка» С.Крылова; «Новогодний хоровод»Г.Струве, И.Кадомцева; «Добрый день» Я.Дубравина.
15 Разыграй песню.
Комбинированный урок.
1 Выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения, исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. «Почему медведь зимой спит? Книппер; «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»К.Глюка (флейта); «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент» В.Кикта(арфа)
2 Кукушка» Л-Д Дакена (арфа) 16 Обобщающий урок по теме: « Музыка вокруг нас». Урок систематизации и обобщения знаний
1 Обобщение и систематизация знаний по теме «« Музыка вокруг нас». 17 Музыка и ты – 16час. Край, в котором ты живешь.
Урок изучение нового материала. 1 Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
«Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьева; «Что мы Родиной зовем»Г.Струве, В.Степанова; «Добрый день!» Я.Дубравина, С.Суслова; «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностные УУД::- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
18 Поэт. Художник. Композитор. Комбинированный урок.
1 Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
Воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, Пастроль» А.Шнитке; «Пастроль» Г.Свиридова; «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева; «Добрый день!» Я.Дубравина. 19 Музыка утра. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 Понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь.
Выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. «Зимнее утро из детского альбома П.Чайковского; «Утро» Э.Грига (из музыки к драме «Пер Гюнт»); «Доброек утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира»Д.Кабалевского на стихи Ц.Солодаря;
«Добрый день!» Я.Дубравина, С.Суслова. Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
20 Музыка вечера. Урок закрепления материала. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
Сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. «Колыбельная Умки» из мультфильма «Умка» (муз. Е.Крылатова, стихи Ю.Яковлева; «Спят усталые игрушки» А.Островского, стихи З.Петровой; «Колыбельная». Б.Флисса, в,а,Моцарта, РУССКИЙ ТЕКСТ Юс.Отриденко; «Утро в лесу» , «Вечер» В.Салманова; «Вечепняя музыка» В.Гаврилина (из симфонии-действа»Перезвоны») 21 Музыкальные портреты. Комбинированный урок.
1 Сравнивать музыкальные и речевые интонации,
Определять их сходство и различия;
Выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. «Баба-Яга» из «Детского альбома»П.Чайковского; «Баба-Яга», песенка-дразнилка, пбр.М.Иорданского;
«Менуэт» Леопольда Моцарта;
«Болтунья» С.С.Прокофьева.
22 -23 Музы не молчали. Образы защитников Отечества Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
2 Внимательно слушать.
определять характер музыки и передавать ее настроение, Описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,
Передача музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний. «Богатырская симфония» А.П.Бородина; «Солдатушки, бравы ребятушки»; С.Никитина , Т.Крылатова; «Учил Суворов» А.Новикова, М.Левашова;. «Песня о веселом барабанщике»; «Песенку о бумажном солдатике» Б.Окуджавы. 24 У каждого свой музыкальный инструмент. Урок закрепления материала
1 Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения «Сладкая греза» П.И.Чайковского; «Волынка»И.С.Баха;»Вот какая бабушка» Т.Потапенко, И.Черницкой; «Спасибо» И.Арсеева, А.Петровой; «Праздник бабушек и мам» И.Славника, М.Когановой. 25 Разыграй сказку. Комбинированный урок.
1 Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Песенка Бабушки-рассказчицы «Баба-Яга», песенка-дразнилка, М.Иорданского;
26 Мамин праздник. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. «Спасибо» И.Арсеева, А.Петровой; «Вот какая бабушка» Т.Потапенко. И.Черицкой; «Праздник бабушек и мам»И.Славника, МКогановой;
«Колыбельная» Гладкова; «Колыбельная» М.Канслаева. Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностные УУД::- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
27 Музыка в цирке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. «Выходной марш» И.Дунаевского; «Галоп» И.Дунаевского; «Мы катаемся на пони» С.Крылова, Садовского; «Лошадки» Лещинский , Кучинской; «Слон и скрипочка» Журбина, Шленского; Д.Б.Кабалевского.
28-29 Дом, который звучит. Комбинированные уроки. 2 Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.. .Песня Садко «Заиграйте. мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова; «Марш» из балета «Щелкунчик»П.И.Чайковского
«Золотые рыбки» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина; «Мелодия» К.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика!»;
Муха-Цокотуха» М.Красева, К.Чуковского; «Волк и семеро козлят», опера М.Коваля
, либретто Е.Манучаровой30 Опера – сказка. Комбинированный урок. 1 Назвать понравившееся произведения, дать его характеристику.
Сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
31-32 Ничего на свете лучше нету. Уроки закрепления знаний и способов действия.
2 Знания элементарных понятий о музыкальной грамоте и использовать их во время урока.
Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. Песня друзей» (Песня Трубадура») из к\ф «Бременские музыканты
33 Обобщающий урок по теме: « Музыка и ты». Урок систематизации и обобщения знаний
1 Понимать триединство: композитор-исполнитель-слушатель,
Осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.