АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выступление на заседании
школьного методического объединения
учителей 1 классов
педагога-психолога
Карьковой Елены Алексеевны
«________»_______________________
Первоклассники 2011 года стали в некотором смысле первопроходцами. Начало их школьной жизни совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Решающая роль в котором отводится содержанию образования. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. 
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода, вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию, проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему.
   В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. 
Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. 
   У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. 
   Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
На родителей первоклашек также ложится двойная эмоционально-психологическая нагрузка. К традиционным тревогам: готов ли ребенок к обучению, правильно ли выбрали школу, достаточно ли квалифицирован первый учитель добавилась еще одна. Не станет ли ребенок жертвой очередного эксперимента? Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.
 В связи с этим как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в нашей помощи. Необходимо также научиться распознавать и различать истинно гиперактивных детей от детей с трудностями в поведении и обучении.      Учителю же необходимо оставить у порога класса все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой». Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий: прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время следовать утвержденной программе), затем ожидания родителей (он должен пользоваться авторитетом у учеников и при этом быть толерантным) и, наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их). Не говоря уже о невыполнимой (но подразумеваемой) задаче добиться от всех учеников хорошей успеваемости.
Эти проблемы и вопросы ежегодно встают и перед детьми, и перед родителями, и перед учителями. Поэтому в этом учебном году в связи с введением ФГОС НОО деятельность школы по организации благоприятной адаптационной среды при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:организация режима школьной жизни первоклассников;
организация оздоровительно-профилактической работы;
организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
организация внеурочной жизни первоклассников;
взаимодействие с участниками образовательного сообщества;
изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Для организации режима школьной жизни первоклассников соблюдается оптимальный годовой календарный учебный график, который позволяет равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников:
1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.
3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса. 4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологическогооптимума умственной и физической работоспособности).
5.  Ежедневная 40-минутная динамическая пауза.
6. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели.
Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с медсестрой школы, родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, консультации), направленные на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.
Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно–познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Учителями 1-ых классов в начале года были проведены недельные адаптационные занятия, которые позволили развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. Вводный адаптационный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.
Внеурочная деятельность первоклассников организована в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом. Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит процесс привыкания к школьной жизни и учителю.
Для изучения социально-психологической адаптации детей к школе ежегодно в период с ноября по декабрь проводится диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Цель  настоящей диагностики – не найти «слабые места» или недостатки ребенка, а выяснить, насколько первоклассник «созрел» до тех требований, которые ему предъявит учебный процесс – как в школе в целом, так и в конкретном  классе. Иными словами – насколько ребенок готов учиться и быть в этом успешным. Диагностика  позволяет определить актуальный уровень развития у ребенка умений и навыков, необходимых ученику. На основе анализа результатов диагностики учителям были даны рекомендации по стимулированию и развитию отдельных навыков и умений, психических процессов.  
Справка о результатах исследования на тему:
«Психологическая готовность к обучению в школе»
2011 - 2012 учебный год
Цель:
оценить уровень готовности детей к школьному обучению;
выявить детей «группы риска», нуждающихся в помощи специалиста (углубленная диагностика, организация коррекционной работы).
Тестирование проходило на базе МОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Объект исследования: учащиеся 1-ых классов (129 человек)
Дата проведения: ноябрь – декабрь 2011 года
Обследование проводилось по методике Л.Л.Ясюковой «Определение готовности к школе»
Результаты диагностики
5 зона: Высокий уровень развития 0 чел. 0 %; 4 зона: Хороший уровень развития 46 чел. 35 %; 3 зона: Средний уровень развития 58 чел. 45 %; 2 зона: Слабый уровень развития 19 чел. 15 %; 1 зона: Уровень патологии 6 чел. 5 % 1. Тест Тулуз-ПьеронаСкорость переработки информации: 5 зона: Высокий уровень развития 21 чел. 16 %;
4 зона: Хороший уровень развития 31 чел. 24 %;
3 зона: Средний уровень развития 40 чел. 31 %;
2 зона: Слабый уровень развития 25 чел. 20 %;
1 зона: Уровень патологии 12 чел. 9 %
Внимательность: 5 зона: Высокий уровень развития 40 чел. 31 %;
4 зона: Хороший уровень развития 37 чел. 29 %;
3 зона: Средний уровень развития 20 чел. 15 %;
2 зона: Слабый уровень развития 6 чел. 5 %;
1 зона: Уровень патологии 26 чел. 20 %
2. Тест РавенаЛинейное визуальное мышление (серия А): 5 зона: Высокий уровень развития 6 чел. 5 %;
4 зона: Хороший уровень развития 34 чел. 26 %;
3 зона: Средний уровень развития 70 чел. 54 %;
2 зона: Слабый уровень развития 14 чел. 11 %;
1 зона: Уровень патологии 5 чел. 4 %
Структурное визуальное мышление (серия В): 5 зона: Высокий уровень развития 11 чел. 8 %;
4 зона: Хороший уровень развития 33 чел. 26 %;
3 зона: Средний уровень развития 58 чел. 45 %;
2 зона: Слабый уровень развития 21 чел. 16 %;
1 зона: Уровень патологии
3. Гештальт-тест Бендера6 чел. 5 %
Зрительно- моторная координация: 5 зона: Высокий уровень развития - 0 чел. 0 0 %;
4 зона: Хороший уровень развития - 22 чел. 17 %;
3 зона: Средний уровень развития - 69 чел. 54 %;
2 зона: Слабый уровень развития - 31 чел. 24 %;
1 зона: Уровень патологии - 7 чел. 5 %
4. Понятийно -интуитивное мышление: 5 зона: Высокий уровень развития - 7 чел. 5 %;
4 зона: Хороший уровень развития - 23 чел. 18 %;
3 зона: Средний уровень развития - 68 чел. 53 %;
2 зона: Слабый уровень развития - 25 чел. 19 %;
1 зона: Уровень патологии - 6 чел. 5
%
5. Понятийно -логическое мышление: 5 зона: Высокий уровень развития - 6 чел. 5 %;
4 зона: Хороший уровень развития - 28 чел. 22 %;
3 зона: Средний уровень развития - 70 чел. 54 %;
2 зона: Слабый уровень развития - 19 чел. 14 %;
1 зона: Уровень патологии - 6 чел. 5 %
Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к школьному обучению. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.