Внедрение в образовательный процесс невербальных способов педагогического взаимодействия как иновационного обновления используемых в школе педагогических технологий


Пояснительная записка
Французский психолог Франсуа Сюлже, автор книги «Правда о жестах», выяснил: 7 % значимости собеседники придают словам, 38 %– интонации, а мимике и жестам – 55%.Мимика и жесты являются частью имиджа педагога. Кроме того, они делают нашу речь более выразительной. Это – коды, сигналы, которые учитель передает обучающему, так называемый невербальный язык. По используемым собеседником жестам можно смело судить об уровне его культуры, ведь известно, что человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова. Поэтому они могут поведать о человеке больше, чем прямые высказывания.
Цель программы: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса путем применения невербальных способов педагогического взаимодействия.
Основные задачи:
Овладение учителями теорией и методикой невербальных способов педагогического взаимодействия, творческого применения этой системы в педагогической практике.
Создание экспериментальной площадки  для проведения исследований по теме программы.
Разработка методических пособий, рекомендаций по использованию невербального педагогического общения как элемента педагогической системы школы.
Применение  на уроках невербальные способы с целью эффективности учебного процесса и повышения интереса обучающихся к предмету.
Актуальность, значение.
К месту и не к месту повторяя известную библейскую фразу «вначале было слово», мы полагаемся на слова и совсем не замечаем язык тела. А ведь он не менее выразителен, чем язык слов, и это давно известно людям, лишенным слуха и способности говорить.Эта программа рассчитана на обучение учителей языку тела, жестов не только глубоко понимать поведение обучающихся, но и правильно «преподносить себя»  публике, улучшить звучание своего голоса, усилить значение слов открытостью жестов, отказаться от неудачных поз и мимики, обрести уверенность в себе.  Это обучение позволит учителям доверять своей интуиции, быть более осведомленными в области психологии, и защищенными от ошибок в оценке людей, показывать открытость и заинтересованность в достижении цели. В результате педагогическая деятельность станет более успешной.Каждый учитель обладает способностью распознавать обучающихся, правильно воспринимать события и явления окружающего мира. Некоторые пользуются этой способностью, другие предпочитают не заострять на этом свое внимание и не понимают важности умения разбираться в людях. А ведь нашим ученикам каждый день приходиться определять, хорошо или плохо относится к нему учитель, допускать ли его в свою жизнь? От этого зависит его благополучие, спокойствие, а значит и качество его образования.Порой и педагога  жесты выдают – когда сигнализируют о его неуверенности, нервном напряжении, сильнейшем волнении и т. п. Но так бывает, только если учитель  не постиг секреты жестов и не знает, с помощью каких из них можно заявить о себе как о сильной и уверенной личности. Усовершенствовать невербальный язык поможет эта программа. Она подскажет, от каких движений лучше избавиться, как правильно использовать или «прочитать» тот или иной жест, как соотносить его с определённой тональностью общения, т. е. пользоваться именно теми средствами, которые допустимы в конкретной ситуации. Таким образом, жесты тоже могут быть результатом обучения. «Заучив» полезные, педагог, в конце концов, сделает их естественными и непринуждёнными, а значит, выразительными. Именно так учатся «правильно говорить» известные политики, государственные деятели, телеведущие, а теперь и педагоги.
Этапы внедрения в образовательный процесс  невербальных способов педагогического взаимодействия.
Формы и методы организации Содержание деятельности по этапам
Сентябрь Октябрь Ноябрь
1.Организация работы с кадрами
1.1.Методический совет.
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций
 
 
1.2.Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педагогического коллектива на создание условий для развития нововведений.
1.3. Производственное совещание Информирование о программе эксперимента. Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы. Задача: ознакомление с программой и ее обсуждение.  
 
 
 
 
 
 
Обсуждение модели эксперимента с участием по каждому разделу (звену) конкретных исполнителей.
ЗАДАЧА: ознакомление со структурно-функциональной моделью экспериментаРаспределение функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации программы (модели) эксперимента
ЗАДАЧА: утверждение функциональных обязанностей участников эксперимента Определение степени готовности положения, образовательного плана, программ, пособий и т.д.
ЗАДАЧА: выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент
1.4.Семинары Основные виды невербального педагогического общения. Язык жестов. Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств
1.5. Работа по самообразованию Изучение научно-педагогической литературы по нововведениюИзучение передового педагогического опыта по проблеме экспериментаИзучение опыта коллег по проблеме эксперимента
ЗАДАЧА: разработать методологическую основу эксперимента для создания учебныхкомплексов, обеспечивающих эксперимент
2.  Организация работы сучениками
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем     Сообщение на классных часах о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета
ЗАДАЧА: сформировать представление об эксперименте
3.    Работа с родителями
ЦЕЛЬ: ознакомить с целямии содержанием эксперимента, привлечь родительскую общественность к совместной работе по его организации и проведению     Сообщение на родительских собраниях о содержании и значимости эксперимента, участие в работе педсовета
ЗАДАЧА: сформировать представление о значимости эксперимента
4. Управляющий совет школы
ЦЕЛЬ: принять постановление о начале эксперимента. Утвердить положения о нормативных документах     Доклад директора о готовности к эксперименту и заключение комиссий совета о готовности
ЗАДАЧА: принять решение о начале эксперимента
6.   Контроль, анализ и регулирование
ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента Корректировка плана эксперимента; доработка проектов документов Корректировка функциональных обязанностей по реализации модели (проекта) содержания эксперимента Организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса
ЗАДАЧА: углубить представление о значимости эксперимента
7.Информационное обеспечение
ЦЕЛЬ: сбор информации для управления процесса внедрения нововведения Обсуждение плана эксперимента, положения об эксперименте и т. д.
ЗАДАЧА: ознакомить коллектив школы с документами по теме эксперимента Моделирование эксперимента
ЗАДАЧА: сформировать структурно-функциональную модель эксперимента Информирование об объеме и степени готовности пакета документов
Система целесообразных форм и мер организации Содержаний деятельности по этапам
  Декабрь Январь Февраль
1. Организация работы с кадрами      
1.1. Совещания при директоре
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций Обсуждение пакета документов
ЗАДАЧА: подготовить проект доклада и решения о начале эксперимента   Предварительная расстановка кадров
ЗАДАЧА: провести предварительную расстановку кадров с учетом их функциональных обязанностей в проведении эксперимента, выявить кадровые проблемы
1.2. Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений   Обсуждение экспериментальной работы
ЦЕЛЬ: разработать тактику и стратегию внедрения нововведения  
1.3. Семинары Кинэстетика и ее возможности. Техника невербального сопровождения учебной информации Семинар - практикум «Разработка  и апробация экспериментальных циклов уроков»
1.4. Методсовет, заседания объединений, творческих групп.
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций
 
  Обсуждение учебных программ, планов, пособий
ЗАДАЧА: сформировать целостное представление о взаимосвязи учебных планов, программ и пособий, определить пути их реализации в эксперименте. Оптимизировать сроки прохождения программ Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по проблеме эксперимента
ЗАДАЧА: обобщить полученные знания по проблеме эксперимента (обмен полученной информацией, выпуск информационного бюллетеня «Это интересно»), внедрить отдельные элементы в практику работы отдельных учителей
5. Работа по самообразованию2.  Организация работы с учениками
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с содержанием эксперимента; сформировать положительное отношение к участию в нем  
Анкетирование об отношении к эксперименту
ЗАДАЧА: выявить отношение к проведению эксперимента  
 
 
   
Сообщение на классных часах о начале экспериментальной работы
ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с этапами вхождения в эксперимент
6. Контроль, анализ и регулирование
ЦЕЛЬ: сбор информации и первичный анализ хода реализации программы эксперимента Коллективная и индивидуальная работа по организации эксперимента
ЗАДАЧА: анализ данных анкет. Контроль за подготовкой экспериментальных учебно-тематических планов. Коррекция представлений об эксперименте среди учащихся и родителей
7.Информационное обеспечение
ЦЕЛЬ: формирование необходимой и достаточной информации для управления процессом внедрения нововведений  
Составление проектов пакета документов Подведение итогов анализа учебно-методического материала.  
ЗАДАЧА: провести межпредметную интеграцию и координацию учебно-методического обеспечения Подготовка рекомендаций по внедрению невербальных способов обучения в образовательный процесс
ЗАДАЧА: продолжить формирование позитивного отношения учащихся и родителей к эксперименту
Система целесообразных форм и мер организации
  Содержание деятельности по этапам
Март Апрель Май
1. Организация работы с кадрами1.1. Совещания при директоре
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций
 
 
 
1.2.   Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений
 
1.3. Производственное совещание Обсуждение результативности семинаров-практикумов для учителей, участвующих в эксперименте.
 
 
 
Обсуждение содержания учебно-методических комплексов к началу экспериментальной работы
ЗАДАЧА: обсудить учебно-методическое обеспечение экспериментаСеминар-практикум, выбор совокупности методов в процессе отбора экспериментального учебного содержания Составление проекта плана подготовки школы к новому учебному году в условиях эксперимента 
ЗАДАЧА: спрогнозировать основные направлении деятельности педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Производственное собрание по поводу плана подготовки школы (экспериментальной работы) к новому учебному году
ЗАДАЧА: ознакомить коллектив с планом, обсудить его, внести коррективы, чтобы приступить к выполнению
1.4. Методсовет, заседания творческих групп
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций
 
  Подготовить памятки по эксперименту и разъяснить их содержание
ЗАДАЧА: подготовить и разъяснить содержание памяток по эксперименту.
 
 
  Семинар-практикум. Проведение недели открытого и нестандартного урока
ЗАДАЧА: продемонстрировать невербальные способы педагогического взаимодействия ЗАДАЧА: определить уровень освоения инновации.
 
 
 
 
 
 
 
  Июнь Август  
1. Организация работы с кадрами1.1. Совещания при директоре
ЦЕЛЬ: разработка стратегии и тактики внедрения инноваций Расстановка кадров нановый учебный год
ЗАДАЧА: определить нагрузку учителей и выявить кадровые проблемы на начало нового учебного гоМетодическое обеспечение эксперимента
ЗАДАЧА: определить уровень готовности педагогического коллектива к продолжению эксперименту  
1.2. Педсовет
ЦЕЛЬ: принятие решения об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива на создание условий для развития нововведений
Методсовет, заседания объединений, творческих групп
ЦЕЛЬ: овладеть методологией, теорией и практикой введения инноваций
  Основные направления экспериментальной работы
 
 
 
 
Коррекция рабочих программ  
 Тематическое планирование
№ Тема Количество часов.
1 Искусство общения. Основные виды невербального педагогического общения. 2
2 Язык жестов. 2
3 Структура педагогического взаимодействия с использованием невербальных средств 2
4 Кинэстетика и ее возможности. 2
5 Техника невербального сопровождения учебной информации. 2
6 Семинар - практикум «Разработка  и апробация экспериментальных циклов уроков» 2
7 Проведение диагностических исследований по эффективности учебных занятий с использованием невербальных средств педагогического общения. 1 (заочно)
8 Экспертиза полученных материалов 2
Ожидаемые результаты
Будут знать:
- понятия: вербальное и невербальные средства общения, мимика, жесты, язык телодвижения, голосовой код, кинестетика.
Будут уметь:
- проектировать и применять различные невербальные способы педагогического общения на уроках, а также прогнозировать риски введения этих способов, - устанавливать и осмысливать взаимосвязь между вербальным и невербальным общением, - эффективней проводить уроки и повышать качество знаний учащихся.
Список литературы
Миронова Т.В. Язык жестов. Как добиться успеха в жизни. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2007. – 223с. – (Популярная психология).
Я читаю ваши мысли / Авт. Л.Гласс. - Минск: Современный литератор, 2009.-96с.
Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Аллан Пиз. Издательство «Ай Кью», г.Нижний Новгород, перевод с английского Н.Е. Котляр, - 1992г.
Искусство управлять людьми / Сост. П.Ю. Константинов.- М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008.- 160с.
Степанченко А.В, Пузин М.Н. Лицо человека.-   М.:  Авиация и космонавтика1991. — 48 с: ил. Рецензор проф Ю.С.МартыновШамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.
Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Л. Гласс; Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 251, [5] с. — (Библиотека практической психологии).