СТАТЬЯ ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС МАССОВОЙ ШКОЛЫ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Кожаринова Татьяна Викторовна
г.Мичуринск, МБОУ СОШ №1

внедрение в образовательный процесс массовой школы новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического воздействия

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Современное общество ждет от школы инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями, которые способны ориентироваться в сложных ситуациях и безошибочно принимать решения.
Чему учить и как учить, чтобы начальная школа обеспечила формирование общих способностей и эрудиций ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье, закладывая готовность к дальнейшему развитию и саморазвитию? 
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными. Быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Что же такое технология?
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) 
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко) 
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Педагогические технологии
Достигаемые результаты

Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.

Информационно- коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Технология критического мышления
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Кейс–технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Технология продуктивного чтения
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Наряду с новыми педагогическими технологиями нельзя забывать и традиционные. За свою педагогическую практику не раз приходилось вести «Урок-встреча», «Урок-радость», «Урок-творчество», «Урок-игра», «Урок-дружба», в которых явно прослеживалась «Гуманно-личностная технология» Ш.А.Амонашвили. На этих уроках педагогики сотрудничества раскрывалась совместная деятельность учащихся младших классов и учителя, с проникновением в духовный мир друг друга.
А как помогала технология С.Н.Лысенковой «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении» создавать в классе комфортность, доброжелательность и взаимопомощь на уроке.
Неуспевающие ученики в 1 классе Как помочь им преодолеть первые трудности в школе? На помощь приходят частнопредметные технологии, а более конкретно «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте» Зайцева Н.А. Эта технология выстраивает обучение на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга.
Педагогическая практика показала, что эти технологии способны увлечь и сделать умственную деятельность красочной и увлекательной.

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» В.А.Сухомлинский. 
Чтение является фундаментом образования. Вспомните: для каждого из нас школа начиналась с букваря. В самом деле, большинство информации мы получаем в виде текстов. Ребенок черпает знания в первую очередь из книг. Следовательно, чтобы ее воспринимать, необходимо не только быстро и свободно читать (владеть техникой чтения), но и уметь воспринимать смысл прочитанного. Методика «Учение без мучения» использует комплексный подход к обучению чтению, письму и повышению грамотности детей начальной школы.
Авторская технология Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения» включает коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков, способствующих качественному обучению чтению в начальной школе.

«Пропущенные буквы».
Одна из задач работы знакомство с графическим и звуковым образом отдельных букв алфавита, запоминание порядка следования Сложность заключается в том, что в букве рядах есть пропуски. Задача детей вписать на отведенные места недостающие буквы.
«Пропажа». Предлагаемая игра фактически является тестом на определение возможностей памяти и внимания ребенка.
«Шифровки». Задача ребенка вписать в пустующие ячейки таблиц необходимые буквы и знаки, расшифровать (зашифровать) слова согласно прилагаемым образцам, а затем проверить свои результаты.
Подобные игры развивают внимание, способность к его переключению. Навык быстрого перекодирования информации очень полезен в процессе обучения чтению.
«Прятки». Смысл игры найти и выделить слова, «спрятанные» тем или иным способом. Игра состоит из несколькихчастей.

1. ЛОШАДКА НОЧЬ ТОПОТ СЛОВА ЛОВЕЦ
квфлфжрптопотравлловецкщсловалтьрвночьныйлошадкамнйлжд
2. БАБУСЯ ЗАПАХ КОВРИК ПРАВА КОРОВА
оалвковриклвтркорованеэжднзапахчьйправатптбабусяьслжждэзд

Первая часть все слова написаны горизонтально, слева направо и «спрятаны» в буквенной ленте. Задача обнаружить заданное слововыделить его из буквенной ленты, обведя в рамку.
Во второй половине упражнения задача усложняется ленты набраны различными шрифтами. Это позволяет ребенку потренироваться в распознавании знакомых букв в непривычных начертаниях.
Во второй части среди случайных букв «спрятались» словарные слова, рекомендованные к изучению в 1 классе начальной школы. Их предстоит найти на буквенных лентах, сгруппированных в карточки. Здесь каждое программное слово представлено дважды: с ошибкой и без нее.
бдпрдэжлкопустамалинаъхзщдшвднмошинайуккнйырбвчк
сфвйумолинангбтьмжркмашинайыжлдлдрздъзщдшвйпрдэ
ямчбхмашынашщткапусталстйфхглсййцкнхвчбхвыомчявр

Главный итог работы с разработанными играми и лингвистическими упражнениями – активизация умственной деятельности детей в целом. За счет этого они постепенно учатся учиться. Практические и, что очень важно, достигаемые в короткие сроки успехи в школе становятся очевидны и окружающим, за счёт чего резко поднимается самооценка детей, в особенности ранее считавшихся неуспешными.
Широкое применение разнообразных технологий, которое основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей, дает становление активной позиции для ученика в учебной деятельности, повышение познавательной активности, формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию.
Литературные источники:

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Словарные слова. М.: Генезис, 2015.
МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002
Митина А. Рефлексивно– игровая технология обучения// Высшее образование в России.-2003.-№4.– С.86
Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
Полат Е.С..– Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ./ М.: Изд.центр «Академия»,2001
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998









13PAGE 15


13PAGE 14615




15