Статья. Проблемы переходного периода глазами учителя


НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ
Т.Л. Касимовская[Культура] создается традицией.
Это есть бесконечная преемственность.
Никакая культура не может возникнуть
вдруг, из ничего (Конашевич).
С введением новых стандартов ФГОС – 2 изменяется структура образовательных программ и меняется методологическая основа образовательного процесса. Деятельностный характер обучения ставит целью развитие личности обучаемого. Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Что должно стать результатом его деятельности? Кто поведет за собой.
Изменилась страна, изменились дети и их родители. Изменился рынок труда, требующий умения адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру, как в трудовой, так и в социальной сфере. От человека требуется в первую очередь не багаж знаний, а набор универсальных умений и навыков. Современная школа поворачивается лицом к запросам общества. Изменилась парадигма образования. Учебная деятельность провозглашается как неотъемлемая и естественная составляющая часть образа жизни человека в любом возрасте. Целью образования становится развитие способностей обучающихся, их всестороннее саморазвитие. Человек должен научиться ставить перед собой цели, планировать и реализовывать их исходя из своих познавательных запросов и духовных потребностей. Непрерывное образование должно стать основным принципом жизни человека.
С 2010 года наша школа перешла на ФГОС - 2, ФГОС нового поколения. Взрослое общество, в том числе учителя и родители, - это «дети» старой школы, где на первом месте стоял «багаж» знаний и чем больше этот «багаж» тем он был и привлекательней. Нашему обществу еще предстоит изменить этот менталитет. Эпоха перемен всегда нестабильна, требует корректировок, это время «работы над ошибками». Наша задача – взять с собой то лучшее, что было накоплено всей историей нашей школы. И не то лучшее, что враг хорошего, а то новое, что хорошо забытое старое. Согласно закону отрицания отрицания Гегеля старое не исчезает, его элементы составляют основу последующего развития.
В принципе, отход от системы учитель - носитель информации, произошел достаточно давно. Еще в доперестроеечные времена я использовала и работу в группах, как при изучении нового материала, обобщения тем, так и при проведении лабораторных работ, и работ физического практикума; физические бои и суды, где ребята отстаивали свои суждения; КВНы, вечера и викторины. В 9 – 11, тогда еще 8 – 10, в конце года проводился лабораторный практикум из 10 уроков. Класс делился на группы разноуровневой подготовки, не более 4 -х человек. Работы в каждой группе были разными и проводились по намеченному графику. Ребята самостоятельно знакомились с ходом работы, схемой сборки, предоставленными приборами и материалами и достаточно успешно выполняли работу. И обрабатывали результаты. И честно оценивали друг друга. И моя роль, как учителя, сводилась к руководству этим процессом, корректировке действий учащихся, конечной оценке результата работы с учетом оценки работы группой. Учащиеся приобретали и опыт коммуникации, и навыки работы с приборами и умение обрабатывать результаты проведенных исследований.
Вся деятельность была направлена на формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.
Изучение физики носило политехнический характер, было нацелено на продолжение политехнического образования для тех, кто его выберет. Уровень выпускника бал таков, что при переходе в ВУЗ выпускники, окончившие обычную школу, достаточно быстро догоняли тех, кто заканчивал физико-математическую. Уровень готовности первокурсника позволял достаточно мягко переходить на новый уровень образования.
Однако следует отметить, что программа по физике была «по зубам» далеко не всем. Но существовали техникумы, профтехучилища, дававшие средне-специальное и профессиональное образование. Здесь каждый делал свой выбор. Обществу нужны были узкие специалисты – оно их получало. Ради справедливости надо отметить, что школа, а затем ВУЗ все же формировали навыки работы и с литературой, и умение к самообразованию, и желание самосовершенствоваться.
В настоящее время преподавателями технических ВУЗов отмечается низкий средний уровень подготовки выпускников. Другого и не могло быть. Если вспомнить, то изначально предполагалось, что учащиеся 10- 11 классов должны сделать выбор: техническое, гуманитарное или общее образование. И тогда все было логично и предсказуемо. Однако об этом быстро забыли – общество не было готово к такой градации и выпускники стали делать свой выбор, не обращая внимания на свой уровень готовности к дальнейшему образованию. А было о чем подумать! Профильное обучение более чем в 2 раза по объему превосходит образование в обычной, дающей базовый уровень образования! Но на это мало обращали, да и обращают сейчас внимания! Многие родители и сейчас еще не понимают, что ответственность за будущее их детей лежит не только на плечах школы, но и в большей степени на их собственных плечах!
Новые Стандарты ориентируют на то, что образование не замкнется на одно учебное заведение, что будут разнообразные курсы, заочные школы, экстернат, познавательные ресурсы Интернета, дистанционное обучение. Человек должен придти к осознанию того, что пока он жив, он еще не образован, ему есть чему учиться, к чему стремиться в каком бы возрасте он не был.
Многое еще предстоит переосмыслить. В первую очередь, что новые дети уже пришли!
В последнюю четверть века учеными разных стран неоднократно отмечалось появление у детей новых психологических проявлений, реакций, свойств мышления. Очевидно, что как познающие существа они не такие как раньше. На сегодняшний день физиологами и медиками выполнено достаточное количество научных исследований и наблюдений, посвященных первым результатам цифровой революции. Подтвержден тот факт, что мобильная связь, компьютер, Интернет вынуждают познавательные структуры человека работать иначе. Установлено, что, несмотря на то что распространение цифровой культуры повышает IQ среднего пользователя, его мозг переходит в режим рассеянного внимания, испытывая постоянный стресс. Компьютерные игры, развивая когнитивные способности, периферийное зрение, одновременно способны замедлять развитие лобных долей и пр. [1]
У детей XXI века
1.Энергетический тонус организма: быстрая утомляемость, возбудимость, гиперактивность.
2. Повышенная потребность к восприятию информации, комплексное развитие мыслительных операций и памяти, целостное, смысловое восприятие мира.
3. Повышенная агрессия, тревожность.
4. Настойчивость и требование.
5. Отсутствие понятий вины и расплаты, непризнание наказания, независимость поведения.
Признаки, выделяемые американскими учеными, совпадают с выводами российских ученых об особенностях поведения и развития современных детей.Все это свидетельствует о том, что современные дети требуют пристального внимания со стороны родителей и педагогов, осознанного выбора приемов и методов их воспитания и обучения.
Обучение вчера - это процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков, выработанных предшествующим поколением.
Обучение сегодня - это процесс общения с целью передачи учащимся знаний, навыков, опыта.
Современная педагогика, новый Стандарт ориентированы на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Изменился системно – структурный тип сознания детей. Если раньше он шел от системы знаний к системе отношений, то теперь, наоборот: от системы отношений к системе знаний. Смысл поступков и действий ребенка XXI века сводится к вопросу «зачем?», а не «почему?». Причинно - следственная зависимость объектов и явлений уходит на второй план.
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений учителя с детьми, детей друг с другом, каждого ребёнка с учителем, ученика с коллективом.
Итак, повышение социальной адаптации человека в изменяющемся мире, его разностороннее развитие – это тот ориентир, на который нацелено непрерывное образование. «Личностный опыт», опыт практического приобретения знаний и их использования, самообразование, поиск, открытия и, конечно, сами знания составят содержание непрерывного образования.
Сейчас мы замерли в ожидании, что даст нам первый год после введения нового поколения ФГОС. Предстоит оценить, что изменилось в детях, готовы ли они к тому, что мы запланировали получить на выходе? Приобрели ли они те универсальные учебные навыки, которые мы от них ждем?
Мы ждем, как пройдет этот год уже в средней школе. Готовы ли мы к этим детям? Для учителя сейчас главное суметь определить свою готовность, желание, а главное умение быть наставником, проводником, старшим консультантом, организатором диалога, не тем, кто учит, а тем, кто учит учиться.
Как во все времена учителю предстоит
Знать, уметь и обеспечить,
Документу – не перечить!
Все забыть, перелопатить,
В «круге» о былом поплакать!
И понять: вперед идти
Только с ФГОСом по пути!
Вечная проблема «отцы и дети» крупным планом выступает вперед. Те взрослые, те родители, те учителя, кто допускает, что ребенок может сейчас обладать подчас большим объемом информации, чем они, кто разрешает ребенку иметь свое мнение, кто умеет или стремится к диалогу, кто с уважением относится к чужому мнению и умеет отстоять свое – те будут вести ребенка за собой, помогут адаптироваться в столь многообразном мире. За ними будущее наших детей.
1. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1, 2013, DOI: 10.15393/j5.art.2013.1941