Статья на тему: Применение современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства.


Применение современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства.
Щербакова Н.А.
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР
Выбором темы для создания моей статьи послужил неизменный факт динамичного стремительного изменения условий, в которых мы живем, мы сами и наши дети. Значит логично предположить, что в классической педагогике тоже, что-то должно поменяться.
Какими же стали наши «другие» дети? Сегодня наших детей удивить трудно. Раньше настоящим чудом было появление радио, запуск первого спутника, телевидение, телефон, даже игрушечные куклы и машинки радовали ребятишек того времени и давали им пищу для воображения.
А что теперь? Мы живем в техногенном мире, наполненном огромным количеством информации, возможностями не только добыть её где-то помимо школьных стен, но и узнать обо всем красочно, доступно, прилагая минимум усилий. Сегодня техногенный поток смысловой информации конкурирует с педагогом. Сможет ли учитель химии рассказать о взаимодействии веществ лучше, чем Александр Пушной в программе «Галилео». Будет ли интересно, сидеть на уроке истории, если в планшете на перемене, ты можешь окунуться в мир средневековья в любимой он-лайн игре, виртуально покупать мечи и арбалеты, строить замок, заниматься натуральным хозяйством или воевать в играх «World of Tanks». Да и зачем идти на урок рядового учителя ИЗО, если можно научиться рисовать по видеокурсам школы акварели Сергея Андрияки или скачать приложение, в котором можно поэтапно рисовать героев аниме, зверей и др.
Никто и никогда не сможет заменить общение, значит сейчас, как никогда, стоит остро вопрос, как научить ребенка, чем его увлечь? Это как вопрос, что подарить человеку, у которого все есть? Может правильнее задать вопрос не «что», а «как»? Какие современные педагогические технологии, способные сломать или видоизменить классическую форму урока можно применить, сделать занятия необычными, а значит интересными?
Отвечая на этот вопрос, отмечу, что в своей практике замечаю необычный интерес к моей деятельности у детей. С детьми среднего и старшего возраста я использую технологию проектного обучения, где ребенок может почувствовать себя настоящими исследователем. Проектная технология учит оперировать добытыми фактами, доходить до сути проблемы, отстаивать свои идеи, у детей формируются такие личностные качества, как ответственность, умение анализировать результаты деятельности, умение планировать свою работу. Кроме того, презентация проекта, результата своего труда повышает самооценку. Технология проектного обучения - альтернативная технология, которая противопоставляется классно – урочной системе, при которой не даются готовые знания.
С детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста я активно использую технологию игрового обучения. Ведь основная деятельность детей младшего школьного возраста, позволяющая педагогу включить ребенка в учебно-познавательную деятельность - игра.
Любимая мною игра, которую можно проводить на различных занятиях «Эмблема группы». Каждый игрок команды задумывает и пишет какое-либо животное на бумаге, а затем я вызываю по игроку из каждой команды и прошу нарисовать голову задуманного животного, следующие игроки дорисовывают шею, туловище, ноги, крылья, хвост. Каждая команда придумывает название животного, которое получилось. Например: «зебро-крысо-еж», «кракозяброкот». При этом используются самые разнообразные художественные техники.
Применение игрового обучения позволяет расширить кругозор, идет воспитание идеи сотрудничества, развивается общительность, коммуникативность, самостоятельность.
С детьми всех возрастов хорошо работает технология проблемного обучения, Разнообразие тем на занятиях с применением технологии проблемного обучения позволяет сделать занятия интересными и даже незабываемыми. Например, работа с цветом. Задача урока: научиться правильно смешивать краски. Я рассказываю такую историю. Фея природы хотела нарисовать в лесу новую поляну с красными, синими, желтыми, фиолетовыми цветами и красивой зеленой и сочной травкой. Приготовила кисти и краски, палитру. Пошла на родничок за водой, а когда вернулась, поняла, что злая колдунья хотела забрать все краски, да по пути выронила лишь три цвета: желтый, красный и синий. Фея расстроилась и заплакала. Я прошу ребят помочь фее и попробовать на палитре смешать оставшиеся цвета, вдруг удастся получить нужные. Ребята, с удовольствием смешивают цвета и рисуют цветочную поляну, имея на столах, лишь три баночки гуаши. Или изучая городской пейзаж, а значит и законы линейной перспективы использую карточки с правильным и неправильным вариантом выполнения работы. Анализ выполненного эскиза «Уходящая вдаль дорога, вдоль которой стоят дома или деревья» показывает, как правило, что большинство детей делают работу с ошибками, без соблюдения законов перспективы. Я вывешиваю эти эскизы на доску. А рядом вешаю рисунок с соблюдением всех законов перспективы. И мы начинаем обсуждение, почему на моем рисунке дорога выглядит более убедительно. Работа над проблемой помогают сделать некоторые выводы: дорога вдали уже, а вблизи шире. И не просто уже, а сходится в одну точку. То же самое происходит с домами и деревьями. Зато все вертикальные линии идеально ровные, параллельны краю листа. Потом мы узнаем, что на рисунке есть линия горизонта, она может быть выше ниже или в середине рисунка, что точка на линии горизонта так и называется «точка схода». И затем вместе строим городской пейзаж, применяя выводы, сделанные ранее на практике.
Особенность подхода в проблемном обучении – «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть прием, закон, закономерность, свойства. При этом, он в своей деятельности может опираться на инструменты, познания, строить гипотезы.
В своей статье я описала опыт применения мной на уроках изобразительного искусства некоторых современных педагогических технологий, которые мне помогают «разбудить» активность детей, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества.