Использование различных форм обучения в рамках Компетентностного подхода в изучении истории и обществознания.


Использование различных форм обучения в рамках
Компетентностного подхода в изучении истории и обществознания.
Н.А. Вострикова
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Новоусманский многопрофильный техникум».
От всех приобретенных знаний в памяти
 у нас остаётся только то,
что мы применяем на практике.
 Иоганн Петер Эккерман
Целью современного профессионального образования является его практико-ориентированность и способность развивать личность студента.
Одним из преимуществ компетентностного подхода в сфере профессионального образования является то, что это образование способствует формированию социальной зрелости студентов. Обучаясь на очном отделении, они одновременно накапливают деловой и жизненный опыт, тем самым не только приобретая некоторую сумму знаний, но и развивая способности предвидеть изменения и управлять ими, проявлять творческое и позитивное мышление, а также предприимчивость в области новых возможностей и инициатив.
Компетентностный подход подразумевает включение педагогических активных методов обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов.
На уроках истории и обществознания осуществляется социально-личностное становление студентов, закладывается фундамент гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.
Одной из эффективных форм организации учебной деятельности на уроке является групповая учебная работа студентов. При которой все оказываются вовлеченными в процесс познания. Групповая работа на уроках истории наиболее приемлема и целесообразна при изучении текстов, исторических документов, при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по различным темам. Она позволяет максимально использовать такие формы работы, как коллективные обсуждения, взаимные консультации при одновременной интенсивной самостоятельной работе.
Проектное обучение – предполагает комплексное самостоятельное решение студентами (или группой) определенной проблемы, начиная с ее выявления и формулировки, заканчивая анализом полученных результатов, их соответствия с поставленными ранее целями. Работа осуществляется студентами самостоятельно, но под руководством педагога. Может включаться как в урок, так и во внеурочную деятельность. Проект может носить исследовательский, информационный или творческий характер, может выполняться индивидуально или группой студентов.
Модульное обучение-изменение всего процесса обучения, затрагивающий содержание образования, методы преподавания и обучения. Проблемой исторического образования является тот факт, что студенты не всегда видят следственные связи процессов и событий. Благодаря модульной технологии, появляется возможность выделить главное, ключевое; проследить основные этапы исторического процесса; более тщательно рассмотреть каждый этап в отдельности. Модульное обучение ориентировано на активную учебную деятельность обучающихся, способствует быстрому и качественному усвоению нового материала.
Проблемный метод обучения, является совокупностью действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Цель проблемного обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной самодеятельности студента и развитие его творческих способностей.
Другая форма обучения — это сюжетно-ролевая игра. К таким формам уроков можно отнести уроки-экскурсии, уроки-суды, уроки-путешествия. Они основываются на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Играющие получают опыт общения, опыт поиска решения проблемы на основе полученных знаний. Для того, что сохранить творческую активность учащихся в течение урока, обращаюсь к модельному методу обучения, это форма «учебно-ролевые игры» Например: «В зале суда»; «На избирательном участке». Считаю, что деловые - ролевые игры помогают добучающимся осваивать многие сложные темы.
Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность.
Реализация компетентностного подхода в образовании требует новых качеств преподавателя: компетентность в целеполагании, в выборе педагогических технологий и методик обучения, компетентность в отборе учебных материалов и информационная компетентность. Внедрение компетентностного подхода на уроках истории способно радикально решить проблему развития познавательных способностей студентов в оценке исторического мировоззрения.
Литература.
1. И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012. №1. – с.48-54.
2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. / Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. – 276 с
3. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. - Научные исследования в образовании, 2008, № 1.
4. http://festival.1september.ru