Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании


Выступление на районном семинаре учителей физической культуры
по теме: «Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании».
Подготовила учитель физической культуры
МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Черткова Оксана Александровна
Для   реализации стратегического плана развития физической культуры    на период до 2020 года  перед школой поставлено  ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных учебных действий, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся. При этом содержание образовательных   программ обучения будет пересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии.    
Сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научиться учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
  В процессе обучения следует особое внимание обращать на компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. Для этого необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся начальной школы.
Разные обучающиеся по-разному овладевают универсальными учебными действиями. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
В результате освоения ключевых базовых компетентностей ученик должен осознать «Я знаю, что умею это делать, и знаю, как это делать»: способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе; умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания; умение уживаться с другими; готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы её развития. А также каждый ребёнок имеет определённые, присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, интересов, свой уровень устойчивости психических процессов, свой темперамент. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для всех темпе, на одном содержании. Следовательно, для достижения результативности обучения необходимо использование современных образовательных технологий и нестандартных форм проведения уроков физической культуры в реализации компетентностного подхода в школе.
Великие педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, уделяли большое внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности в игровой и  соревновательной деятельности.  С помощью нетрадиционных уроков можно заинтересовать детей спортом и физической культурой.  Данные уроки  более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов.  Такие уроки, связаны с  возрастными особенностями школьников, оригинальностью их проведения, субъект - субъектными отношениями. С помощью таких уроков можно более успешно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной, познавательной деятельности обучающихся и здоровьесбережения. Развиваются способности и личность ученика, формируется устойчивый интерес к учению, снимается напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формируются навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывается глубокое эмоциональное воздействие на детей.
   В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:
- отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении;
- вовлечение всех обучающихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой, индивидуальной работы на уроке;
- занимательность и увлечение - основа эмоционального тона урока;
- поддержка альтернативности, учет множества мнений;
- развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия;
- «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям;
- использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
  Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Остановимся на методике формирования ключевых компетенций через разнообразные нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, востребованных современным социумом.
 Творческие уроки. Это, в частности, конкурсы, интегрированные уроки, уроки-сказки, уроки-праздники, уроки-путешествия с использованием соревновательного и игрового эффекта.  Уроки-соревнования, уроки - национальные игры, уроки с использованием технических средств, мультимедиа и т.д. Благодаря которым, ученики быстрее и лучше усваивают учебный материал.
     Все эти методы повышают эффективность урока. Также для повышения эффективности уроков необходимо  применение нестандартного инвентаря. Применение нестандартного оборудования в спортивном зале требует большой фантазии и выдумке учителя, так как снаряды и приспособления должны быть в основном пристенные или подвесные, выкатывающиеся или выносные, чтобы можно было быстро привести их в рабочее состояние.
При проведении занятий, я избегаю штампов и стандарта, использую элементы нового, которые оживляют занятия. Например, строю обучающихся по диагонали или с направляющим на левом фланге, а также в две шеренги или на новом месте.Общеразвивающие упражнения на месте ученики выполняют неохотно. Поэтому нужно проводить разминку в движении, с различными предметами, в парах, под музыку и использовать элементы самомассажа.
При проведении основной части урока рекомендуется использовать на младшей и средней ступенях обучения различные игровые методы. Один из них это интегрированные игры, представляющие собой совокупность творческих (знаний) занятий и действий, направленных к единому педагогическому результату. Особенности таких игр в том, что используемые в них конкурсы, викторины, загадки, соревнования, различные тексты были подобраны и составлены таким образом, чтобы они содействовали воспитанию патриотизма, чувства товарищества, долга, благородства, правил здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности, этикета. Так же интересны для ребят сюжетно-ролевые игры, которые развивают их творческие способности и воображение.
Для обучающихся старшей ступени более интересны метод круговой тренировки, соревновательный метод и мини турниры.
Очень интересны и полезны для ребят интегрированные уроки. Например: физическая культура и О.Б.Ж. Это урок-поход, в котором сочетаются элементы туризма и физической подготовки. Или физическая культура и математика, где при проведении эстафет даются задания на решение примеров и задач и т.д.
К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести использование на уроках элементов восточных единоборств, нетрадиционной гимнастики, йоги, борьбы, шейпинга, спортивной аэробики, спортивных танцев, флешмоба.
Танцевальная аэробика для девушек старших классов сможет обеспечить в большей мере реализацию принципов личностно ориентированной педагогики, ибо они содействуют самосовершенствованию и самореализации личности девушек-старшеклассниц.
Ритмическая гимнастика, или аэробика, - это одна разновидность гимнастики. Это сложнокоординированный, эстетический вид спорта, который включает в себя органическое соединение спорта и искусства, творческий компонент и фактор новизны, единство движений и музыки.
Аэробика является доступным, высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной физической культуры. Кроме этого, она способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются.
Сегодня считаются очень модными системами и популярными такие ее виды: фанк-аэробика и хип-хоп (танцевальная аэробика в стиле негритянских и бразильских танцев); слайд (аэробика, основанная на скользящем шаге); степ-аэробика (аэробика на специальной платформе); тай-бо и ки-бо (аэробика с элементами восточных единоборств); аква-аэробика (аэробика в воде); фитбол-аэробика (аэробика на больших специальных шарах), сайклинг (аэробика на велосипедах); пилатес (направление балетной гимнастики, в основе которой лежит постулат осознанности движения); капоэ́йра (бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой; и т.д. Количество новых видов аэробики растет с каждым годом (например: кор-аэробика, А-бокс, пилатес, боди-балет, силовой тренинг, тер-аэробика).
Нетрадиционные формы уроков надо ввести в систему и тогда полезность их будет видна, случайно проведённые уроки не дадут полной отдачи. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто, не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки не только позволяют ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал, но содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка и прививает им любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Используемая литература:
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа педагогика // Педагогика. - 2005. - № 4.
2. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
3. Гришанова Н.А. Развитие компетентности как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Под науч. ред.Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Кн. б. М., 2002.
4. Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2006, - № 1. - С. 53-58.
 5. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.