Интегрированный урок математика в 5 классе. Тема: Обобщающий урок по теме «Лес». Закрепление вычислительных навыков умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Белоомутская общеобразовательная школа - интернат VIII вида






Интегрированный урок
математика + природоведение
5 класс
Тема:
Обобщающий урок по теме «Лес». Закрепление вычислительных навыков умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]к которым с одной стороны прикреплены цифры, а с другой буквы (см. ниже);
Картинки с изображением ели, сосны, березы и геометрические фигуры: круг, треугольник, овал;
Выставка натуральных предметов из дерева: книга, тетрадь, кухонная утварь, шкатулки, предметы интерьера (по усмотрению учителя);
Мультимедийная презентация к уроку, видеоролик о лесных пожарах, аудиозапись «Звуки леса-пение птиц»;
Ноутбук, экран, проектор;
Магнитная доска;
Таблички, перфокарты, индивидуальные разноуровневые карточки с примерами (см. ниже).


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Упражнение на дыхание «Новый урок».
На занимательный урок  Дал старт заливистый звонок.
Вы готовы считать? Быстро делить и умножать.
– Какие  качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке? Выберите.
(слайд № 2 )
Сообразительность
Смекалка
Лень
Внимание
Шум
Усидчивость
– Берём их с собой на урок?

Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Сообщите цель вашего прихода в школу.
Дети:
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

2. Актулизация знаний.

Ребята! Пожалуйста, назовите мне, что изображено на картинках. (слайд №3)

(Дети по очереди называют, что изображено на картинках и садятся.)

























-Где мы можем увидеть все, что вы назвали? (В лесу)
-Ребята, на картинках еще записаны числа. Посмотрите на них внимательно. На какие 2 группы мы можем разделить эти числа? (На однозначные и трехзначные)
-Кто изображен на картинках с трехзначными числами? (Перечисляют)
-Как можно назвать одним словом? (Животные)
-Что изображено на картинках с однозначными числами? (Перечисляют)
-Как можно назвать одним словом? (Растения)
-Ребята, на каком уроке вы работаете с числами? (Математика)
3. Озвучивание темы и цели урока:
Вы наверное догадались, что урок у нас сегодня будет необычным. Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что узнали о лесе, о пользе, которую лес приносит человеку. А заодно мы с вами выясним, связана ли математика с природоведением и повторим умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Записываем число, классная работа.
4. Проверка домашнего задания
Внимание! Внимание! Начинаем урок с проверки домашнего задания.
Домашнее задание: № , стр. . (слайд № 4)
Взаимопроверка.

5.Повторение.
Математический диктант.
1) Чтобы хорошо считать, нужно знать таблицу умножения и деления. А вы знаете? Запишите в тетради только ответы.
-произведение чисел 8 и 9;
-частное чисел 36 и 4;
-увеличь 8 в 6 раз;
-уменьши 27 в 3 раза;
-во сколько раз 15 больше 3;
-первый множитель 9, второй такой же, чему равно произведение;
-делимое 42, делитель 7, чему равно частное;
-на какое число нельзя делить.
А теперь проверьте себя! (Слайд №5 - с примером и ответом)
2) На следующие вопросы вы отвечаете или «да», или «нет»
- все трёхзначные числа больше 9;
- если число умножить на 1, получится 1;
- если число разделить само на себя, получится 0;
- все четные числа делятся на 2
- некоторые трёхзначные числа меньше 9;
-на 0 делить нельзя;
-при умножении числа на 1, получится тоже число;
Проверьте себя! (Слайд № 6 - с вопросом и ответом)

6. Основная часть.
6.1
-К нам сегодня на урок пришли гости, и мы проведем для них экскурсию по лесу.
Лес- это большой дом. А в каждом доме есть хозяин. Он сегодня пришел к нам на урок, но не представился.
(Демонстрируется персонаж или картинка с изображением)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Чтобы узнать, как его зовут, мы должны решить примеры. Такие примеры вы уже решали на уроках математики. Примеры лежат у вас на партах, а чтобы проверить правильно, ли вы их решили, посмотрите на листочки, прикрепленные к доске, и если вы на листочке найдете число, которое получили в ответе, значит пример вы решили верно.
Учащимся раздаются индивидуальные (разноуровневые) карточки с примерами, которые они выполняют самостоятельно.
111
· 7=
342
· 2=
639 : 3=
846 : 2=
669 : 3=
50
· 9=
707 : 7=
323 · 3 =
270 : 9 =
111
· 7=
342
· 2=
639 : 3=
846 : 2=
50
· 9=
669 : 3=
707 : 7=
323 · 3 =

111
· 7=
342
· 2=
639 : 3=
50
· 9=
669 : 3=
707 : 7=
323 · 3 =


Маша Леонид Андрей
Илья
На магнитной доске прикреплены листочки с цифрами с одной стороны, а с другой стороны листочка указаны буквы (Л Е С О В И Ч О К):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Вы нашли числа на листочках? Молодцы, значит, вы решили верно. Теперь нужно расположить эти числа в порядке возрастания, от меньшего к большему. Если мы это сделаем правильно, сможем узнать имя хозяина леса.
(Ребята выходят к доске по одному и устанавливают нужный порядок. После этого листочки переворачиваем другой стороной и получаем нужное слово)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Молодцы, быстро справились! Ребята, как мы смогли узнать имя хозяина леса? (Решили примеры и расположили числа в нужном порядке)
6.2.
-Ребята, почему лес называют большим домом? (В нем много растений, животных)
-Сколько этажей у леса? (Три этажа)
- Какие растения занимают- 1 этаж? (Мхи, травы)
-2 этаж? (Кустарники)
- 3 этаж? (Деревья)
-Поговорим о самом верхнем этаже. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каких деревьях мы будем говорить.

1. В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет
Зеленое и колкое
Зовется оно (Елкою)
2. Это дерево похоже
На ель, только иголки у него длиннее.
(Сосна)
3. Весной роняет слезы, белая (Береза)


На экран по мере отгадывания демонстрируются картинки (слайд № 7,8,9):

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



- Ребята, посмотрите на эти деревья внимательно. Мне кажется, что они удивительно связаны с геометрией. На какие геометрические фигуры похожи кроны этих деревьев? (Треугольник, круг, прямоугольник.)
(Рядом с картинками прикрепляются геометрические фигуры)


6.3. Геометрическая пятиминутка.
Давайте с вами поиграем в игру на развитие памяти и внимания. (слайд № 10)
Учащимся предлагается за 20 секунд запомнить содержание кадра, на котором изображены синий треугольник, зелёный круг и красный прямоугольник. Затем изображение убирается, а учащимся предлагается по памяти ответить на вопросы:
Какие фигуры изображены на рисунке?
Какого цвета треугольник?
Какого цвета круг?
Какого цвета прямоугольник?
Какие из изображённых фигур разделены на равные части? На сколько равных частей они разделены?

6.4.
- Давайте вспомним, какую пользу деревья приносят человеку? (Чистый воздух, материал для строительства, дрова, мебель, доски, книги, тетради).
Обратите внимание на выставку приготовленную около доски. Большая часть этих предметов изготовлены из древесины мальчиками старших классов на уроках столярного дела. Кроме того, из древесины изготавливают бумагу, из которой впоследствии делают учебники, тетради, газеты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На магнитную доску вывешиваются таблички:





6.5.
-Ребята, Лесовичок обратился к нам с просьбой. Его дом совсем развалился, ему нужно построить новый. Он знает, что из 1 сосны можно сделать 4 доски. У него есть 112 сосен, но он не знает, сколько досок из них у него получится сделать. Хватит ли этих досок для полной отделки дома, если всего ему надо 445 штук? Поможем ему?
На экране - слайд с краткой записью задачи, еще раз проговаривается условие задачи (слайд №11):




Решаем задачу в тетрадях, комментируя решение.
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Сможем)
-Какое действие поможет вам решить задачу? (умножение)
-Почему? (4 доски взяли 112 раз). Записываем в тетрадях:
112х4=448 (д.)
-Сколько получилось?
-Какой в задаче был вопрос?
-Какой будет ответ?
- Что мы смогли узнать при помощи математики? (Сколько Лесовичок сможет получить досок для постройки нового дома)
Хватит ли этих досок для полной отделки нового дома? (Да, т.к. 445 меньше, чем 448).
Запись задачи в тетрадь.
7. Физминутка
Раз-присядка,
Два-прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Обязательно зевнут.
А волчата спинку выгнут,
И немножечко подпрыгнут.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
- Садитесь. Закройте глаза. Положите голову на руки. Немножко отдохнем. Сейчас вы услышите звуки, которые произносят лесные жители. А кто издает эти звуки вы мне скажите через минуту.
(Звучит аудиозапись «Пение птиц-звуки леса»)
6.6.
-Что вы услышали? (Поют птицы, шумит ветер)
-Наш Лесовичок тоже любит слушать пение птиц по утрам. Приятно прийти в лес в теплый солнечный день, сесть на пенек и послушать как поют птицы. Что еще лес дает человеку? (Отдых, удовольствие, красоту)
На доску, под прикрепленные ранее таблички добавляется еще одна:



-Каких лесных птиц вы знаете?
-На каких этажах леса живут птицы?
-Как птицы связаны с деревьями? (Строят гнезда, живут в дуплах, выводят птенцов)
-Чем питаются птицы?
-Какое время года самое трудное для птиц? (Зима)
-Почему?
-Вспомните, а как мы помогали зимой птицам? (Изготавливали кормушки, насыпали корм)
-Чем мы корми птиц?
-Ребята, а что может случится с птицами, если человек вырубит все деревья? (Ответы детей)
Учитель приводит пример плохого отношения ребят к деревьям и кустарникам во дворе школы. Вывод делают сами дети: нужно беречь деревья, лес.
6.7. Решение задачи на доске и в тетрадях: (слайд № 12 с условием задачи).
Орнитологи подсчитали, что на болотах нашего леса селятся 936 уток, а журавлей в 3 раза меньше. На сколько меньше селится журавлей, чем уток?

Составляем краткую запись задачи:
Уток - 936 шт.
Журавлей - в 3 раза меньше журавлей, чем уток.
На ск. меньше журавлей, чем уток?
- О чём эта задача?  (Эта задача о...) – Что известно в задаче? (Известно, что...) – Что сказано про журавлей? (Журавлей в 3 раза меньше, чем уток.) – Каким действием узнаем, сколько селится журавлей? (Действием деления) – Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Выполняем разностное сравнение чисел, вычитаем из большего числа меньшее и ответим на вопрос задачи.)
Решение задачи на доске и в тетрадях с комментариями.
Решение:
936:3=312=(шт) – столько журавлей.
936+312=624 (шт) - на столько меньше селится журавлей, чем уток.
Ответ: на 624 шт.
6.8.
-В лесной чаще живут не только птицы, но и звери. Каких лесных зверей вы знаете?
-Что отличает зверей от других животных?
-Каких зверей называют охотниками?
-Как отохотится –рысь?
-волк?
- лиса?
-Чем питается медведь?
- Медведь очень большой лакомка. Он любит лесные ягоды. Какие лесные ягоды знаете?
- В ягодах много витаминов, но не во всех одинаково. Чтобы узнать в какой ягоде больше всего витаминов, вы должны решить пример. Число, которое у вас получится в ответе, стоит рядом с названием самой полезной ягоды.
На экран проецируетсяется табличка (слайд №13):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

БРУСНИКА
246
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

МАЛИНА
642
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ЗЕМЛЯНИКА 426

Детям раздаются примеры с учетом групп обучаемости:
1 группа-Илья, Маша
132х3+180:6

2 группа-Леня
(101+112)х2

3 группа-Андрей
936:3+114


-Какое число получилось? (426)
-В какой ягоде больше всего витаминов?
-Молодцы, ребята! Знания по математике помогли вам ответить и на этот вопрос.
-Итак, ребята, птицы и звери живут в лесу. Чем является для них лес? (Дом)
На доску, под прикрепленные ранее таблички добавляется еще одна:


-Зачем человек ходит в лес?
-Что дает лес человеку?
Добавляется еще одна табличка:



6.9. Игра «Следопыты»
- А теперь ребята поиграем в игру «Следопыты». Помогите Лесовичку найти животных, которые оставили свои следы на снегу. Соедините стрелками животных и следы, которые им принадлежат.
Ребятам раздаются карточки, которые подготовлены с учетом групп по обучаемости:

1,2 группа

3 группа

Взаимопроверка – оценивание работ друг друга.
8. Итог урока
-Что сегодня вспомнили на уроке?
-Кто живет в лесу?
-Какую пользу приносит лес человеку? Возвращаемся к выстроенному ряду на доске:
ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ДРЕВЕСИНА ОТДЫХ ДОМ ЯГОДЫ И ГРИБЫ
-Какой вред может нанести человек лесу?
-О чем нужно помнить, чтобы сохранить лес?
Ребята давайте пообещаем Лесовичку, что будем всегда бережно относится к природе.
-Чем мы помогли Лесовичку?
-Что еще помогла узнать нам математика?
-Чем может помочь математика хозяину леса? (Посчитать деревья, животных и т.д.)
-Как связана математика с природой?
-Что больше всего понравилось на уроке?
(Если позволяет время, демонстрируется видеоролик о лесных пожарах в 2010 году в п. Белоомут)
9.Выставление оценок учащимся.
10. Домашнее задание: Стр. , № .
Найти загадку о жителях леса, нарисовать рисунок-отгадку.
11. Рефлексия. (слайд № 14 ). Оцените свое отношение к сегодняшнему уроку:
-Урок полезен, всё понятно.
-Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
-Ещё придётся потрудиться.
-Да, трудно всё-таки учиться!

Спасибо за урок, дети!



213
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

333
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

498
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

596
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

777

684

213

423

223

450

101

969

л

е

с

о

в

и

ч

о

к

ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ

ДРЕВЕСИНА

Из 1с.- 4д.
Из 112с.-?д.
Сколько досок можно изготовить из 112 сосен?

ОТДЫХ

ДОМ

ЯГОДЫ И ГРИБЫ

30







4 хБлок-хаус сорт "Классик"15