Теоретические и практические аспекты совершенствования кадровой политики государственных служб


Теоретические и практические аспекты совершенствования кадровой политики государственных служб (на примере отдела государственной статистики г. Орска)
Елизавета Викторовна Голда
заведующий отделением управления и средств связи,
преподаватель первой категории
ГАПОУ «Орский индустриальный колледж»
Для функционирования современного предприятия в условиях ужесточения конкуренции и глобализации предприятию необходимо постоянно совершенствовать свой интеллектуально-кадровый потенциал. Поэтому необходимы поиск и внедрение инновационных идей, подходов, технологий, развитие социальной активности народа, направление ее в русло созидания, на обеспечение устойчивого развития страны. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости постоянного совершенствования кадровой политики предприятия.
Кадровая политика - целостная и объективно обусловленная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка [1].
Объектом исследования в статье является кадровая политика отдела государственной службы статистики г. Орска.
По оценкам ряда ученых (В.Г.Игнатова, В.А.Сулемова, А.И.Турчинова и др.) кадровая ситуация в системе органов государственной власти находится в кризисе: обострилось противоречие между декларируемыми принципами кадровой политики и реальной практикой, наметилось отставание кадрового потенциала органов государственной власти от потребностей общества. Требуется обеспечение органов государственной службы профессионально компетентными кадрами, способными эффективно решать задачи обеспечения интересов граждан в принципиально новых социально-политических и экономических условиях.
Отдел государственной статистики в г. Орске является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим:
- функции по сбору и обработке официальной статистической информации по Оренбургской области о социально-экономическом, демографическом и экологическом положении области;
- в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Отдел государственной статистики в г. Орске располагает постоянно обновляющимся запасом информации по всем направлениям, т.е. широким спектром информации о структурных изменениях в рыночной экономике, новых явлениях и процессах, возникающих в ходе проводимых экономических и социальных реформ; дифференциации и адаптации секторов экономики, различных инфраструктур рынка, социальной сферы, населения, субъектов Российской Федерации (субъектов Приволжского федерального округа, Оренбургской области, а также входящих в ее состав городов и районов) к новым условиям хозяйствования. В рамках исследования были проведены горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса отдела государственной статистики в г. Орске. В результате анализа были получены следующие данные за анализируемый год произошло уменьшение нефинансовых активов на сумму 543 тыс. руб. Это, в первую очередь, обусловлено уменьшением объема основных средств на сумму 1410 тыс. руб. и материальных запасов на 78 тыс. руб. Также установлено увеличение обязательств на 247 тыс. руб. за счет увеличения расчетов по платежам в бюджет (161 тыс. руб.) и расчетов с поставщиками и подрядчиками (85 тыс. руб.). Вертикальный анализ показал, что в структуре нефинансовых активов произошло уменьшение на конец 2014 года на 0,3 % по сравнению с 2013 годом за счёт уменьшения материальных запасов и увеличение на конец 2015 на 0,08%. Наблюдается уменьшение основных средств на конец 2015 года на 8,3% по сравнению с 2014 годом. В структуре финансовых активов наблюдается увеличение на конец 2014 года на 0,3% по сравнению с 2013 годом за счёт увеличения расчетов по выданным авансам, расчётам по недостачам. На конец 2015 года произошло уменьшение на 0,09% по сравнению с 2014 годом за счёт уменьшения расходов по выданным авансам. На конец 2014 года по обязательствам организации произошло увеличение на 1,25% по сравнению с 2013 годом. На конец 2015 года произошло увеличение на 0,91% по сравнению с 2014 годом за счёт увеличения расчётов с поставщиками и подрядчиками и расчётов по платежам в бюджет. Проанализируем состав работников и изучим динамику их количества. Данные за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ структуры Отдела государственной статистики г. Орска, тыс. руб.
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Абсолютное отклонение 2015 к 2013 Темп прироста % 2015 к 2013
чел. % Чел. % Чел. % Списочная численность, всего, в т.ч.: 95 100 98 100 105 100 10 10,5
Работникивысокой квалификации20 21 22 22 23 22 2 15
Работники средней квалификации63 66 66 67 72 69 9 14,3
Работники низкой квалификации12 13 10 11 10 9 -3 -16,7
Проблемы в отношениях подчиненных и руководителей традиционно описываются как следствие стремления руководителей к контролю за деятельностью подчиненных и вызванного этим ответного сопротивления. Потенциальные условия возникновения этого вида конфликтов связаны с расхождением позиций руководителей и подчиненных относительно зоны приемлемости контроля, поскольку руководители заинтересованы в его возможном увеличении, тогда как подчиненные, напротив, стремятся к автономии.

Рисунок 1 - Динамика структуры персонала Отдела государственной статистики
Результаты проведенного анализа показывают, что состав работников в Отдела государственной статистики значительно изменился.Значительно увеличилась численность персонала в 2015 году и составила 105 человек, что является на 10,5% выше аналогичного показателя за 2013 год. При этом значительно увеличилось количество работников высокой и средней квалификации – 15% и 14,3% соответственно. В то же время уменьшилось количество работников низкой квалификации - 16,7%. Наглядно динамика представлена на рисунке 1.
Данные в анализе отражают результаты планомерной работы руководства организации, направленной на привлечение квалифицированных специалистов. В то же время кадровая политика направлена на создание наиболее благоприятных условий работы, внутриорганизационного микроклимата, а также иных факторов, способствующих «удержанию» специалистов.
Из анализа также видно, что номинальный фонд рабочего времени в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшился на 0,8%, но превышает план на 2015 год на 0,4%.
В 2015 году по сравнению с анализируемым годам возросло количество дней неявок на работу на 7,7%, а по сравнению с плановыми показателями на 40%. В то же время увеличилось количество дней отпусков по сравнению с 2013 годом на 33,3, при этом данный показатель полностью совпадает с плановым.
Уменьшилось количество дней прогулов на 50%. Уменьшение данного показателя связано с проводимыми руководством предприятия мероприятиями по сокращению прогулов.
По сравнению с 2013 годом в 2015 уменьшился явочный фонд рабочего времени и как следствие бюджет рабочего времени на 1,3%, по сравнению с планом показатель 2015 года ниже на 2,5%.
Таким образом, несмотря на уменьшение явочного фонда рабочего времени в целом фонд рабочего времени вырос на 9,7%, что в абсолютном выражении составило 16638 часов. Такое увеличение стало возможным благодаря привлечению новых сотрудников. Однако фонд рабочего времени не дает полной характеристики эффективности работы трудовых ресурсов на предприятии, поэтому для ее расчета необходима оценка эффективности использования персонала.
Таким образом, коэффициент рентабельности в 2015 по сравнению с 2014 вырос на 89,4%. Такой рост произошел благодаря увеличению чистой прибыли и количества работников. В итоге 2015 года по сравнению с 2013 производительность труда выросла на 76,4%, что во многом предопределенно ростом денежной выручки за анализируемый период на 93,6%.
В то же время следует учитывать, что работники – это, прежде всего живые люди, от результатов, деятельности которых зависит функционирование организации. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную бесперебойную работу организации, необходимо постоянно мотивировать персонал, а также внедрять новые технологии для совершенствования трудового процесса.
В результате проведенного анализа кадровой политики отдела государственной статистики г. Орска был сформулирован перечень мероприятий по совершенствованию (таблица 2).
Таблица 2 - Система мероприятий направленных на совершенствование кадровой работы отдела государственной статистики г. Орска
Проблема Источники Рекомендации Ответственное лицо Мех. реальные ресурсы Сроки Ожидаемый результат
Конфликты Низкая организационная работа Избежание конфликтных ситуаций Начальник отдела кадров Мотивировать сотрудников 4-5 недели Снижение текучести кадров
Автоматизация кадровой работы Низкое финансирование Применение инновационных кадровых технологий Зам. Начальника отдела кадров и программист Выделение средств из бюджета 6 недель Совершенствование управления кадровой системы
Мотивация сотрудников Нет премирования Внедрения премирования сотрудников Бухгалтер Выделение средств из бюджета 3 недели Повышение работоспособности персонала
На основании всестороннего анализа кадровой работы нами была предложена система мероприятий по ее совершенствованию. Исходя из вышеизложенного, основными недостатками являются:
- большой кадровый оборот;
- конфликтные ситуации;
- низкая мотивация персонала;
- неавтоматизированная системы управления кадрами;
- низкий контроль организации исполнения управленческих решений.
Контролируя организацию исполнения работ, руководитель отдела государственной статистики должен будет отслеживать прежде всего:
- повторяемость «сбойных» ситуаций;
- интенсивность их проявления;
- их способность увести в сторону рабочий процесс;
- их нарастающую угрозу.
Современные автоматизированные системы управления персоналом предназначены для оптимизации работы, в первую очередь, руководства и персонала кадровых служб организаций (помимо бухгалтерии и некоторых других подразделений). В частности, менеджеры по персоналу при помощи таких систем избавляются от выполнения рутинных операций при работе с кадрами, подготовке и учете приказов (исследования показывают, что только на работу с документацией по персоналу кадровики тратят до 60% своего рабочего времени).
Список использованных источников
Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин. 2003.