Доклад на тему «Психологическая готовность педагога к работе по программе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»


Психологическая готовность педагога к работе по программе внеурочной
деятельности в рамках реализации ФГОС
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в образовательные учреждения, где учителя, учащиеся, родители являются участниками важного для жизни школы события.
Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе - подготовка кадров.
В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление обучающихся. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. ( 2 слайд)
Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета, умение реализовать полученные знания. В данной ситуации рассмотрим психологическую готовность.(3 слайд)
Психологическая готовность - это совокупность как внутренних, так и внешних условий, в первую очередь, это личностные качества педагога: интеллектуальные, мотивационные, эмоционально-волевые, профессионально-ценностные, обеспечивающие готовность к профессиональной деятельности. Это некая внутренняя уверенность и решимость, состояние мобилизации, формирующаяся в процессе профессионального обучения. (4 слайд)
Психологическая готовность к инновационной деятельности - целостный психологический феномен представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности пр.) и деятельностного компонентов.(5 слайд)
Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является:
– вариативность мышления;
– креативность (способность к творчеству);
– перцептивность(способность к восприятию нового);
– коммуникативность(культура диалога);
– толерантность (терпимость к инакомыслию);
– синтонность(способность «настроиться на волну» другого человека: руководителя, коллеги, ребёнка, родителя);
– эмпатийность(способность к сопереживанию). (6 слайд)
Компоненты психологической готовности к инновациям:• Мотивационный (потребность успешного выполнения поставленногозадания, интерес как к объекту деятельности, так и к способу егоосуществления, стремление к успеху);• Эмоционально-волевой (ответственность, уверенность в своихдействиях, вере в успех, умение руководить собой, мобилизация всехсил для решения поставленного задания, умение отвлечься от помех,преодолевать страх, неуверенность);• Содержательно-операционный (понимание обязанностейотносительно решения задач, проблем и их сущности, оценка ихсоциальной значимости, знание наиболее рациональных и действенныхсредств достижения целей).( 7 слайд)
Одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта является внеурочная деятельность и рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и является обязательной частью адаптированной основной образовательной  программы образовательногоучреждения.(8 слайд)
      Принципы организации внеурочной деятельности такие как:
необходимость учитывать возрастные особенности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
доступность и наглядность;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.(9 слайд)
Содержание деятельности обучающихся во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.д. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств..(10 слайд)
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельность. Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своим психическим состоянием и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми.(11 слайд)
Творческая коллективная деятельность предполагает взаимовлияние педагога и обучающихся. Но оно не осуществляется само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п.— осуществляется подлинное взаимовлияние.(12 слайд)
Своеобразие педагогического сотворчества педагога и обучающихся заключается еще и в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса, где педагог выступает как консультант-наставник и должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы обучающийся достигал успеха возможно чаще.(13 слайд)
Но мало только привлечь детей и включить их в определенную внеурочную  деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.
Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы не вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. (14 слайд)
Главное! По каким бы стандартам ни училисьнашидети, наша любовь и внимание необходимы им,  чтобы они были счастливы и успешны в учебе. (15 слайд)
Спасибо за внимание!
Краевое государственное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные общеобразовательные программы «Школа №1»(КГКОУ Школа 1)
выступление на педагогическом совете
Тема «Психологическая готовность педагога к работе по программе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Подготовила:
педагог-психолог
Л. В. Серебрякова
Комсомольск-на-Амуре
2017 учебный год