Обобщение опыта по теме: «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности младших школьников»


МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта по теме:
«Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности младших школьников»
учителя начальных классов
Чудайкиной Нины
Александровны
2016 г.
МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта по теме самообразования
«Активизация познавательной деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе через внедрение информационно-коммуникативных технологий»
учителя начальных классов Чудайкиной Нины Александровны

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и ключевых компетенций, умение видеть перспективу применения знаний, полученных на уроке и во внеурочное время, на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый», но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся». Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность», – считает Т.И. Шамова.
Факторы, формирующие познавательную активность обучающихся, можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность -познавательная деятельность. Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Учитывая, что мотивы обучающихся формируются через их потребности и интересы (потребность – интерес – мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов школьников. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запомнить, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Используя деятельностный метод обучения, имеем возможность решать такие методические задачи: 
- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации; 
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий; 
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и оперативно решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в нашем быстро меняющемся мире, мире переполненном информацией: научить ребенка работать с информацией, научить учиться. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей уже на втором году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать.  Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными.
Еще Я. А. Коменский писал: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению». К. Д. Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет».
В связи с введением новых образовательных стандартов передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Часто возникает проблема: «Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?» На помощь пришли компьютерные технологии. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Е.В. Якушина в статье «Сетевые образовательные ресурсы на уроке и после уроков» пишет: «Современные электронные образовательные ресурсы способны обеспечить поддержку всех этапов образовательного процесса». Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. «При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно стать не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области»
- Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
-повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к  усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Работу по формированию и развитию познавательного интереса я веду по двум направлениям: учебная и внеурочная.
Использование современных информационно-компьютерных технологий на уроках – это необходимость, позволяющая и дающая возможности учителю более эффективно решать стоящие перед ним задачи:
- усиливать положительную мотивацию обучения;
- активизировать познавательную деятельность учащихся; 
-способствовать повышению качества образования.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков у учащихся активизируются восприятие, память, мышление. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел – и запомнил». Как считает О.В.Виштак, средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной динамичной форме. При их помощи создаются дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию информации. Мультимедиа, по мнению Ю.Н. Егоровой, позволяют учащимся активно овладеть наглядным материалом, поскольку «…это овладение возможно только в том случае, когда существенные свойства объектов мышления при помощи образа наглядно объясняются». Облегчение процесса восприятия и запоминания - это основа любой современной презентации. Н.Г. Семенова считает, что урок с использованием презентации позволяет:
1)повысить информативность;
2)стимулировать мотивацию обучения;
3) повысить наглядность обучения за счет использования различных форм представления учебного материала: компьютерной графики, видео, анимации;
4)реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой.

ИКТ на уроках позволяет расширить рамки учебника. Разве можно совершить кругосветное путешествие, экскурс в прошлое нашей страны или увидеть разнообразие животных и растений планеты за 40 минут? С использованием современных информационных технологий это возможно.

Основные средства ИКТ, используемые мною на уроках:
-Интерактивная доска, которая позволяет выполнять большое количество  интерактивных заданий, упражнений. 
-Готовые обучающие программы.
-Презентации–наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Уроки, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Использование презентации на уроке - есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.
Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.   Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают высказывать свое мнение, рассуждать.
Нужно отметить, что учителю при использовании компьютера отводится важная роль. Он разрабатывает методические цели урока, составляет его конспект, подбирает дидактический материал, индивидуальные задания. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы на технику, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и использование их на уроках зависит, прежде всего, от изучаемого текущего материала и уровня подготовки обучаемых.
Исходя из этого, я разработала ряд уроков с использованием ИКТ: уроки литературного чтения, изобразительного искусства, русского языка, окружающего мира, что позволило в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
-принцип равенства позиций,
- принцип доверительности,
- принцип обратной связи,
- принцип занятия исследовательской позиции.

Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков окружающего мира.
На уроке по теме: «Как в дом попадает электричество» ребята знакомятся с ролью электричества в быту, формируются представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, дети знакомятся с правилами безопасного обращения с электроприборами.
При объяснении нового материала изображение выводится на экран. Яркие иллюстрации вызывают интерес у детей, развивают мышление, связную речь, память. Также был показан видеофильм «Как в дом попадает электричество». Закрепление материала проходит в процессе работы в парах, где дети совместно выполняют задание на карточках, здесь воспитывается чувство товарищества и взаимовыручки.
На уроке по теме: «Где живут слоны?» ребята вместе с героем мультфильма медвежонком Умкой побывали на Северном Ледовитом океане и в Антарктиде. На экране они увидели завораживающую красоту льдов, разнообразие животных. А на уроке по теме: «Как помочь птицам зимой» ребята знакомятся с условиями жизни птиц зимой, расширяются представления детей о характерных признаках зимы, дети убеждаются в необходимости оказания помощи птицам зимой, учатся изготовлять кормушки. Так воспитывается гуманное отношение к животным, дети пополняют свой словарный запас.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.
А разве можно совершить путешествие по России за 30 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Россия–Родина моя» ребята совершили путешествие по необъятным просторам нашей родины, познакомились с животными и растениями, которыми богата наша страна, узнали, что такое карта. Мои ученики отгадывали загадки, решали кроссворд. Урок прошёл легко, свободно и быстро. Не было скучающих учеников, были активные, заинтересованные, равноправные участники обучения. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование сюжетных картин (рассказ по картине), и электронные презентации, включающие фотографии писателей и информацию об их творчестве. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
На уроках обобщения использую яркую красочную презентацию, привлекающую внимание детей, позволяющую продуктивно обобщить знания по теме. Это уроки-презентации «Звуки и буквы алфавита», «Алфавит», «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Слова, которые отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?». Использую презентации при изучении правил, словарных слов, работе над орфограммами на уроках русского языка. Необходимо отметить, что большую роль в создании презентации для уроков русского языка играет анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Это подходит для заданий: “ Вставь пропущенную букву”, “ Исправь ошибки”, “ Восстанови текст”, “ Напиши по памяти” и другие. Появление правильного написания на экране позволяет детям убедиться в правильности своего ответа, а “убегающая” буква покажет его неправильность. Проводится тестирование по темам “ Словарные слова”,
“Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов”, “ Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов”, “Части речи” и т.д.
Экран притягивает к себе внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
На уроках технологии использую презентации с поэтапной демонстрацией изготовления поделки, аппликации. Это существенно облегчает работу учителя – все доступно, легко и наглядно, что немаловажно для детей младшего школьного возраста. Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Большинство учителей начальной школы сталкиваются с проблемой проведения уроков труда по технике "Оригами”. Детям порой сложно наглядно продемонстрировать этапы работы, указав линию сгиба, линию отрыва, промежуточное сечение. Презентации помогают ученикам разобраться в технике складывания, есть возможность повторить трудный этап, а значит, у большинства получится желаемый результат, что поможет повысить интерес к урокам труда.
В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью презентации у меня появилась возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи. А на первых уроках познакомить с цветами радуги, показать технику смешивания цветов.
На уроках изобразительного искусства я использую презентации с поэтапным рисованием, содержащие загадку и интересный материал по теме. Так к уроку «Любимая игрушка» рисовали Чебурашку, посмотрели отрывок из мультфильма, познакомились с автором и его творчеством. К уроку «Животные у меня дома» посмотрели слайды о домашних питомцах, научились рисовать котенка и собаку благодаря поэтапному рисованию. Таких примеров в моей практике достаточно.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: так, например, на уроке «Природные зоны» при объяснении (введении) нового материала использовала видеофрагмент.
На этапе актуализации знаний предложенный наглядный материал помогает подвести учащихся к определению темы урока, активировать мыслительную деятельность. При изучении нового материала использую наглядное сопровождение урока (видеосюжеты, фотографии, иллюстрации.), что помогает качественно обработать и сохранить полученную информацию, а также расширяет кругозор учащихся об изучаемых объектах окружающей среды.
При объяснении темы « Птицы весной» использовала презентацию с записью голосов птиц.
Предложенные слайды раскрывают основные аспекты урока, что способствует пониманию и глубокому усвоению новых знаний, активизирует внимание учащихся. Презентация содержит кроссворды, загадки, способствующие развитию логического мышления, речи, кругозора учащихся. А представление данного материала в виде слайдов, презентаций способствует развитию зрительного восприятия учащихся.
На этапе закрепления урока или обобщения материала по теме «Природные зоны Арктики» использовала кроссворд, его также можно использовать и в качестве занимательного материала. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом, что способствует повышению качества образования.
Наблюдения показали, что такие уроки с применением информационных технологий вызывают большой интерес у обучающихся, который выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а так же в поиске ответов на трудные вопросы. Возрастает количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности.
Подготовка к урокам с использованием информационных технологий требует большего времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки значительно эффективней обычных. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям учащихся.
В настоящее время, работая в 1 классе в рамках УМК «Школа России», я активно использую прилагаемые к учебникам электронные учебные пособия по обучению грамоте, по русскому языку, по математике, по технологии. Данные пособия помогают мне в более наглядной, игровой форме объяснить новый материал, провести первичный контроль с самопроверкой, а ученику - закрепить изученный материал дома, путем самостоятельного общения с компьютером
Грамотное использование любых средств информационных технологий на уроках влечёт за собой развитие личности ребёнка: интеллекта, памяти, внимания и т.д. Использование информационных технологий на уроке является мощным мотивационным стимулом. Но в то же время, необходимо понимать, что увеличение времени непосредственной работы за компьютером младшего школьника инициирует ряд негативных последствий: перевозбуждение нервной системы, усталость глаз, статическое напряжение мышц спины и шеи, общая утомляемость организма. На грамотном использовании компьютерных технологий настаивает С.В. Вершинин в статье «Компьютерная презентация на уроке: не навреди» и Д.В. Верин-Галицкий в статье «ИКТ шагает по планете. О разумном использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе».¹ Поэтому, какой бы привлекательной ни была бы учебная деятельность с использованием компьютера на уроке, необходимо строго соблюдать установленные санитарные нормы. «Учителю очень важно то, что вся наша педагогическая деятельность, все задания, которые мы задаем детям, должны быть адекватными целям обучения и воспитания».
Строгие рамки  урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. И тогда я обращается к внеклассным занятиям.
Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
Благодаря использованию ИКТ дети получают много информации, учатся искать информацию сами и при этом получают практический навык работы с компьютером.
Дети радуются очередной находке, в классе представляют результат своего исследования и, конечно, поощряются за это. Я не жалею на уроке времени для таких сообщений и постепенно число желающих растёт, растёт заинтересованность учащихся, а отсюда и познавательный интерес - расширение и углубление знаний и приобретение навыков самостоятельности.
В данный процесс включаются не только дети, но и их родители. Между родителями и детьми в процессе совместной деятельности формируются отношения, основанные на взаимоуважении.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный
настрой, создаёт ситуацию успеха в современной начальной школе
1. - Д.В. Верин - Галицкий Статья «ИКТ шагает по планете. О разумном использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе», ж. «Народное образование № 4, стр.171, 2015г.
Внеурочная работа направлена на решение следующих задач:
Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни,
навыков сотрудничества.
2. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности
через непосредственное знакомство с различными видами деятельности,
формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним,
необходимых умений и навыков.
3.Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов
мировоззрения. 
Развитие познавательного интереса. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
4. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно
удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить
отрицательные последствия детской безнадзорности.
Перечисленные задачи определяют основные направления моей работы по организации внеурочной деятельности. В реальной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями группы учащихся и поставленной задачей. Использование ИКТ позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.
С большим успехом проходят внеклассные мероприятия. У детей загораются глаза, когда учитель говорит: «А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную игру, а в этом нам поможет компьютер».
Игры и игровые ситуации позволяют учащимся проявить максимум находчивости, изобретательности. Включение мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов, музыки дает возможность усилить восприятие и облегчает усвоение преподносимого материала.
Дидактические игры, проведенные с компьютерной поддержкой, имеют ряд преимуществ:
Игры, проведенные с ИКТ, позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации.
Игры могут проводиться либо учителем, либо учеником. Задания дети читают самостоятельно, что активизирует их мыслительную деятельность.
Игра с использованием ИКТ облегчает работу учителя и дает ясное представление детям о поставленной задаче, при минимальных затратах времени.
Изображение на экране компьютера красивое, яркое, находится в движении. Все это привлекает внимание детей и вызывает интерес к информации.
Учащиеся имеют возможность увидеть посредством звукового или светового сигнала на экране правильность ответа. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует количество правильных ответов и может сам оценить свой ответ, что очень важно для учащихся.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание.

Учащиеся 3-4 классов пробуют себя в составлении презентации по какой-то интересной для них теме или при оформлении результатов исследования. Эти презентации могут быть как групповые, так и индивидуальные. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обращая внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой учеником презентации должно соответствовать возрастным интересам учащихся. Уже с 1 класса я постепенно привлекаю учеников к созданию совместных презентаций как для уроков, так и для внеклассных мероприятий. К созданию презентаций были привлечены и родители. На классном родительском собрании мы обсуждали, представленные презентации детей по теме: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс, моя школа».
Привлечение учащихся к созданию презентаций позволит научить их грамотно работать с разнообразными носителями информации. Компьютер дает возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствует развитию их интеллекта, расширяет учебную информацию и позволяет изменить качество контроля над деятельностью обучающихся.
Таким образом, грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности;
повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности школьников на уроке;
развитию их информационного мышления, формированию информационно - коммуникационной компетенции;
создают благоприятные условия для сотрудничества учителя, родителей и школьников.
В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.

Список используемой литературы
Е.В. Якушина «Сетевые образовательные ресурсы на уроке и после уроков»,
ж. «Народное образование» №1 2015г.
О.В. Виштак «Дидактические основы построения информационных комплексов самостоятельной учебной деятельности» М.,2005.-35с.
Ю.Н. Егорова «Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе» Информатика и образование. №7, 2004г.
Н.Г. Семёнова «Реализация мультимедиа технологий в лекционных курсах» Педагогическая информатика №2,2006г.
Д.В. Верин - Галицкий Статья «ИКТ шагает по планете. О разумном использовании
информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»,
ж. Народное образование № 4, 2015г.
6. С.В. Вершинин «Компьютерная презентация на уроке: не навреди»
ж. Народное образование № 1, 2015г.
И.Н. Казеичева «Особенности использования современных информационных
технологий в работе учителя начальных классов», ж. Начальная школа № 3, 2011г.