Консультация для воспитателей «Работа с песком, водой, крупой как эффективный метод развития мелкой моторики»


Консультация для воспитателей
«Работа с песком, водой, крупой как эффективный метод развития мелкой моторики»
Тема: работа с песком водой, крупами, как эффективный метод развития мелкой моторики.
Актуальность: развитие мелкой моторики посредством игр с песком и водой,крупой -разной фактуры.
План:
Изучив методологическую литературу, разработала план, в который включила:
1)Создание условий для игр с песком и водой; крупами.
2)Приобретение соответствующих игрушек, бросового материала.
3)разработку различных игр и проведение консультаций для родителей.
Отчёт по теме самообразования.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия, работа с крупой. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют какую-то форму, но так же легко могут и рассыпаться от легкого прикосновения, словно напоминая, что ничего нет вечного, все течет и меняется. Крупа же имеет разную фактуру, размер (круглый, гладкий горох, овальная фасоль, бобы; мелкая, приятная на ощупь-манка, ребристая греча и. т. д.)
В начале своей работы изучила методическую литературу:
«Практикум по креативной терапии», Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. «Практикум по песочной терапии» Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская Определила основные принципы игр на песке:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
• Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
• Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого - либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
Чтобы организовать игры с крупами в группе, подобрала необходимое оборудование:
- пластиковые контейнеры квадратной и круглой формы с крышкой, располагая на уровне ребенка.
- игры с песком и водой используются на улице в песочнице в теплое время года, а в холодный период можно перенести мини-песочницу в группу желательно песок прокалить и просеять
- игрушки и миниатюрные фигуры высотой не более 7- 8 см:
фигурки людей;
- бросовый материал: крышки различной величины, всевозможные колпачки и. т. п.
- животные (домашние, дикие, морские);
- растения (деревья, цветы, кусты, овощи, фрукты);
- машины (сухопутные, водные, древние);
- постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);
- природный материал (ракушки, шишки, камешки);
- фигурки сказочных героев (добрых, злых);
- совочек со щеточкой необходимы, чтобы собрать просыпанный песок, крупу.
Разработала серию игр с песком для детей 3-7 лет.
«Знакомство с песком». Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать). На этой прогулке- занятии ребенок быстро раскрепощается.
«Отпечатки наших рук». На влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев.
«Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.
«Чьи следы». Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т. д.) и величину (большой, маленький, средний).
«Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.
«Волшебные секреты». Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т. п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!».
«Загадка». Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает, В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа. (такую игру можно проводить и в группе играя с крупой)
«Сад - огород». Предлагаются игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты - отдельно. Овощи - отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
«Пекарня». Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги»разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.
«Домики для животных». Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки, Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т. п. Если ребенок еще напряжен, не следует увлекаться дидактикой, т. к. основная цель занятий - это коррекция эмоционально - волевой сферы.
«Накормите мишку кашей» К пластиковой бутылке (желательно с широким горлом)скотчем приклеить фигурку любого животного. Насыпать крупу в бутылку с помощью маленькой ложки (можно ребенку предоставить ложки на выбор-какая удобнее); руками «послушные пальчики».
В начале работы я познакомила детей с песочницей, песком и водой. Предложила детям просто поиграть с песком, похлопать ладошками по нему, провести пальчиками узоры и т. д. Затем, проводила сами игры.
При организации игр детей песком, используются предметы различной фактуры. Развивается мелкая моторика рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений тесно связана с мыслительными операциями, с познанием мира
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Вывод. Эти незатейливые упражнения - игры с песком, крупой разной фактуры (манка,горох.) – во-первых. обладают колоссальным значением для развития мелкой моторики руки ребенка. Во-вторых, дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. А, главное – развивается.
.