Курсовая работа на тему Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности



Курсовая работа
Исполнитель Созинова
Елена Игоревна
Группа 36
Специальность 44.02.05
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»
Руководитель Пономарев
Александр Сергеевич



Каменск-Уральский
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Развитие познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
1.1. Понятие «Познавательные универсальные учебные действия»
1.2. Внеурочная деятельность в школе

2. Информационные технологии, как средство развития познавательных УУД
2.1 Понятие «информационные технологии»
2.2 Информационные технологии во внеурочной деятельности
Заключение
Список литературы



Введение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт.
Не во всех школах сегодня есть еще оснащенные технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению познавательного интереса школьников, заставляя педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и являются информационные технологии
Из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи ИТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития обучающихся.
Цель: Охарактеризовать использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе для развития познавательных УУД.
Задачи:
1. Изучить особенности развития познавательных УУД.
2. Раскрыть понятие внеурочная деятельность.
3. Охарактеризовать ИКТ, как средства развития познавательных УУД
4. Рассмотреть возможности применения ИКТ во внеурочной деятельности
Объект исследования: процесс развития познавательных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: ИКТ как одно из средств развития познавательных УУД обучающихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Методы
По этапам поиска:
метод отбора материала;
метод теоретической интерпретации.
По уровню проникновения в сущности:
изучение литературы;
анализ и синтез;
абстрагирование и конкретизация;
По функциям:
прогнозирование;
статистическая обработка материала.


Развитие познавательных универсальных учебных действий во внеурочную деятельность

1.1 Познавательные универсальные учебные действия
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря – формирование умения учиться. т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (далее УУД), ведущей составляющей которых на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «универсальные учебные действия» и «познавательные универсальные учебные действия».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1 стр. 30].
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
и уметь на него отвечать нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование;
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование;
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция;
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера;
контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы.
Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства [1 стр. 32].
Планируемые результаты формирования познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения


Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
высказывать предположения,
обсуждать проблемные вопросы,
составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
моделировать различные отношения между объектами
окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.


Таким образом, ведущей составляющей УУД на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
1.2 Внеурочная деятельность
Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; закон «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.
Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья. Чтобы понять важность перемен, обратимся к истории вопроса.
В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 1920-70-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха (Педагогический словарь. М., 1960).
Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых. [8 стр. 10].
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.
Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий произошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. С 80-х г. прошлого века начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС и институтализацией внеурочной деятельности.
В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные цели и задачи:
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
расширение общекультурного кругозора;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
создание пространства для межличностного, межвозрастного, общения.
Одновременно с целями и задачами внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность включает в себя также внеурочные учебные занятия, организуемые, как правило, в форме предметных кружков, факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.
Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, с помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися, проявивших интерес к тому или иному мероприятию.
Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, КТД, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность).
Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, (а также детско-взрослые объединения) клубного характера – кружки, секции.
Индивидуальные формы внеурочной деятельности – творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.
При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся определенной ступени школы (начальной, средней, старшей).
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочной деятельности предписывается организация направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Таким образом, внеурочная деятельность предусматривается в образовательной программе, прежде всего в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся.

2. Информационные технологии, как средство развития познавательных УУД

2.1 Понятие информационной технологии
В педагогической литературе приводятся различные определения понятия информационная технология. Рассмотрим некоторые из них:
информационная технология  это процесс, связанный с переработкой информации (В.М. Глушков);
информационная технология  это совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации) (С.А. Смирнов);
информационная технология  это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики (В. А. Извозчиков);
информационная технология  это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами (М. И. Жалдак);
информационная технология  процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных(первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) (Н.В. Макарова).
Как можно заметить в приведенных определениях, информационная технология связана с определенной деятельностью (процессом) и может быть реализована только в результате этой деятельности. Методы технологии подобраны не случайно, и все они направлены на достижение единой цели – получение конкретной информационной продукции. Целью информационной технологии является производство информации для ее анализа человеком и принятие на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Существуют различные классификации информационных технологий. Рассмотрим классификацию информационных технологий, широко используемую в образовательной сфере.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Таким образом, информационная технология связана с определенной деятельностью (процессом) и может быть реализована только в результате этой деятельности.

2.2 Информационные технологии во внеурочной деятельности
Существует несколько причин для использования информационных технологий в младших классах.
Во-первых, это необходимость формирования у школьников операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей и инструментирование деятельности (у старших школьников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы воспринимаются с трудом).
Во-вторых, младшие школьники, своевременно приобретая пользовательские навыки, смогут затем применять компьютер как инструмент в своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с использованием ПК.
В-третьих, компьютер это увлекательнейшая игрушка, и, следовательно, процесс обучения для младших школьников легко превращается в интересную игру, он вдохновляет детей и радует, при этом легко преодолеваются трудные методические барьеры.
Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения ИКТ способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.
Использование младшим школьником в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память. Это характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации возможность постоянного расширения горизонтов личности.
Компьютер как интеллектуальное средство обучения принципиально отличается от книги. Книга бесценное средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер среда не только для накопления знаний, но и для оперирования ими и обмена знаниями с другими людьми.
Итак, использование ИТ в начальной школе имеет следующие особенности и положительные моменты:
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.
Новые педагогические инструменты используются в электронных образовательных ресурсах:
интерактив;
мультимедиа;
коммуникативность;
производительность.
К интерактиву и мультимедиа можно добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, Третий инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания. Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Как известно, внеурочная деятельность включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности , повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
 развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
 снижению дидактических затруднений у учащихся;
 повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
 приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал , который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация(в 1 классе); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама(более интересный приём наглядности).
Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.).
После просмотра опытов дети могут самостоятельно делать выводы.
Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке, например, математики по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». Анимационный графический рисунок помогает осмыслить механизм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Следует отметить, что дети самостоятельно делают «открытие» путём постановки учебной задачи.
В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Применение различных игр (Круговые примеры, « Заполни пустые окошки») способствует этому.
В решении задач на движение показаны разные способы решения (алгебраический, арифметический) и взаимосвязь между величинами.
Продуктивность таких уроков очень высокая.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.
Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала.
Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно в своей работе использовать метод проектов.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Технология мультимедиа
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Мультимедиа  это средство или инструмент познания на различных уроках.
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование во внеурочной деятельности наглядных средств обучения играет важную роль в развитии познавательных УУД.
Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Сетевые информационные технологии
Понятие «сетевые информационные технологии» подразумевает принципиально новые способы осуществления деятельности человека в самых разных областях, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации.
Широкие перспективы для сетевых информационных технологий открываются в педагогической области. Объективной предпосылкой для этого является информационная сущность процесса обучения, в которой особое место принадлежит информационному обмену различного вида между преподавателем и обучающимися. Современные формы и средства коммуникации способствуют превращению ситуации обучения в процесс соучастия и сотворения становящейся культуры.
Социальные сервисы Веб 2.0 это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
Эти групповые действия включают:
персональные действия участников и коммуникации участников между собой;
записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой журнал, блог или ВикиВики);
размещение ссылок на интернет-ресурсы и их рейтингование (БобрДобр);
размещение фотографий (Фликр, Фотки.ру);
размещение книг (возможны иллюстрации) (Скрибд);
видеосервисы (Ютьюб, видеоблог);
сервисы для создания дидактических игр (LearningApps, FlashcardExchage, JeopardyLabs, JigsawPlanet, ProProfs);
географические сервисы (Земля Гугл,Панорамио – отображение фотографий на Картах Гугл);
обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS-рассылки, Скайп)
Сервисы Веб 2.0 поддерживают самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников.
Облачные технологии  это обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Хостинг это услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера, при этом обеспечивается подключение его к каналам связи с высокой пропускной способностью. Развитие этой сферы хостинга осуществляется в связи с возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными.
Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать:
электронные дневники;
журналы;
личные кабинеты для учеников и преподавателей;
интерактивная приемная;
тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией;
поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
и другое
Технология работы с графической информацией
Компьютерная графика эта та область информационных поколений, которую ученикам хочется реально увидеть, а не слушать разговоры о ней. Поэтому большое значение имеют демонстрации на компьютере разнообразных продуктов компьютерной графики: красочных рисунков, схем, чертежей, диаграмм, образцов анимационной и трехмерной графики. Следует обратить внимание учеников на то, что любимые многими из них компьютерные игры в большинстве имеют графический интерфейс, причем достаточно сложный. Программы, с помощью которых, на компьютере получается трехмерное реалистическое изображение изобилуют математическими расчетами. Программирование графики одна из самых сложных областей в современном программировании.
Благодаря существовании прикладных графических пакетов компьютерная графика стала доступна широкому курсу пользователя.
Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, GIMP - самый мощный свободный редактор и мощные профессиональные коммерческие графические системы, например AdobePhotoshop.
Эта технология позволяют развивать творческие способности обучающихся во внеурочной деятельности.
Технология числовых расчетов
Слово «компьютер» произошло от английского «compute» (вычислять). Одной из основных функций компьютера является обработка числовых данных. Для пользователей процесс обработки числовых данных сводится к использованию соответствующих приложений, электронные калькуляторы, электронные таблицы.
Электронные таблицы это обработка числовой информации, создание математических моделей, автоматизация процессов вычислительной деятельности и обработки результатов эксперимента, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения. Такую технологию можно использовать во время индивидуальной работы по предмету, это позволит быстрее и точнее разработать схему, график или таблицу к задаче.
Табличный процессор является мощным инструментальным средством, предоставляющим современному учителю широкие перспективы в плане повышения эффективности учебного процесса, контроля качества обучения. В основном учителя знакомы с применением табличного процессора в качестве средства для создания одностраничных и многостраничных электронных тестов. Однако возможности электронных таблиц в обработке текстовой и числовой информации позволяют разрабатывать на его базе различные дидактические средства с автоматической проверкой введенных данных и визуализацией результатов их обработки в виде графиков и диаграмм: кроссворды, ребусы, аналитико-справочные таблицы так же будут повышать познавательный интерес обучающихся. В электронном кроссворде в случае ввода учеником неверной буквы или при не заполнении клетки кроссворда на листе ответов выводится соответствующее сообщение об ошибке.
Как мы видим, использование табличного процессора в учебном процессе не ограничивается только электронными тестами.
Возможности, предоставляемые табличным процессором, значительно шире.
Таким образом, развивать познавательные УУД у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к учению обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.





Заключение
В процессе написания работы был проведен анализ литературы на тему: «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ во внеурочной деятельности».
Универсальные учебные действия - это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Информационная технология  это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами
В настоящее время педагоги-практики особое внимание уделяют подбору интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ.
Информационная технология связана с определенной деятельностью (процессом) и может быть реализована только в результате этой деятельности.
Мультимедиа технология это средство или инструмент познания на различных уроках.
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Сетевые информационные технологии» подразумевает принципиально новые способы осуществления деятельности человека в самых разных областях, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации.
Современные формы и средства коммуникации способствуют превращению ситуации обучения в процесс соучастия и сотворения становящейся культуры: социальные сервисы Веб 2.0, облачные технологии.
Технология числовых расчетов, электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов.
Развивать познавательные УУД во внеурочной деятельности у младших школьников можно, используя занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к обучению обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.



Список литературы:

Ажгиреева О. В. Изучение графического редактора в начальной школе//Информатика и образование. -2003. -№ 1. – С.28-32
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.

Булгакова Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы//Информатика и образование. – 2004. - №1. – С.91-94.
Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ.. – М.:Прогресс, 1988. – 336 с.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4): Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Экспресс, 1998.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4): Учебник-тетрадь – М.: Баласс, Экспресс, 2002.
Горячев А.В., Меньшакова А.А. Методика преподавания информатики в начальной школе//Информатика. -2004. - №37.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики. //Информатика и образование. – 2003. - №10. – С.80-88.
Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников. М.: Педагогика, 1991. – 74 с.
Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. –Казань, 1963. –122 с.
Информационные технологии обучения//Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – С.146-163.
Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. – М.:Просвещение, 1974. – 223 с. 
Младший школьный возраст//Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Сфера, 2000. – С.200-282.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
Пионтковская Н.А. Компьютер в начальной школе//Информатика и образование. -2003. - №9. – С.94-96.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.:Владос,2000.- 400с.
Развитие творческой активности школьников./Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. – М.:Учпедгиз, 1965. - 183 с.
Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий//Начальная школа. – 2004. - №3. – С.31-23.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – 64 с.














13PAGE 15


13PAGE 14615




Рисунок 1 Заголовок 115