Выступление на областном семинаре по изобразительному искусству


Муниципальный методический семинар
«Уроки ИЗО с применением информационных технологий»
Выступление по теме:
«Использование художественно-графических программ как способ достижения метапредметных и предметных результатов освоения общеобразовательных программ в рамках ФГОС второго поколения на уроках ИЗО в 5-м классе»
Учитель изобразительного искусства высшей категории
Смольникова Галина Владимировна
Внедрение в образовательный процесс усовершенствованных, качественно новых программ, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, предъявляет к процессу подготовки и организации учебных занятий высокие требования не только в области предметного освоения материала, но и, в первую очередь, в области развития метапредметных универсальных учебных действий.
На уроках изобразительного искусства существуют все предпосылки и возможности для создания условий формирования такого коммуникативного УУД как использование компьютерных технологий при решении учебных задач.
Рассмотрим процесс формирования данного УУД на примере фрагмента занятия по изобразительному искусству в 5 классе (программа Б.М. Неменского).
Тема занятия: «Древние образы в народном искусстве».
Цель занятия: преобразовать реальные образы в символические, добиваясь в рисунке обобщённого изображения, исключая мелкие, ненужные подробности.
Задачи, решаемые в ходе занятия:
МетапредметныеРегулятивные УУД:
определять из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
Познавательные УУД:
создание абстрактного или реального образа предмета.
Коммуникативные УУД :
использование компьютерных технологий для решения учебных задач.
Предметные:
знакомятся (из найденных в различных источниках информативными данными) с традиционными славянскими языческими символами сотворения и триединства мира, встречающимися в народных вышивках, резьбе и росписях;
научаются создавать предварительные эскизы для декоративных панно в смешанной технике.
Оборудование: графические планшеты (или обычные планшеты, или ноутбуки с установленной программой Paint + мышки или графические планшеты-стилусы), проектор, ноутбук учителя, доступ в интернет, камера с выводом изображения на экран.
Подготовка учителя: подготовка пакета шаблонов с необходимыми изображениями (основа птицы-сирина, перья, орнаментальные фрагменты) в формате png для дальнейшей работы в программе Paint.
Подготовка учеников: создание презентаций на тему «Солярные знаки в народном искусстве», «Сотворение мира в представлении древних славян. Триединство мира. Древо жизни», создание слайд-шоу «Птица Сирин», подготовка сообщений по теме «Птица Сирин в мифологии древних славян», «Образ птицы в мифологии славянского язычества».
Начало урока представляет собой своеобразную ярмарку интеллектуальных находок по теме. Ребята показывают слайд-шоу, с помощью презентаций знакомят одноклассников с найденной в различных источниках информацией.
Логическим практическим выходом учебной деятельности на уроке становится разработка эскиза панно, главным персонажем которого становится один из древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву (в нашем случае это образ Птицы-Сирина), которое в дальнейшем дети выполняют коллективно, разбившись на звенья.
Эскиз разрабатывается с помощью, пожалуй, самой распространённой и простой по интерфейсу программы Paint. Она всегда есть в доступе на планшетах, ноутбуках, которые используются в учебных заведениях.
И так, в открытую программу загружается заготовка верхней части образа Сирина, поскольку нарисовать человекообразное существо в программе Paint учащийся 5-го класса, впервые осваивающий графический редактор, затрудняется. Однако, при желании ученика, ему предоставляется возможность самому нарисовать голову и плечи мифической птицы.
Вспоминаем, какие части тела есть у Сирина, согласно легендам: голова и плечи (иногда грудь, руки) женщины и туловище, ноги, хвост, крылья птицы. Сравниваем изображение в программе с этими данными, определяем недостающие элементы: тело, хвост, крылья. Вспоминаем, чем покрыто тело птицы, из чего её крылья и хвост: перья. Делаем вывод, что нам необходимо добавить изображение оперения. Где можно взять изображение перьев? Варианты:
нарисовать самостоятельно;
воспользоваться шаблоном для графических программ.
Что удобнее и быстрее в нашем случае? – Шаблон.
Открываем папку, в которой находятся шаблоны перьев и орнаментов для рамки в формате png. Далее учащиеся действуют по алгоритму действий на доске:
Кликаем на кнопку «Вставить» - кнопка «вставить из» - рабочий стол – папка «Сирин» - выбрать кликом понравившееся изображение – кнопка «открыть».
Для преобразования изображения используем три доступных в этой программе алгоритма.
Повернуть – выбираем необходимый угол и направление поворота.
Для более детального поворота (на 3-5-10-… и т.д. градусов) используем алгоритм:
Изменить размер – наклон (градусы) – по горизонтали (по вертикали)
Таким образом, мы можем трансформировать и изменить любую загруженную в программу деталь, прикрепить её в необходимое место, дорисовать с помощью инструментов «карандаш», «маркер», «кисть акварельная», «кисть масляная» и т.д., выбрав в опциях толщину и цвет инструмента.
При желании, дети могут самостоятельно разработать конфигурацию элементов, используя инструментарий программы «фигуры», «изменение размера», «заливка».
Итогом работы становится эскиз для будущего панно. Однако творческий процесс оказался непредсказуемым и мы с ребятами создали панно, хотя и опирающееся на эскиз, однако не следующее ему дословно, поэтому учащиеся изобразили не менее легендарную Жар-птицу, прообразом которой по некоторым версиям была птица Сирин.
Итак, в ходе работы на уроке были задействованы различные инструментарии информационных технологий, освоение которых начинается ещё в начальной школе и продолжается в среднем звене. 5-й класс становится своеобразным мостиком между школьными ступенями обучения, где учащиеся закрепляют навыки в метапредметных УУД , полученные ранее и осваивают новые предметные и универсальные знания.