Проект по организации обучения детей с ОВЗ Инклюзивное образование в школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 111 ГОРОДА Перми
г. Пермь, ул.О.Лепешинской,43 тел./факс: (8342) 50-75-62


Модель инклюзивного образования МАОУ «СОШ №111»


Введение.

Школа XXI века призвана быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности и уровень социализации. В нашей школе реализуется программа развития «Школы равных возможностей», в которой одним из направлений деятельности является организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Наиболее оптимальной формой образования таких детей мы считаем инклюзивное образование. Идеология инклюзивного образования основывается на недопустимости дискриминации детей с ОВЗ. Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества. Преимущества инклюзивного образования очевидны:
- Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные учреждения.
- Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
- Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
Преимущества инклюзивного образования были учтены при разработке модели инклюзивного образования применительно к МАОУ «СОШ№111». Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях инклюзивного класса. Инклюзивный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегрированному классу и индивидуальному обучению.
При создании инклюзивных классов мы учитывали внешние условия успешного инклюзивного образования:
раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
а так же внутренние условия успешного инклюзивного образования:
уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
психологическая готовность ребенка к обучению в инклюзивном классе.
При формировании инклюзивных классов, нами учтено необходимое требование по количеству детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе, которое не должно превышать 4 человек. При комплектовании инклюзивных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе. В случае необходимости в инклюзивные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений. В 2014 году школа стала призером регионального проекта по инклюзивному образованию. Мы оценили преимущества инклюзивной школы это:
- Получение статуса экспериментальной площадки;
- Возможность проводить курсы повышения квалификации;
- Сотрудничество с различными научными и общественными организациями, другими социальными партнерами;
-Дополнительное финансирование школы и софинансирование отдельных мероприятий школы;
-Включение детей с ОВЗ и детей инвалидов во все сферы деятельности школы, что обеспечит конкурентно способность школы в микрорайоне;
- Формирование толерантного отношения детей нормы к детям ОВЗ;
При реализации модели инклюзивного образования нам предстоит решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющее их запросы и потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В школе предстоит сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе и с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Неоднородность коллектива учащихся школы 111, в котором 4,4% это дети с ОВЗ, предполагает создание специальных условий для обучения таких детей. Несмотря на то, что школа имеет большой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ, которые обучаются в отдельных коррекционных классах, нас и родителей не удовлетворяют результаты обучения детей в условиях коррекционного класса. Систематизировав и обобщив, имеющийся опыт мы предположили, что если бы дети данной категории обучались в общеобразовательном классе, то при создании для них дополнительных условий, их обучение и социализация были бы наиболее успешны. Это побудило нас к созданию модели инклюзивного образования и открытия инклюзивных классов в рамках реализации нашей модели.

Проблемный анализ
Организацией работы с детьми с особыми образовательными потребностями школа 111 занимается с 1998 года. На первом этапе работы мы наряду с общеобразовательными классами комплектовали классы компенсирующего обучения и классы 7 вида, в которые зачисляли детей, имеющих заключение ГПМПК. Практика работы показала, что наиболее адекватной потребностям детей и запросам родителей является организации классов коррекции. Условия, созданные для обучения таких детей, позволяли им окончить основную школу, получить аттестат об основном образовании и продолжить обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Нами сделано 4 выпуска детей из коррекционных классов. Дальнейший мониторинг подтвердил, правильность работы в данном направлении. 100% выпускников после окончания профессиональных учебных заведений устроились на работу по полученной специальности. Новая парадигма российского образования, в основе которого лежит деятельностный подход ставит перед школой другие задачи, реализация которых предполагает формирование новых качеств выпускника школы, что влечет за собой новые формы организации деятельности разных групп детей, с разными образовательными потребностями. Школа 111- это массовая общеобразовательная школа, в которой обучается более 1300 детей. Среди них есть учащиеся, которым решением городской ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VII вида, и дети-инвалиды с сохранным интеллектом- 8 человек из них: (с нарушениями опорно- двигательного аппарата, имеющим диагнозы: контрактура правого локтевого сустава – 1 человек, мышечная дистрофия 2 степени- 1 человек, мышечная дистрофия 2 степени позвоночника- 1 человек, с нарушением обмена веществ: сахарный диабет – 2 человека, онкологические заболевания – 2 человека ). Мы наблюдаем устойчивую динамику роста количества детей с ОВЗ: в 2009 году - 7 детей-инвалидов, 24 человека с ЗПР, в 2010 - 6 детей-инвалидов, 22 человека с ЗПР, в 2011 - 5 детей-инвалидов, 22 человека с ЗПР, в 2012 - 4 детей-инвалидов, 31 человек с ЗПР, в 2012 - 6 детей-инвалидов, 32 человека с ЗПР, в 2013 году- 8 детей инвалидов и 46 человек с ЗПР, из них 2 человека в общеобразовательных классах. Мониторинг успеваемости учащихся в специальных коррекционных классах показывает:
98 % учащихся классов VII вида I ступени ежегодно переходят в следующий класс
успеваемость в классах II ступени составляет в 100%, качество- 11 %; всего было сделано три выпуска девятиклассников (большая часть из них закончила СПО,)
несколько человек выбыли из классов VII вида в классы “нормы”,
результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся и родителей свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе.
Динамика обученности учащихся за 4 года

2009-2010
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014

Кл. руководитель
класс
% усп
%
к-ва
класс
% усп
%
к-ва
класс
% усп
%
к-ва
класс
% усп
%
к-ва
класс
% усп
%
к-ва

Овсеенко Г.В.

100
9

100
9

100
0

100
0




Овчинникова А.Л.
Гатиатуллина А.З

100
27,2





100


18,1





100


0





100


0





100


10

Довженко И.Е.
Фильченкова З.И.







100
36,3

84,6
7,6





100


16,2

Пономарева В.В.













100
0

Двинянина С.Ф.













91,6
16,6

Все учащиеся 8д, 5д ,3е классов имеют 100% успеваемость и переведены в следующий класс, оставлен на повторный год обучения 1 человек, учащийся 3з класса.
Работа с учащимися специальных коррекционных класса строилась педагогами с учетом их психологических особенностей и была направлена на индивидуализацию обучения. Благодаря усилиям команды педагогов, работающих в этих классах, мы имеем некоторые положительные результаты, однако следует отметить, что уровень обученности детей этих классов по мере взросления снижается, мотивация падает. При общем увеличении количества детей в школе в среднем на 70-90 человек ежегодно , количество детей с ОВЗ увеличивается. Школа не имеет резерва материально-технических, кадровых, условий для открытия дополнительных классов коррекции. В данной ситуации наиболее оптимальной формой включения детей в образовательный процесс является инклюзивный класс. На 1 сентября 2014 года в школе обучается 4,4% детей с ОВЗ, для обучения которых требуется создание специальных условий. Чаще всего эти дети проживают в микрорайоне нашей школы. Вблизи нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить образовательные потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния.
Учитывая принципы инклюзивного образования:
- каждый человек ценен сам по себе, вне зависимости от его способностей
- ребенок с ОВЗ имеет право на общение с другими людьми, которые также нуждаются в нем, на поддержку и дружбу ровесников
нам предстоит решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющей их запросы и потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В школе предстоит сформировать такую образовательную среду, в которой любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь школы, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. Наиболее оптимальной мы видим следующую структуру модели, состоящую из трех основных компонентов: педагогического, психодидактического, социального.
Модель образовательной среды в МАОУ «СОШ № 111»

Компоненты среды I- педагогический, II- психодидактический, III-социальный



























В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. Для определения индивидуального образовательного маршрута, дети, не усваивающие основную программу, направляются в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Образовательное учреждение имеет лицензию на право обучения детей с ЗПР по специальным (коррекционным) программам VII вида. Дети инвалиды, с сохранным интеллектом, обучаются в общеобразовательных классах по общеобразовательным программам. В школе созданы определенные условия для работы с такими категориями детей:
1.Информационные
- на сайте школы имеется информация о школе и реализуемых в ней программах,
- обеспечена возможность работы каждого родителя с электронным журналом и баннером «Качество образовательной услуги»
2.Организационные
- организован гибкий график внеурочной и внеклассной деятельности
3.Научно методические
-в школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог адаптационной физической культуры, детский врач, школьная медсестра, детский стоматолог).
- для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
- создана программа психолого педагогического сопровождения детей с ЗПР
- 100% обеспеченность учебниками и учебно - методическими пособиями
4.Кадровые – укомплектованность составляет 100% от потребности, есть резерв
- имеют специальное высшее образование
Шпакова Лариса Борисовна – по специальности олигофренопедагогика и
логопедия
Шеломенцева Любовь Станиславовна – по специальности учитель – логопед
Рудакова Анжелика Викторовна по специальности – психология
Овсеенко Евгения Владимировна – по специальности психология
Двинянина Светлана Федоровна по специальности – физическая культура для лиц с отклонениями в здоровье
- имеют курсовую подготовку 3 педагога Шпакова Лариса Борисовна, заместитель директора и Овсеенко Евгения Владимировна, психолог – по теме « Инклюзивное образование: принципы, модели, технологии»
Шеломенцева Любовь Станиславовна по теме « Индивидуальный образовательный маршрут»
- высшую категорию имеют Шпакова Л.Б., Шеломенцева Л.С., аттестованы на 2 категорию психологи Рудакова А.В. и Овсеенко Е.В.
5.Финансовые
- локальными актами школы определены доплаты за работу с учащимися с ЗПР и слабовидящим ребенком учителям предметникам, логопеду, социальному педагогу
6.Управленческие
-создана и реализуется модель инклюзивного образования в школе
-осуществляется мониторинг сопровождения детей инвалидов и детей с ЗПР
7.Материально технические
- все учебные кабинеты оборудованы компьютером, мультимедийным проектором, имеется выход в интернет.
- уроки информатики проводятся в компьютерном классе, где каждый учащийся имеет персональный компьютер
- имеется пандус и специально оборудованный туалет для детей колясочников
Проведенный анализ, имеющихся условий, позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование:
1. Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего инклюзивное образование, недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой.
2. Отсутствуют обоснованные расчеты и утвержденные нормативы по расходам, необходимым для организации интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3. Образовательное учреждение, предоставляющее детям - инвалидам и детям с ОВЗ образовательные услуги в форме инклюзивного образования, располагает недостаточной необходимой материально-технической базой.
4. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.
5. В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию интегрированного, инклюзивного обучения.
Решив эти проблемы, мы обеспечим, более гуманный, качественный образовательный процесс, включающий обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ и детей-инвалидов. Для реализации цели и задач модели инклюзивного образования нами создана матричная структура механизмов управления системой внедрения инклюзивного образования.

Матричная структура управления процессом внедрения.





























Примечание: отношения линейного руководства выделены жирным шрифтом, отношения функционального руководства обычным шрифтом.

Цель и задачи реализации модели
Миссия: Организовать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся, в том числе и с ОВЗ, найдет возможности для удовлетворения собственных потребностей.
Проблема: У учащихся с ОВЗ есть потребность в получении качественных образовательных услуг, но они не имеют равных возможностей со сверстниками в получении этих услуг, так как обучаются в специализированных классах.
Цель: Создать модель инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в МАОУ СОШ №111, гарантирующую им равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг.
Задачи:
Педагогические:
1.Создать комфортные условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для успешной социализации и включения их в учебную, досуговую, общественную и трудовую деятельность.
2.Вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс со сверстниками.
3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ, на основе адаптированных программ.
4.Увеличить долю педагогических работников до 80%, прошедших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.
Социальные:
1.Сформировать толерантное отношение школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий.
2.Обеспечить участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в работе разнообразных кружков, секции и клубов по интересам.
3.Развивать систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи родителям и детям (ПМПК, ПМПк, консультативные центры в ОУ).
4.Выстроить социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Перми.
Организационные:
1.Выявлять детей с ОВЗ, включать их в школьную среду
2.Проанализировать возможности ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании.
3. Оптимизировать систему коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.
4.Оптимизировать психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ.
5.Информировать население ближайших микрорайонов о введении инклюзивного образования в школе.
6.Сформировать пакет документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.
7.Разработать пакет документов, обеспечивающий индивидуальную траекторию обучения учащихся с ОВЗ.
8.Создать условия для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.
9.Организовать мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.
Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении направлена на:
внедрение технологии инклюзивного образования в ОУ;
отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).
Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Результат реализации модели
Это выполнение ряда условий, а именно:
Создание нормативно-правового обеспечения данной модели.
Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
Проработка содержания и форм научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения учащихся.
Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся.
Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
Обеспечение реализации модели кадрами.
Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.
При выполнении перечисленных условий мы получим
Образовательную модель ОУ, которая позволит обучаться в ней всем детям микрорайона независимо от их возможностей через :
организацию доступной среды,
формирование банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах,
организацию воспитательной среды, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;
Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:
Анализ развития детей два раза в год.
Реализация мониторинга качества образования.
Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

Механизмы реализации и управления моделью.
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией модели являются:
обеспечение нормативного, методического и информационного единства модели (система критериев для оценки и выбора современных форм и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий, обозначенных в программе реализации);
обеспечение участия в управлении реализацией программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
Важнейшим элементом механизма реализации модели является связь
планирования;
реализации;
мониторинга;
уточнения и корректировки целевых показателей;
уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.
Принятие управленческих решений в рамках модели осуществляется с учетом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации модели является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации модели, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий модели, о нормативных актах по управлению моделью и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ .
Организационно-функциональная структура управления моделью.
С целью эффективного управления моделью разработана организационно-функциональная структура:
Создана временная творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ.
Спланирована курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей.
Организована работа по комплектованию экспериментальной группы.
Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы.
С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации модели, сформирована проблемная группа, в состав которой входят: директор школы, заместители директора, учитель начальных классов, педагог коррекционной физической культуры , педагог-психолог, социальный педагог.
Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора по научно методической работе. Состав проблемной группы утверждает директор школы.

Контроль хода реализации модели.
Контроль за ходом реализации модели осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:
даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;
готовит предложения о порядке выполнения модели, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;
осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации модели;
а так же осуществляет финансовое обеспечение модели и стимулирование всех её участников (рекомендательно).

Возможные риски в ходе реализации модели.
Разрабатывая модель инклюзивного образования, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.
1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2 фактор риска. Нерациональная организация учебной деятельности (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах внедрения модели).
Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:
организация дополнительного обучения;
расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.
3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах ИО.
Для решения данной проблемы были поставлены задачи:
Внедрить в практику программы «Обучение взрослых» для педагогов.
Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.
Информировать всех участников реализации модели о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ через официальный сайт ОУ.

План мероприятий по реализации Модели «Организация инклюзивного образования в МАОУ «СОШ №111»
Первый этап (2014-2015 учебный год) – планирование проекта

Задачи
Мероприятия
Сроки
Ожидаемый результат
Ответственный (ФИО, должность)

1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
2.Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.
3.Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
5. Создание психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.
Обучение педагогического коллектива.
До мая 2015г.
Сформированность понятийного аппарата у педагогического коллектива в области инклюзивного образования
Новикова Т.А., директор школы
Мышкина Л.А., заместитель директора по НМР


Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
По плану методической работы на учебный год
Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики
МышкинаЛ.А.., заместитель директора по НМР


Создание безбарьерной среды школы, комнаты психологической разгрузки для учащихся с ОВЗ, подготовка кабинетов.
июнь 2015г.
Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение)
Новикова Т.А., директор школы, Полежаева А.Н. заместитель директора по АХЧ


Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей с ОВЗ (список детей с диагнозом)
сентябрь2014г.
Комплектование инклюзивных классов

Правильно выбранные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы.
Шпакова Л.Б заместитель директора по УВР.,Мышкина Л.А.руководитель ШПМПК Рудакова А.В. педагог-психолог, Шеломенцева Л.С. учитель логопед
Классные руководители


Оформление протоколов психолого-медико-педагогического обследования.
скентябрь 2014г.

Рудакова А.В.., педагог-психолог
Классные руководители


Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Сентябрь- декабрь 2014г.
Эффективная образовательная модель.
Рудакова А.В., Овсеенко Е.В.., педагоги –психологи, Шеломенцева Л.С. учитель логопед



Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения.
сентябрь 2014г.
Разработанные рабочие программы специалистов, мониторинг.
Мышкина Л.А., заместитель директора по НМР, Шпакова Л.Б заместитель директора по УВР




Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния здоровья, уровня развития познавательной, личностной сферы, уровня адаптации и социализации.
2 раза в год
Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика)
Овсеенко Е.В., педагог-психолог



Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.

В процессе реализации модели
Подготовленный ученический коллектив, который сможет  без проблем принять детей с нарушениями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ
Мошева Г.В.., заместитель директора по ВР
Рудакова А.В.., педагог-психолог



Изучение общественного мнения.
Август 2015г.
Восстребованность данного направления.
Степень удовлетворенностью деятельностью ОУ в данном направлении.
Мышкина Л.А. заместитель директора по НМР


Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования.
Сентябрь 2014г.
Скорректированная воспитательная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ
Мошева Г.В.., заместитель директора по ВР



Привлечение всех нуждающихся детей микрорайона к учебно-воспитательному процессу в школе.
В течение года
Социализация детей с ОВЗ
Кондратьева В.П.., социальный педагог

Создание материально-технических условий
Срезать пороги перед дверными проемами на 1 этаже школы
Сделать цветовую маркировку дверей учебных кабинетов, направлений движения по коридорам, лестничных ступенек на спусках и подъемах
Июль 2014
Создание без барьерной среды
Генералова С.М. завхоз






Второй этап (2015-2016 учебные годы) – реализация проекта

6.Осуществить апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.
В процессе реализации модели
Анализ методических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения
Мышкина Л.А.., заместитель директора по НМР


Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления.
2 раза в год
Анализ результатов мониторинга
Рудакова А.В.., педагог-психолог



Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ микрорайонов Пролетарский, Акуловский, Комсомольский, Железнодорожный.
В процессе реализации модели
Участие в мероприятиях по обмену опытом.
Мышкина Л.А. заместитель директора по НМР


Третий этап (2016-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

7. Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт
Анализ итогов реализации модели.

Май 2017г.
Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.
Мышкина Л.А.., заместитель директора по НМР


Создание сборника статей «Опыт работы инклюзивной школы».
По итогам реализации модели
Публикация опыта ОУ.
Мышкина Л.А.., заместитель директора по НМР


Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.

В процессе реализации модели
Банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах.
Мышкина Л.А.., заместитель директора по НМР


Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.

По итогам реализации модели
Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития данного направления.
Новикова Т.А.., директор школы
Мышкина Л.А.., заместитель директора по НМР











13PAGE 15


13PAGE 14415




образовательная программа
индивид. учебные планы

III. Внеурочная деятельность: включение детей и родителей во внеурочную деят. школы и
вне школы: клуб «Радуга»
Библиотека № 10 Школа искусств № 15
ДДТЮ «Юность» филиал «Заречный»

I. Кто? Учитель-предметник
Логопед, психолог, соц.педагог, педагог корр.физ-ры, стоматолог, врач, тьютер
Чему? Адаптированная образ. программа, индив. учебные планы, индив. карта сопровождения
Где? Учебные кабинеты, кабинеты логопеда, психолога, стоматолога, танц класс, спортивный зал

Ребенок ОВЗ в инк. кл.

II. Технологии:
Информационные
Здоровьесберегающие
Проектная деятельность
Технология «Звучащий мир»
дистанционные




Директор

Педсовет

Управляющий Совет

Зам. директора по НМР

Зам. директора по II ступени

Зам. директора по соц. работе

Зам. директора по ВР

Зам. директора по 1 ступени

Соц.педагог
психолог

Педагоги инкл. классов

Учитель инклюз. классов 2ступени


Учитель инклюз. классов 1ступени

Организатор

Рабочая группа проекта

Педагоги внеурочной деят. 1-4 классы
ПМПКш

Пробл. группа по работе с учетными категориями

Кл.рук инклюз. классов

Классные родительские собрания

Совет профилактики


шПМПК

Клубы по интересам

Педагоги внеурочной деят едагоги внеурочной деят.

Общешкольное род собрание



15