Конспект выступления на Методическом объединении центра «Салям» на тему: «Образ современного педагога и его составляющие»


МАОУ ДОД ДЮЦ «Салям»
Конспект выступления
на Методическом объединении социального отдела
центра «Салям» на тему:
«Образ современного педагога и его составляющие»
Подготовил:
педагог ДО Ишмуратова О.М.
Уфа-2016
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду.
Современные дети и их родители довольно серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.
Позитивный имидж педагога сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога – для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире. Для начала необходимо определить, что же собой представляет образ человека или его имидж.
«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа педагога как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».
Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией», часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование имиджа педагога. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии? Проблема формирования образа педагога связана с формированием имиджа не только конкретного человека, но и, в конце концов, имиджа профессии педагога вообще.
При выборе школы родители начинают собирать информацию о педагогах, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: “Этот учитель хороший, отдайте к нему детей, этот плохой учитель”, “Это плохая школа, там порядка нет”. Что это, как не имидж?
С чего же начать формировать свой имидж?
Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:
«Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
кинесика – телесное информирование;
дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;
владение словом – риторическая оснащённость;
флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;
коммуникативная механика – мастерство общения.
1.«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе.
2. Фейсбилдинг
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо педагога. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять.
Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица педагога должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
И несколько слов о декоративной косметике. Ни для кого не секрет, что большинство педагогов в современных школах женщины. Последние исследования показали, что женщины, которые прибегают к декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведёт к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром.
3. Кинесика – телесное информирование
Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть.
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
4. Дизайн одежды
Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в учениках.
Во – вторых, неправильно выбранная одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.
В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый педагог может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.
5. Владение словом – риторическая оснащённость
Невозможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
6.Флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»
Как создать это поле? Подлинная, изнутри светящаяся улыбка по-настоящему действует не только на нас самих, но и на других. Итак, улыбайтесь, даже если вам не хочется. Улыбайтесь как можно чаще! Воспламенять взглядом - это следующий приём "флюидного излучения". В облике любого человека самое выразительное - глаза. В наших интересах "извлечь" из своих глаз всё по максимуму. Элегантные манеры- это еще один прием. Убедите себя стать обаятельным! И не бойтесь, что хотите слишком многого. Посмотрите спокойно и с любовью на свои достоинства и недостатки. И, не пытаясь сравнивать их с другими, бесстрашно полюбите их, ощутите их ценность. После чего можно и задуматься над тем, как лучше преподнести их окружающим. Ведь только вы знаете о том, что в вас есть уникального и особенного. И чем бы вас ни одарила природа, обаяние еще больше украсит вас.
7. Коммуникативная механика – мастерство общения
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в учебной группе, учебном заведении в целом.
Заключение
Педагог – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким педагогом, зависит только от вас.
Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор педагога не ограничивался школьной программой. Индивидуальность – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством педагог мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж педагога – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности, а также профессиональное требование.
Приложение 1.
Базовая модель технологии имиджирования«Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
кинесика – телесное информирование;
дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;
владение словом – риторическая оснащённость;
флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;
коммуникативная механика – мастерство общения.
Приложение 2.
Формула оптимизма
«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».
Прочитайте текст.
Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.
Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
Ещё раз прочитайте про себя.
Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15 – 30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Приложение 2.
Значение поз и жестов педагога
Жесты, позы педагога Интерпретация
Руки, раскрытые ладонями вверх Искренность, открытость
Пиджак расстегнут (или снят) Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы) Напряженное восприятие ситуации
Руки скрещены на груди Закрытость от информации, общения
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона
Кисти рук расслаблены Спокойствие
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению
Педагог ходит по классу Функция контроля или обдумывание решения
Пощипывание переносицы Напряжение
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания Неискренность, обман
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к учащемуся
Педагог старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей позиции
Взгляд в сторону от ученика Сомнение, отсутствие интереса к мнению
Слушающий слегка касается века, носа или уха Недоверие к говорящемуПедагог начинает собирать бумаги на столе Урок окончен или разговор окончен
Ноги или все тело педагога обращены к выходу Желание уйти
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
Педагог жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции
Список использованной литературы
Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.
Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.
Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.
Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.
Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations/ И.Л..Викентьев. – СПб. : Бизнес – Пресса, 2005.
«ИМИДЖ»: 100 определений понятия : словарь / О.М. Ковтунова, А.Н. Ковтунова. – Екатеринбург, 2008.
Зарецкая, Е. Н. Деловое общение : учебник в 2 т /Е. Н. Зарецкая – М. : Дело, 2008.
Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.
Ларионова, И.А., Ковтунова, А.Н. Имидж социальной службы: структура и субъекты его формирования // Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. – М., 2004 г. – с. 136-141.
Панасюк, А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. - М. : Рипол Классик, 2007.
Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007.
Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002.
Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл –бук; Киев. : Ваклер, 2000.