обобщение опыта по теме Развитие познавательных способностей младших школьников


МКОУ «Чумлякская СОШ» филиал МКОУ «СОШ№4» г.ЩучьеРазвитие познавательных способностей младших школьников
Обобщение опыта
учитель начальных классов Грибенко З.М.
2014 г.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения
Развитие познавательной способности может включаться на любом этапе урока. Например, начало урока русского языка: чистописание. Скучный , но необходимый процесс разбора составляющих элементов и характерных ошибок можно разнообразить и сделать интересным, используя познавательную деятельность. Детям заранее сообщается, какую букву будем писать, и дома дети подбирают слова на определённую тему, начинающиеся с этой буквы. Например:
Географическая экскурсия
Буква Аа Страна - Аргентина
Находится - Америка
Омывается - Атлантическим океаном
Горы - Анды
2. Чувства
Буква ВвВосхищение
Возмущение
Восторг
3. Знаменитые люди
Буква БбБунин И.А., Булгаков М.А., Бетховен Л., и т.д.
Такая работа очень интересна детям, но часто вызывает затруднения. В эту деятельность активно включаются и родители. Иногда это не нравится им, но это лишний повод для общения с детьми, потом взрослые тоже увлекаются заданием, пользуются сами и учат детей пользоваться атласами, картами, интернетом.

Следующий этап урока русского языка - словарная работа может содержать разнообразные формы познавательной деятельности. В первую очередь это упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса слова для точного, правильного выражения своих мыслей.
Это упражнения направленные на ознакомление с лексическим значением слов.
Возможно применение следующих способов:
а) путём подбора к слову синонимов, антонимов;
б) путём перечислений предметов, которых называют
данным словом в общую группу
(насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна);
д) различные виды работы с загадками, кроссвордами;
е) выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и
прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова, приветствуются и собственные классификации детей);
ж) этимологические сведения:
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
и т.д.
Всем известно как трудно учить таблицу умножения и как не любят её учить дети. Также всем известно как любят дети играть в компьютерные игры и в учителей. Учитывая всё это, я организовала работу с мультимедиа тренажёрами таким образом: в роли учителя выступал ученик, который хуже всех знал таблицу умножения. И когда он, играя в учителя, поочерёдно проверял ребят, то автоматически выучивал её сам. Кстати, об игре! Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые помогают развивать у обучающихся познавательные способности. Игры позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на поисково-познавательном уровне, но самое главное, развивают уверенность в себе. Вернусь к таблице умножения и объясню игровую форму заучивания таблицы, которую я использую. Дети встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. В руках у них карточки с табличными примерами умножения, на обратной стороне- ответ. Засекается время и начинается движение внешнего круга. Во время движения дети отвечают и контролируют ответы. Когда будет сделан полный круг, своё движение начинает внутренний круг.
Интересен метод использования кластеров в развитии познавательных способностей. Слово «кластер» происходит от английского cluster – гроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимается материал. При изучении нового материала детям предлагается пустой, незаполненный кластер. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня –основания для систематизации. В поисках решения проблемы постепенно заполняется весь кластер.
Например: определяем правописание безударного гласного в окончании существительного.

Многими учителями используются старые, проверенные годами приёмы развития познавательных способностей. Один из них я условно называю «метод интриги». Например, когда чтение рассказа прерывается на «самом интересном месте» и ребёнок должен сам закончить его. Затем сравнивается с вариантом автора. Или когда действие рассказа переносится в другое время или место. Благодаря присутствию интернета в нашей жизни, эти проверенные приёмы можно значительно разнообразить, например, указав сайт, на котором дети могут взять полезную или интересную информацию, подготовить сообщение, презентацию.

И, конечно, большие возможности для развития познавательных способностей в проектной и исследовательской деятельности. В беседах с учителями часто слышу, что вызывает затруднение подбор тем для исследовательских работ, что родители не хотят этим заниматься и помогать детям. Я в этом вопросе отталкиваюсь от интересов самих детей. Так, однажды, Антон К., принёс в школу в банке паука (они с мамой нашли его на огороде). Естественно, паук вызвал ажиотаж и чуть не сорвал урок. Я не стала упрекать Антона в нарушении дисциплины, а спросила: «Какой это паук? Он живёт в нашей местности или каким -то образом случайно попал в наши края?» Антон не знал. Понятно, что нашлась тема для исследовательской работы. Затем мы составили и порешали задачи о пауках. А на перемене мы обговорили проблему и план будущей исследовательской работы. Надо было видеть, с каким энтузиазмом Антон вместе с мамой взялся за работу. И презентацию сделали, и опрос ребят провели, и газету о пауках выпустили. И всё это без моих уговоров. А после защиты своей работы Антон просто стал героем дня. И ещё целую неделю я наблюдала, как группа ребят по дороге домой восторженно слушала рассказы о пауках крупного специалиста в масштабах нашей школы Антона К. Подобным же образом появились исследовательские работы на темы «Мальчик или девочка черепаха у Дениса В.», «Когда человек приручил собаку?» ( у Марины дома 4 собаки), «Какие продукты производят пчёлы» ( у Кати бабушка пользуется продукцией «ТЕНТОРИУМ»).

Классный час. Понятие добра и зла.
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Ход занятия:
Слайд 1
Учитель. Постановка проблемы.
- Ребята, сегодня будем говорить об основных понятиях –
Что такое добро и что такое зло?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Слайд 2
Учитель.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А
Дети составляют слово – "Доброта".
Учитель. Слайд 3
-Скажите, как вы понимаете , что такое доброта?
Учитель. Слайд 4
_Вы согласны, что эти поступки можно назвать добрыми? Почему?
Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие – Честное слово!
Ученик. (Лукичев) Слайд 5
Слово это серьезное,Главное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийтиВновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли другихПозабыть не дает.И оно поважнее,Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец...
Дети. Доброта.
Слайд 6
Учитель.
-Скажите, как вы понимаете , что такое зло? Каких людей называют злыми?
Слайд 7
-Злые поступки узнать легко: если тебе не хочется , чтобы с тобой так поступали, значит не поступай сам так, это злой поступок.
Слайд 8
Учитель: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Притча – это рассказ с нравоучением .А теперь прослушайте притчу Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Скажите, о каких двух волках говорил старик?
Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
Как вы понимаете последнюю фразу?
Слайд 9
песня: "Дорогою добра"
Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой?Куда по свету беломуОтправиться с утра?Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Забудь свои заботы,Падения и взлеты,Не хнычь, когда судьба себяВедет не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда идиДорогою добра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда идиДорогою добра.
Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что эта жизнь -Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный -Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный -Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Слайд 10
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро».
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
- Быть легче добрым или злым?
Как вы думаете? Почему? (ответы детей)
Ученик (Брускова)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(работа в группах)
-Ребята, перед вами лежат цветы. В центре каждого цветка написано ключевое слово-добро. На лепестках цветка напишите сопутствующие ему слова. Слова вам надо выбрать из списка: Работоспособность
Хорошее настроение
Бессонница
Улучшение здоровья
Болезнь
Помощь
Вражда

Слайд 11
Учитель.
А вот еще одно "Сказание о милосердии".
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".
Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека?
Слайд 8
УЧИТЕЛЬ
Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие – Честное слово!
Много славных дел ждет вас но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
ИГРА
У нас на доске картинка сердитого котёнка, такого «Царапки», его в руки не возьмешь- покусает, поцарапает и слова рядом с ним-злые.
ГНЕВ
ДРАКА
ЗЛОБА
ВРАГ
ВОЙНА
Как вы думаете, котёнок сразу таким был, или его обижали, не обращали на него внимание, плохо к нему относились и в конце концов он обозлился?
Можно что-то сделать, чтобы котёнок снова стал доверять людям и подобрел? ( приласкать, покормить, обогреть, поиграть с ним, относится к нему не как к игрушке, а как к другу)
Давайте закроем злые слова вокруг котёнка добрыми и посмотрим, изменится ли котёнок.
РАДОСТЬ
ИГРА
ДОБРОТА
ДРУГ
МИР
Картинка с котенком переворачивается, на обратной стороне рисунок милого котёнка.
Учитель. У нас получилось.
А сейчас, чтобы окончательно победить зло, надо собрать пословицы. И вместе с пословицами мы соберём РАЗБИТОЕ СЕРДЦЕ
Добро, сделанное втайне, отплатится явно.
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Красоту уносят годы, доброту не унесут!

Слайд 9
Песня «Твори добро»
Мы, взрослые, порой не понимаем, да и чего скрывать не знаем, как объяснить, что такое добро, а что - зло, ведь понимание этого , кажется, впитывается с молоком матери. Но это только кажется, ведь в жизни добро и зло ходят рядом. И ребёнок не всегда может разобраться в этих вопросах. А ведь учитель должен объяснить, да так, чтобы было просто, четко и понятно. Конечно, на таком мероприятии основная цель- формирование нравственных качеств. Но, как я ранее говорила, развитие познавательных способностей может включаться в любой этап как урока, так и мероприятия. От этого они только выигрывают, так как становятся более интересными для детей, а значит более продуктивными.
Основная цель классного часа это формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу. Цель соответствует возрастному уровню 9 летних детей. Для данного класса эта тема актуальна, так как в классе часто бывают ссоры, драки. И этот классный час был значим для детей в плане построения межличностных отношений в коллективе на основе добрых, дружеских чувств.
Исходя из заявленной темы обобщения опыта «Развитие познавательных способностей», рассмотрим, какие применялись методы и приёмы активизации познавательной деятельности на данном занятии.
В самом начале занятия из группы букв выделяем слова – метод синтеза.
При составлении цветка «Доброты» использовался метода кластера, как графического способа, позволяющего представить информацию в структурированном, систематизированном виде, с выделением ключевых слов.
Составление пословиц из частей- приём активизации мыслительной деятельности с опорой на имеющийся жизненный опыт и вывода причинно-следственных связей (делать людям хорошее - хорошеть самому).Здесь же составление сердца из пазлов по двум вводным: смысловое содержание и геометрическая форма.
Игра «Превращение сердитого котёнка в доброго». Здесь в игровой форме происходит поисково- познавательная деятельность. Дети находят выход из поставленной задачи - при помощи каких качеств можно избежать зла.
Большой познавательный и воспитательный потенциал несут в себе притчи. Притча- рассказ с нравоучением. Иносказательность притчи отличается широтой обобщения.  В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. И чтобы сделать 9 летним детям вывод из притчи  ( при их ограниченном жизненном опыте), конечно нужна активизация многих мыслительных процессов.
Познавательная эффективность классного часа.
Чтобы активизировать у детей познавательную способность, развивала следующие умениям:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
Считаю, что заявленные цели были достигнуты. Перевод слова «интересно» - важно, а детям было интересно, значит, классный час был продуктивный.