Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя


Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя.
«Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным»
В.А.Сухомлинский
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации
Любой руководитель желает, чтобы его подчиненные были профессионалами своего дела. Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. Каждому из нас хочется работать качественно. Заказ государства - повышение качества образования.
Одно из важнейших условий решения этого вопроса - повышение компетентности, профессионализма учителя.
Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования, должностные и функциональные обязанности и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным?
«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся».
Причины постановки вопроса о компетентности учителя в последнее время таковы:
Сокращение классов-комплектов поставило перед значительной частью педагогов проблему остаться на рабочем месте, не потерять средства к жизни. Следовательно, необходимо постоянно доказывать свою профессиональную компетентность.
Целенаправленная работа информационно-ресурсного центра района, областного института развития образования, которые постоянно разрабатывают, внедряют и закрепляют различные способы совершенствования педагогического мастерства. У педагогов просто нет времени для застоя.
Изменение психологии детей. Сегодня с ребенком нельзя общаться по принципу: “Я учитель – значит, я прав”. Дети сегодня во многом более самостоятельны, чем в советское время. Плохо это или хорошо, но все мы знаем, что дети получили весь набор прав и забывают о своих обязанностях. А мы всегда находимся под строгим контролем у учащихся. Учитель должен делать каждый урок интересным, соблюдать букву закона, уважать каждого ребенка, больше внимания уделять дифференцированному и индивидуальному подходу.
Изменение отношения детей к образованию. В массе своей дети либо надеются на материальные возможности родителей, либо не видят смысла в стремлении к учебе, так как таковых возможностей нет. Отсюда перед учителем стоит задача увлечь ребенка, дать ему веру в собственные силы.
Не последнюю роль играет и повышение материальной заинтересованности учителя в результатах своего труда.
Самое главное. Особенно остро ощущается последние годы – произошло изменение приоритетов общества. В  тексте  национальной  образовательной  инициативы  «Наша  новая  школа»  сказано:  «Модернизация  и  инновационное  развитие  —  единственный  путь,  который  позволит  России  стать  конкурентным  обществом  в  мире  XXI  века,  обеспечить  достойную  жизнь  всем  гражданам.  В  условиях  решения  этих  стратегических  задач  важнейшими  качествами  личности  становятся  инициативность,  способность  творчески  мыслить  и  находить  нестандартные  решения,  умение  выбирать  профессиональный  путь,  готовность  обучаться  в  течение  всей  жизни…». И всему этому должны обучить уч-ся мы.  От  уровня  профессионализма  педагогов,  их  способности  к  непрерывному  образованию,  готовности  к  педагогическим  инновациям  напрямую  зависят  результаты  социально-экономического  и  духовного  развития  общества. 
Я хочу, чтобы моя страна была великой. Я хочу внести свою лепту в процесс воспитания и обучения подрастающего поколения, а для этого надо быть компетентным профессиональным педагогом. Меня и моих коллег волновал вопрос:
Педагогические компетенции - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребёнка можно научить читать и писать? Что является критериями педагогического мастерства? Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у педагогов? Может ли каждый учитель овладеть педагогическими компетенциями?
Изучая этот вопрос, мы выяснили:
Исходя из современных требований, можно определить следующие основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Курсы повышения квалификации традиционно остаются одной из распространенных форм повышения квалификации педагогов. Причем теперь есть возможность пройти обучение как очное (Липецкий ИРО), так и заочно (дистанционно). Есть большое число организаций, проводящих курсы для учителей, педагогов, воспитателей. Большое поле выбора.
На что при этом надо обратить внимание?
Наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, формат, вид документа об окончании курсов, число часов (краткосрочные, долгосрочные курсы), тематика курсов, стоимость, опыт работы учебного центра, опыт вашего обучения, отзывы других слушателей.
Много очень хороших бесплатных курсов: из тех, что лично прошла, могу рекомендовать кратковременные курсы повышения квалификации для методистов (дистанционные) и очные «Лаборатория профессионального мастерства», проводят их методисты на базе издательства Дрофа. Можно зарегистрироваться на курсы любому преподавателю, отправив свое резюме; приглашают в Москву, оплачивают проезд, проживание, питание. Для работы со слушателями приглашают профессорский состав Московского института открытого образования (МИОО), Института образования НИОО «Высшая школа экономики».
Кроме того, хорошие дистанционные курсы проводит «Фоксфорд» (ранее «100ЕГЭ»). Эта онлайн-школа проводит курсы как для учеников 5−11 классов, так и для учителей. На курсах можно подтянуть или углубить знания, изучить методику подготовки к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам по основным школьным предметам. Для учителей математики например, следующие курсы : «Подготовка уч-ся к ЕГЭ и вузовским олимпиадам», «Олимпиадная подготовка уч-ся 8-11 классов». Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Теперь и у ребёнка из любого региона России есть возможность учиться у лучших преподавателей страны и поступать в лучшие вузы. Все курсы «Фоксфорда» проходят в онлайн-формате и делятся по предметам, классам и целям обучения. Участники каждого курса получают доступ к участию в уроках в режиме реального времени, видеозаписям прошедших занятий и теоретическим материалам. Домашние работы проверяются автоматически или лично преподавателем, в зависимости от курса. По окончании прохождения курсов нужно сдать итоговую работу.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Поиск и использование эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся для активизации деятельности самих учеников, т.к. познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.
В  настоящее  время  меняется  и  основная  функция  педагога:  из  передатчика  информации  превращается  в  менеджера,  где  главное  для  него  —  управлять  процессом  обучения.  Новый  тип  обучения  —  деятельностный.  Поэтому  современный  учитель  по  новой  парадигме  образования  должен  уметь  диагностировать  деятельность,  явления,  факты,  ставить  цель,  прогнозировать  и  планировать  деятельность  в  соответствии  с  целями,  управлять  и  корректировать  процесс  деятельности,  анализировать  и  рефлексировать  результаты  деятельности,  адаптировать,  моделировать,  экспериментировать  и  вводить  новое  в  свою  деятельность. Всему этому нас учили на курсах ЛИРО.
Работа в методических объединениях позволяет изучать все эти вопросы теоретически, а проведение открытых и показательных уроков – возможность для учителя показать свое мастерство и поучиться у других
Работа в творческих группах; научно-теоретических конференциях, научно – методических семинарах, дискуссиях, круглых столах, организационно – деятельных играх также способствует повышению мастерства.
Обобщение опыта своей работы, презентация собственных достижений. Хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности - создание портфолио, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности.
Развитие профессионализма достигается и через самообразование. Изучение дополнительного материала (журналы, диски).
Взаимопосещение уроков. При посещении уроков, можно заметить оригинальное, новое в опыте отдельных учителей, взять на вооружение простые, но действенные приемы работы.
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Они дают педагогу возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, что повышает профессиональный уровень.
Активное участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях для уч-ся заставляет искать новые пути решения задач.
Изучение новых программ и учебников, определение их особенностей и требований. В свое время мы одни из первых перешли на преподавание по УМК Мордковича, Атанасяна. Побывав на семинарах - встречах с Ольгой Викторовной Муравиной, познакомились с системой учебных линий УМК
для основного общего образования «Вертикаль», которая дает возможность выбора учебной линии в зависимости от типа школ и классов (есть учебники профильного уровня и общеобразовательные), имеет единую информационно-образовательную среду, развитие ученика ставится как ведущая цель образования, осуществляется творческий подход к обучению, комплексный подход к освоению содержания, присутствует инновационное мультимедийное приложение, ей присуща актуальность содержания, прослеживается легкая адаптация учителя и ученика. Все это нам понравилось и в этом году учителя математики нашей школы переходят на учебно-методический комплекс Муравиных, который обеспечивает в полном объеме реализацию требований ФГОС к результатам образования. Мы наладили контакты с Андреем Лушниковым, методистом издательства Дрофа, он приезжал в Усмань, на курсы повышения квалификации. Будет оказывать нам методическую помощь.
Основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе - урок, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных, информационных и технических средств обучения?
Одной  из  важнейшей  составляющей  профессиональной  компетентности  учителя  является  степень  его  готовности  к  использованию  современных  информационно-коммуникационных  технологий  в  своей  профессионально-педагогической  деятельности. Такой урок становится более интересным, более эффективным в плане усвоения знаний. Использование некоторых компьютерных программ, интерактивной доски позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Применяя универсальные программы (Word, Excel, Power Point и т.д.), можно создать собственный образовательный ресурс.
Я в своей работе активно использую возможности сетевых сообществ. В настоящее время существует около двух десятков уже сложившихся сетевых педагогических сообществ. Мне особенно интересны следующие: Это портал «Сеть творческих учителей» - крупнейший педагогический Интернет – проект России. «Лаборатория профессионального мастерства» (сайт Дрофа), Pedsovet.su , uztest.ru , проект «Открытый класс», портал «ПроШколу.ру» , videouroki.net, infouroki.ru . Эти проекты различаются по стилю и методам работы, по целевым установкам, по аудитории. В результате их работы создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования всех желающих. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали, профессиональные конкурсы и многое другое… возможность для учителя получить ответы на актуальные вопросы; возможность обмена опытом; возможность БЕССПЛАТНОГО обучения; возможность знакомства с авторами, огромное количество научно-популярной, учебной, художественной информации, которую я использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности
nsportal.ru, videouroki.net, infouroki.ru в этих сообществах есть моя личная страница, на которой я могу размещать свои разработки и получать отзывы, свидетельства о публикации.
Я уверена, что педагог, владеющий возможностями интерактивного взаимодействия, качественно меняет форму работы, и тем самым повышает уровень мотивации школьников.  
Начиная с 2015 года к региональной ассоциации учителей химии, биологии, физики присоединились учителя математики. Целями деятельности ассоциации учителей являются:  распространение передового педагогического опыта;  расширение диапазона профессионального общения педагогических работников. Работа в ассоциации учителей способствует повышению уровня педагогического мастерства учителя.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
«Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным»
В.А.Сухомлинский
Творческих Вам успехов!!