Чтение электрических схем для Техников-электриков

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ








Рабочая программа учебной дисциплины

ОП. 14 Чтение чертежей и электрических схем




по профессии 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживания электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»



















г.Нягань ______
Рабочая программа учебной дисциплины «Чтение электрических схем» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта.





Согласован:
на заседании ПЦК
«Электро- и теплоэнергетики»
Протокол № _____
от «____ » __________ 2016г.
Председатель ПЦК
________________Е.С.Воскресенксих

Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский профессиональный колледж»
_________________ М.Г.Штепина



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Чтение электрических схем»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу 140 000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа «Чтение электрических схем» является общепрофессиональным предметом, включенного за счет вариативного объема часов.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
электротехническую терминологию;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов электрических схем;
основные элементы электрических сетей;
схемы электроснабжения;
А так же овладеть профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 25 часов










































2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
69

В том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46

В том числе:


Лабораторные занятия
-

Практические занятия
30

Контрольная работа
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.09 «ЧТЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения

1
2
3
4
5
6

Раздел 1. Чтение электрических схем

32




Тема 1. Элементы электрических цепей.

12




Тема 1.1. Электрические схемы

Содержание






Общие сведения об электрических схемах. Электрическая схема и её элементы. Линейные и нелинейные электрические цепи. Сведения об электрических схемах. Электрические схемы согласно ГОСТ 2.701-68 и ГОСТ 2.702-75 «ЕСКД. Правила выполнения электрических схем». Общие сведения о схемах: структурных; функциональных; принципиальных; соединений и подключения и общих; расположения и совмещенные.
2


2


Практическая работа






1
Выполнение геометрических построений.
2


2


2
Оформление штампа по ГОСТ 2.721-74
2





Самостоятельная работа







1. Оформить таблицу «Элементы электрической схемы».


1



2. Начертить штамп.


1


Тема 1.2. Условно-графические обозначения на электрических схемах
Содержание






Условные графические обозначения элементов на электрических схемах согласно ГОСТ 2.721-74; 2.722-68; 2.723-68; 2.724-68; 2.725-68; 2.726-68; 2.727-68 2.791- 74; 2.792-74. Условные графические обозначения элементов на электрических схемах: обозначений общего применения; линий электрической связи, проводов, кабелей, шин и их соединений; машин электрических; катушек индуктивности, дросселей, трансформаторов и автотрасформаторов; устройств коммутационных и контактных соединений; аппаратов и коммутаторов телефонных; электрических источников питания.
2


2


Практическая работа






3
Начертание условных графических обозначений элементов на электрических схемах.
2


2


Самостоятельная работа






3. Оформить таблицу «Условные графические обозначения».


1



4. Начертить электрическую схему с использованием графических обозначений.


1


Тема 1.3. Условные буквенно- цифровые обозначения
Содержание






Условные буквенно-цифровые обозначения на электрических схемах согласно ГОСТ 2.710-75. «ЕСКД. Обозначения буквенно-цифровые, применяемые на электрических схемах». Условные буквенно-цифровые обозначения на электрических схемах: функциональных групп; позиционные; электрических контактов; объектов.
2


2


Практическая работа






4
Начертание буквенно-цифровых обозначений на электрических схемах.
2


2


Самостоятельная работа






5. Оформить таблицу «Условные буквенно-цифровые обозначения»



1



6. Начертить электрическую схему с использованием буквенно-цифровых обозначений.


1


Тема 2. Выполнение и чтение электрических схем
20




Тема 2.1. Общие требования к выполнению электрических схем

Содержание






ГОСТ 2.701-68 и ГОСТ 2.702-75 «ЕСКД. Правила выполнения электрических схем». Выполнение чертежей: элементов; устройств; функциональных групп. Правила выполнения схем: структурных; функциональных; принципиальных; соединений; подключения; общих; расположения; совмещенных.
2


2


Практическая работа






5
Начертание простых электрических схем
2


2


6
Нанесение буквенно-цыфровых обозначений на простых электрических схемах
2





7
Начертание сложных электрических схем.
2


2


8
Нанесение буквенно-цыфровых обозначений на сложных электрических схемах.
2





Самостоятельная работа






7. Начертить простую электрическую схему.



1



8. Начертить сложную электрическую схему.


1



9. Начертить электрическую схему с буквенно-цифровыми обозначениями.


1


Тема 2.2. Чтение электрических схем

Содержание







Чтение чертежей: элементов; устройств; функциональных групп. Чтение схем: структурных; функциональных; принципиальных; соединений; подключения; общих; расположения; совмещенных.

2


2


Практическая работа






9
Чтение простых электрических схем.
2


2


10
Нанесение буквенно-цыфровых обозначений на простых электрических схемах
2





11
Чтение сложных электрических схем.
2


2


12
Нанесение буквенно-цыфровых обозначений на сложных электрических схемах.
2





13
Чтение комбинированных электрических схем
2





14
Чтение сложных электрических схем
2





Самостоятельная работа






10. Читать простые электрические схемы.


1



11. Читать комбинированные электрические схемы.


1



12. Читать сложные электрические схемы.


1


Тема 2.3. Выполнение комплексного чертежа
Содержание






Чтение чертежей: элементов; устройств; функциональных групп.
2


2


Практическая работа






15
Выполнение комплексного чертежа.
2


2


Самостоятельная работа






13. Подготовить комплексный чертеж электроснабжения здания.


2



14. Произвести чтение комплексного чертежа электроснабжения здания.


2



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной аудитории, которая должна быть оснащена необходимым оборудованием.
Необходимым условием реализации программы учебной дисциплины является так же наличие технических средств обучения: персональных компьютеров и систем мультимедиа.
3.2. Информационное обеспечение обучения
В целях изучения и систематизации учебного материала по изучаемой дисциплине рекомендованы следующие основные источники информации: 1. А.А. Матвеев, Д.М. Борисов «Черчение». Учебник для начального профессионального образования -М.: «Высшая школа» 2009. В целях расширения и более углубленного рассмотрения отдельных аспектов теоретических знаний по изучаемой дисциплине рекомендованы следующие 2. Единая система конструкторской документации (ЕСКД): ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 2.302-81, 22.109-73. дополнительные источники информации:
1. Интернет-ресурсы






























4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплин.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же при выполнении обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

Умения:


Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы, рассчитывать параметры электрических схем;

- анализ и оценка результата выполнения практических работ №1-8, внеаудиторной самостоятельной работы №1-14;
- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- накопительная система устного опроса.

Знания:

общие сведения об электрических схемах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;
- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы
- накопительная система устного опроса
- выполнение индивидуальных заданий (рефератов, изготовление наглядных
пособий), тестирование, устный опрос.

Электротехническую терминологию, типы электрических схем.

анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы
- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- выполнение индивидуальных заданий (рефератов, изготовление наглядных
пособий), тестирование, устный опрос.

Правила графического изображения элементов электрических схем, основные элементы электрических сетей, схемы электроснабжения.

- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы
- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- накопительная система устного опроса;
- выполнение индивидуальных заданий (рефератов, изготовление наглядных
пособий), тестирование, устный опрос.

Требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем
анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы
- накопительная система устного опроса;
- выполнение индивидуальных заданий (рефератов, изготовление наглядных
пособий), тестирование, устный опрос.










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14615