Авторская адаптационная образовательная программа курса по развитию познавательных способностей младших школьников, составленная на основе программы курса развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам


“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” Т.И. Шамова.
Пояснительная записка
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех других этапов системы школьного образования, и является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, от которых во многом зависит успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовать. В этот школьный период идет интенсивное формирование познавательных интересов и познавательной мотивации, развитие познавательных способностей
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.
Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе.
С этой целью была составлена программа курса «Умники и умницы».
Актуальность сознания программы данного курса обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показала, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно. Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1 .Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижениипланируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программыспецкурса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Теоретико-методологическое обоснование
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий. При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов.

На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется*, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития».Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности,которые станут
___________________________________________________________________________________________________________
*Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.
определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития
«характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясьновообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика курса
Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий используется учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
Для учащихся:
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях. /О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012
Для учителя:
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. /Методическое пособие, 1-4 класс. Курс «РПС». – М.: Росткнига, 2012.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Особенности данного курса в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.
Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Таким образом, в реализации данного курса достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Курс включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, по 34 занятия в год со второго по четвёртый класс. 
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)
2 класс (34 ч.)
Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей детям предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, вы деление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно со вращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
3 класс (34 ч.)
Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем второклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и во 2 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.           
4 класс (34 ч.)
1.Тренировка психических процессов.
- развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти;
- совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. 2. Задания геометрического характера.
- составление и моделирование многогранников; построение фигур из счетных палочек;
- уникурсальные кривые;
- построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо"."Вьетнамская игра" , "Монгольская игра","Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-задачи на переливание и на взвешивание; математический фокус ; математические ребусы;
арифметические лабиринты с воротами; магические фигуры; цифровая головоломка "судоку", кросснамберы.
4. Нестандартные задания логического характера
- провоцирующие задачи; логические задачи на причинно-следственные цепочки;
- задачи с опорой на жизненные ситуации;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
5. Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме("Муха", "Просветы", "Ход конём", "Почтальон").
Учебно-тематический план
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ занятияТема Кол-во час Основные виды учебной деятельности учащихся УУД Дата
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1 Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Познавательные
ОбщеучебныеМоделирование
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждений
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Доказательство
Коммуникативные
Постановка вопросов
Планирование учебного сотрудничества
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)
Разрешение конфликтов
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные Планирование
Оценка качества и уровня усвоения
Контроль
Коррекция
Волевая саморегуляцияЛичностные
СмыслообразованиеНравственно-этическая ориентация
Познавательные
ОбщеучебныеМоделирование
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Доказательство
2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
1 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.
1 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 23 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей . 1 26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать 1 27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей 1 28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек 1 29 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать 1 30 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. 1 32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать 1 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 1 Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ занятия Развиваемые способности Кол-во час Основные виды учебной деятельности учащихся УУД Дата
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1 Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
Познавательные
ОбщеучебныеМоделирование
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждений
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Доказательство
Коммуникативные
Постановка вопросов
Планирование учебного сотрудничества
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)
Разрешение конфликтов
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные Планирование
Оценка качества и уровня усвоения
Контроль
Коррекция
Волевая саморегуляцияЛичностные
СмыслообразованиеНравственно-этическая ориентация
Познавательные
ОбщеучебныеМоделирование
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждений
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Доказательство
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
СмыслообразованиеНравственно-этическая ориентация
2 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 4 Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. 1 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 9 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.. Задание по перекладыванию спичек. 1 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 17 Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 18 Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. 1 29 Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 30 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 33 Тренировка зрительной памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи 1 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 1 Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ занятия Развиваемые способности Кол-во час Основные виды учебной деятельности учащихся УУД Дата
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1 Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
Познавательные
ОбщеучебныеМоделирование
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждений
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Доказательство
Коммуникативные
Постановка вопросов
Планирование учебного сотрудничества
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)
Разрешение конфликтов
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные Планирование
Оценка качества и уровня усвоения
Контроль
Коррекция
Волевая саморегуляцияЛичностные
СмыслообразованиеНравственно-этическая ориентация
Познавательные
ОбщеучебныеМоделирование
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждений
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Доказательство
2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 3 Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 4 Тренировка слуховой памяти.Развитие умения решать нестандартные задачи. 1 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
1 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. 1 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 10 Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. 1 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 16 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 19 Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. 1 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 1 23 Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 1 26 Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек 1 29 Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 30 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. 1 32 Тренировка слуховой и зрительной памяти. 1 33 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. 1 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 1 Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблиц (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.
№ Внимание Вообра-жениеВосприятие Память Мышление
Задание №1 №2 №3 Есть точка 2. №3 №4 №5 №6 №7 №8
Фамилия,
имя Колич. фигурок за 2 мин. Количество придуманных рисунков Количество Зрит. Слух. Способн. сравнив. (друга) Способн. рассуждать (распол. предметов) Способн. к анализу (законно-мерность) Способн. к классиф. (лишние слово)
Рисунков, изображенных Линий Количество Правильно Неправильно Точно Соответствующим цветом На карандаше В круге Рисунков Числительных Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
№ Внимание Восприятие Память Мышление
Задание №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
Фамилия,
имя Колич. букв за 2 мин. Количество
рисунков, изображенных Зрит. Слух. Способн. устанав. связи (аналогия) Способн. к анализу (закон.) Способн. рассуждать (задача) Способн. к сравнению. (дорога)
Количество Правильно Неправильно Точно Соответствующим цветом Рисунков Слов Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
№ Внимание Восприятие Память Мышление
Задание №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
Фамилия,
имя Колич. букв за 2 мин. Количество
рисунков, изображенных Зрит. Слух. Способн. устанав. связи (аналогия) Способн. к анализу (закон.) Способн. рассуждать (задача) Способн. к сравнению. (дорога)
Количество Правильно Неправильно Точно Соответствующим цветом Рисунков Слов Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно Правильно Неправильно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. /Методическое пособие, 1-4 класс. Курс «РПС». – М.: Росткнига, 2012.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях. /О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012
Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет". - М., "Новая школа",1996 г.
Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса, 2005.
8. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
9. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
10. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
11. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
12. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.