Тема выступления на педсовете Роль практических и лабораторных работ в обучении студентов физике.

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКЕ.
Л.А. Клочкова
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Железногорский горно-металлургический колледж»


Понятие практика В.А. Скакун определяет, как составную часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренную учебными планами и программами, организуемую в реальных производственных условиях (или близких к ним) с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере, обучения практическим занятиям, навыкам и умениям, приобретения опыта самостоятельной работы по избранной профессии.
Взаимосвязь познания и практики имеет исключительно важное значение и предопределяется такими факторами: а) в практической деятельности рождаются познавательные отношения, которые служат основой
· практики и обеспечивают ее развитие
б) практика является основой каждого познавательного акта, раскрытия законов и закономерностей природы и
·общества; в) практика выступает как движущая сила познания, которое дает необходимый фактический
·материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке, а потребности и задачи, поставленные практикой, служат стимулом развития науки;
· г) практика является сферой
·применения знаний, и в этом понимании она - конечная цель познания; д) общественная практика (материальное производство, общественная деятельность, научный эксперимент) выступает единым критерием истины.
Теория, как система знаний, составляет в той или иной форме структуру любого учебного предмета в виде формул, расчетов и т.п. Так, учебные планы предусматривают непрерывную и тесную связь теоретического и практического обучения студентов на протяжении всего периода обучения. Практическое обучение в подготовке компетентного специалиста , благодаря своим методам, является ведущим.
Среди специфических особенностей практического обучения, можно отметить следующие: 1 Цель практического обучения - формирование у студентов основ профессионального мастерства в области
·определенной профессии. 2 Основой практического обучения является коэффициент производительности труда студентов, подчиненный решению учебно-воспитательных задач.
· 3 Содержанием практического обучения является формирование у студентов умений и навыков, характерных для изучаемой
· профессии. 4 Процесс практического обучения осуществляется на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые
· в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.
Уроки – практикумы развивают техническое творчество студентов, их умения технически мыслить, давать нестандартные решения технических задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию техники, к рационализаторству. Целью таких уроков является формирование личной убеждённости каждого студента, что физика – интересная и нужная наука, а также показать практическое применение полученных знаний.
Самое сложное – это оказание студентам помощи в организации их практической работы, помощи в анализе результатов лабораторных работ.
В нашем колледже выпущено методическое пособие для выполнения лабораторных работ по физике и рабочая тетрадь для оформления и анализа результатов ( комплекте). Автор не только дает поэтапное описание порядка выполнения работы, но и предлагает студентам теоретические основы той темы, на основе которой выполняется лабораторная работа, рассматривает основные и рабочие формулы, предлагает формы отчётных таблиц. К достоинствам этой работы относится новизна подхода к решению проблемы самостоятельного выполнения лабораторных работ студентами: студентам предлагается альтернатива - подготовить теоретические основы выполняемой работы по предложенному описанию или самостоятельно вспомнить теорию с помощью предложенной учебной литературы.
Предлагается пример описания лабораторной работы.
Лабораторная работа № 1

Проверка закона Бойля-Мариотта

Цель работы: проверить справедливость закона Бойля-Мариотта методом сравнения произведения объёма и давления газа при постоянной температуре при переходе из одного состояния в другое.

Оборудование

1 Прибор для изучения газовых законов.
2 Барометр.
3 Испытуемый газ – воздух.

Ход работы

1 Определить цены деления шкал манометра и сильфона.
Примечание. Цену деления шкалы сильфона определить по формуле объема цилиндра

(
· d2
V = ------------------
· h
4

где d - диаметр основания сильфона (d = 100 мм);
h - расстояние между соседними делениями шкалы сильфона (h ~ 15 мм).
2 Измерить атмосферное давление (р0).
3 Открыть у манометра краны левый и правый. Вращением винта установить верхнюю крышку цилиндра против пятого деления шкалы прибора, после чего правый кран закрыть.
4 Определить по показаниям манометра избыточное давление воздуха в сильфоне ((р) и вычислить истинное давление воздуха в сильфоне
p = p0 + (p

5 Рассчитать объем воздуха в сильфоне
V = V0
· n
где n - число делений шкалы сильфона.

6 Опыт повторить с той же массой газа (правый кран не открывать!) 2 раза, увеличивая объем воз
духа в сильфоне.
7 Для каждого опыта вычислить значение постоянной
С = р
· V
сравнить результаты и сделать вывод.
8. Определить среднее значение постоянной Cср найти относительную погрешность методом среднего арифметического.



Номер опыта
Показание
барометра,
р0
Показание манометра,

Давление воздуха в сильфоне,
р
Объем воздуха в сильфоне,
V
Постоянная,
С
Среднее значение постоянной,
Сср
Относительная погрешность, (


Па
дел
Па
Па
дел
м3
Па
·м3
Па
·м3
%

1










2










3












Контрольные вопросы:
1 Сформулировать понятие изопроцессов. Пояснить, что представляет собой изотермический процесс?
2 Как изменится давление идеального одноатомного газа, если объём его уменьшить в 5 раз? увеличить в 5 раз? Ответ пояснить.
3 За счёт чего в данной работе получается погрешность? Какими способами можно уменьшит погрешность?



Рекомендуемая литература: Дмитриева В. Ф., Физика, Высшая школа 2013., стр. 29-35.

Преподавателю рекомендуется при проведении лабораторных работ в группах в устной форме оказывать студентам помощь при поведении анализа результатов и при написании вывода.
Любой урок практической направленности, любая лабораторная работа служат повышению мотивации к изучению физики. Поскольку физика – наука экспериментальная, то каждое практическое занятие ценно тем, что получение новых знаний проходит через руки, мысли и сердце каждого студента.






















Литература
Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах: Методическое пособие. М., 1987.
Пальчук М.И. Сущность понятий «практика» и «практическое обучение».//www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/avtory/palchuk/knp/knp73_275-277.pdf
Дмитриева В. Ф., Физика, М.: Высшая школа, 2013. - 420с.
4. Мясников С.П., Осанова Т.Н., Пособие по физике, М.: Высшая школа, 1988. - 399с.

15