Статья Н.А. ШКУРИЧЕВА Педагогическая профилактика детского суицидального поведения.


Педагогическая профилактика детского суицидального поведения.
Проблема, которой посвящена данная статья, достаточно трагична, эмоционально тяжела для осмысления не только для педагогов, но и для родителей младших школьников. Тем не менее проблема детского суицида (самоубийства), самовольного ухода из жизни актуальна для современной школы, а значит, мы, взрослые, должны не только знать особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это становится актуальным в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте, когда «лишь у 10 % подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90 % — это «крик о помощи» 2 . Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов.
Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит в агрессию на себя.
Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида — изменить ситуацию с помощью других людей.
Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не силах этого вынести. Смерть рассматривается, как способ избежать страданий.
Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя, он искупает свою вину.
Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было (Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина). Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них не сформировано понимание, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. «Суицидальные поступки до 10 лет совершаются не часто… Чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки. Падение с большой высоты, попытки самоповешения совершают, как правило, маленькие дети».
Самоубийство — это всегда аутоагрессивность, т.е. агрессия, направленная на себя, на саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций. В своей работе А.А. Биркин анализирует эти способы. Негативную роль в формировании аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания или черепно-мозговые травмы. Необходимо проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребе нок, может ли то или иное имеющееся у него заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать, каковы реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не проявляются ли при этом у ребенка высказывания примерно следующего содержания: «Мне все надоело», «Мне надоело жить в таких условиях», «Лучше не жить, чем жить с вами» (последняя фраза особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру). Особенности поведения — предмет для тщательного наблюдения взрослого. А именно как ребенок реализует свои желания, особенно те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе ущерб (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т.п.), то это значит, что преобладают в стереотипе поведения аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения. Анализируя особенности речи ребенка, следует замечать, насколько он склонен к самообвинению, как часто называет себя «идиотом», «дураком», «уродом» и т.п., — все это признаки сформированной заниженной самооценки, которая является первой ступенью аутоагрессии. Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение): ломает игрушки (даже самые любимые), придумывает сюжет игры, связанный с катастрофами, уничтожением, — то есть высокая вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, субъективно воспринимаемых ребенком как непреодолимые, он направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевидению и что читает ребенок, какие у него любимые герои, какую музыку он слушает. Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как действие, опасное для его жизни и здоровья. Определяющую роль при формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. В мировой психолого-педагогической практике к семейным факторам риска суицидального поведения детей относят: развод родителей; смерть близкого человека; конфликты с родителями; завышенные ожидания родителей от ребенка; отсутствие внимания и заботы со стороны родителей; жестокое обращение с ребенком в семье, отчужденность в детско-родительских отношениях. Корнем нарушений отношений в семье является неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: «...неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я». Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема жестокого отношения играет немаловажную роль в принятии решения ухода из жизни. Психологическая сущность жестокости — это «насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям». В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей. Проведенное Н.Ю. Синягиной исследование учащихся и родителей младшей школы показало, что «основной причиной недовольства родителей своими детьми и как следствие подзатыльники, ругань, избиение их — неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59 % опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5 % родителей, а ругают и даже могут избить — 30,8 %».
Формами жестокости родителей к детям можно отнести недосмотр родителями за безопасностью здоровья, грубое отношение (крик, запугивание, пренебрежение, завышенные требования и т.д.), жестокое отношение (эмоциональное насилие, избиение, психологическое давление, насилие и т.д.). Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в том, что в семье нет совместных форм проведения досуга; у родителей нет совместных занятий с ребенком; родители не включают ребенка соответствующего возраста в обсуждение семейных проблем; мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием; родители не проявляют интереса к досугу ребенка; отношения между родителями характеризуются конфликтностью, отсутствием доверительного интереса. Перечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Признаками депрессии являются: нарушение сна; бессонница или повышенная сонливость; пищевые нарушения — полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде (ест только одну пищу); постоянное беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка); усиление жалоб на плохое самочувствие; частые смены настроения; отдаление от семьи, от друзей, замкнутость; раздражительность; снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться; потеря интереса к любимым занятиям; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам; небрежное исполнение своих обязанностей по дому; чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; высказывания типа «У меня все равно не получится», «Я это не смогу». При этом следует иметь в виду, что у детей существует особая, «маскированная» депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию; не делает домашних заданий, может прогуливать школу, уходить из дома и т.д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия — типичная «маска» депрессии у детей и подростков. Если родители заметили признаки депрессии, необходимо организовать своему ребенку щадящий режим дома и в школе, переговорить с педагогами, чтобы они временно снизили учебные требования к ребенку, посетить психолога; окружить ребенка дома вниманием и заботой, продемонстрировать ему свою любовь и поддержку, побаловать своего ребенка его любимыми блюдами, стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости. При затяжном депрессивном состоянии обязательна консультация психотерапевта или невролога и медикаментозная терапия.
В суицидальном поведении детей помимо нарушений детско-родительских отношений играют роль школьные трудности, связанные с отношениями с учителями и одноклассниками. Школьными факторами риска суицидального поведения детей могут быть конфликтные отношения с учителями, проблема с признанием ребенка сверстниками, давление со стороны референтной группы (группы, по отношению к которой ребенок чувствует себя принадлежащим к ней) сверстников, частая смена учебного заведения (потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой). Таким образом, наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения младших школьников должно стать тревожным сигналом для п е д а г о г о в, тем более если при этом ребенок демонстрирует такие поведенческие отклонения, как резкое снижение успеваемости, отсутствие интереса к окружающей жизни, изменение поведения в классе (агрессия, депрессии я, избегание общения), пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправное поведение, принятие роли потенциальной жертвы, употребление алкоголя, наркотических веществ. Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с учащимися группы риска суицидального поведения.
Первое важное н а п р а в л е н и е деятельности — установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
В т о р о е важное н а п р а в л е н и е профилактической работы педагогического персонала — создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей детям адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
Третье направление деятельности педагогического коллектива — предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникновения жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной психологической помощи, «телефон доверия». Важно, чтобы этой информацией владели и родители, а так же чтобы все знали, что обращение может быть анонимным.
Четвертое направление работы школы по профилактике детского суицидального поведения — просвещение родителей по вопросам детского развития, возрастной специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта. Пятое направление состоит в выявлении и предотвращении случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение. Трудность выявления и коррекции таких отношений заключается в неявном, скрытом характере таких хулиганских действий со стороны отдельных школьников. Тем не менее умение педагога работать с классом как с социально-психологической группой (изучение особенностей развития детского коллектива, детской субкультуры, целенаправленное формирование позитивных межличностных отношений, диалогическое взаимодействие) позволяет выявлять характер неформального общения в классе и вовремя осуществлять педагогическую коррекцию негативных тенденций. Вы предлагаете школьникам участвовать в занятии, но тему заранее не объявляете. Можно сказать так: «Сегодня мы проводим занятие, но тему я пока не объявлю, вы мне потом скажете ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показываете ее всему классу), где надо продолжить предложения и заполнить небольшую таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я подойду к каждому, и мы шепотом поговорим: ты шепотом задашь вопрос, а я шепотом на него отвечу». Данная инструкция необходима, чтобы снять установку ребенка на ожидаемый со стороны окружающих ответ, а так же чтобы вопросы и ответы окружающих не мешали выражать свои мысли, эмоции, переживания.
Бланк для ответов
Фамилия, имя______ .
Класс ______ , число ________ .
Жизнь — это… ______________________________________________________________.
Жизнь дается человеку, чтобы… ______________________________________________ .
Самое дорогое в жизни для меня:
1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
4. ________________________________
5. ________________________________
Я люблю свою жизнь, потому что:
1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
4. ________________________________
5. ________________________________
Хорошее в моей жизни Не очень хорошее в моей жизни Плохое в моей жизни
1 1 1
2 2 2
3 3 3
4 4 4
5 5 5
После того как ученики заполнят анкету, называется тема. Необходимо провести беседу, целью которой является создание позитивного группового настроя. Пусть учащиеся ответят на вопросы: «Что такое жизнь?», «Для чего человеку дается жизнь?», «Что хорошее в твоей жизни?», «Что самое дорогое в твоей жизни?», «Почему ты любишь свою жизнь?».
Про отрицательные моменты, которые ученики описывали, продолжая фразу «Не очень хорошее в моей жизни…», «Плохое в моей жизни…», беседовать нецелесообразно. Отрицательное содержание необходимо проанализировать при чтении анкет, а затем определить характер дальнейшей педагогической работы — групповой или индивидуальной, где можно будет дать ребенку возможность выразить свои проблемы с целью оказания ему индивидуальной педагогической помощи. Негативная информация может стать поводом для проведения групповой беседы, например: «Наш класс», «Я и мои друзья», «Что такое дружба?» и т.д. На родительских собраниях можно предложить такие темы, как «Семья глазами ребенка», «Как помочь ребенку преодолевать учебные трудности?», «Причины суицидального поведения детей» и т.д.
Для современного младшего школьника наиболее отрицательное влияние на психологическое здоровье оказывают школьные проблемы: конфликты с одноклассниками, ученические проблемы, а также жестокое обращение в семье.