Применение личностно-ориентированной технологии на уроках русского языка и литературы (Педагогическая мастерская)

Применение личностно-ориентированной технологии
на уроках русского языка и литературы
(Педагогическая мастерская)

Учитель русского языка и
литературы МКОУ "СОШ №9"
г. Аши Челябинской области
Гайсарова М.Г.


Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Почему отдано предпочтение именно этой технологии? Во-первых, в центр ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств. В-третьих, педагог осознаёт ценность развития личности ребёнка.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ученика. Главная идея – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Своеобразие идей личностно-ориентированных технологий определяется ориентацией на свойства личности и её формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребёнка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, исследовательская деятельность учащихся и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких занятиях детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Подготовка мастерской требует от учителя нестандартного подхода. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.
Использование технологии педагогических мастерских позволяет:
самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
формировать навыки самооценки, самоконтроля,
осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.
В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:
для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте.
для исследовательской работы
для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов
Мастерская – необычная форма проведения урока – получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.)
В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.
Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам; работая вместе с учениками, учитель не торопиться отвечать на вопросы, он подаёт необходимую информацию малыми дозами. Официальное оценивание работы учеников исключается, но социализация, представление работ всему классу даёт возможность самому ученику оценить её достоинства, изменить или исправить.
Покажем основные этапы работы педагогических мастерских.
Фаза индукции. Создаётся эмоциональный настрой и включается подсознание детей. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, мелодия, текст, рисунок, репродукция и т.п. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений. Формулировка учениками проблемы. Задание должно быть максимально приближено к потребностям учеников, опираться на имеющийся у них опыт.
Работа с материалом. Ученики анализируют материал, выдвигая различные идеи. Отметим, что в работе мастерских нет неудачных или плохих идей. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.
Социализация. Работы учеников вывешиваются и идёт свободное общение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Предупреждаем учеников, что отрицательные моменты не обсуждаются, в каждой работе находим интересное. Необходимо соблюдать принцип добровольности: если кто-то из учеников сегодня не хочет представлять свою работу, то он имеет на это право.
Рефлексия. Это очень важный момент, когда ученики учатся говорить о своих чувствах, возникающих в процессе работы. Здесь же они могут сообщить о том, чему они сегодня научились.
Обобщим принципы работы мастерской:
- равенство всех учащихся, включая педагога;
- ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
- отсутствие отметки (оценка есть, но только положительная);
- отсутствие соперничества, соревнования;
- чередование индивидуальной и групповой работы;
- важность не только результата творчества, но и самого процесса;
- разнообразие используемого материала;
Личностно-ориентированный способ обучения является инновационным, стимулирует познавательную активность учащихся и повышает эффективность познавательного процесса