Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу по картине.

Методика обучения детей дошкольного возраста
пересказу по картине.

Эйтенеер И.Г. учитель – логопед
МБ ДОУ «Детский сад № 207»

Дошкольное детство- период, когда особое внимание должно уделяться развитию связной речи у детей. Правильно организованный литературный пересказ и рассказ по картине оказывают неоценимое влияние на развитие речевых навыков дошкольников.
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Пересказ -  более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.  До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.  
Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и  сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность  детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или  предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
В  средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.  Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу  и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.
 В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Схема обучения пересказу:
Выбор текстов для пересказа
Подготовительная работа
Непосредственное обучение пересказу

I. Требования к тексту для пересказа:
Небольшой объём произведения
Разнообразие жанров (рассказ, описание, народная и авторская сказка)
Доступность содержания для детей данного возраста
Четкая композиция
Простота сюжета ( с одной сюжетной линией)
Доступный, простой, но богатый язык
Высокая художественность текста
Высокая нравственность содержания- произведение должно учить чему-то полезному, развивать положительные черты личности( доброту, отзывчивость)

Примерный перечень произведений для пересказа:
В.Сутеев «Три котёнка», « Кто сказал Мяу?», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Под грибом» и др.
В.Бианки «Купание медвежат», «Черная лисица», «Слепой бельчонок» и др.
Е Чарушин «Волчишка», «Медведь», «Курочка» идр.
М.Пришвин «Дятел», «Беличья память», отрывки из длинных рассказов
Н Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли» и др.
Рассказы или отрывки рассказов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, В Осеевой, Л.Воронковой,
В.Драгунского
Русские народные сказки и др.

II. Подготовительная работа:
Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (работа по соответствующей лексической теме, беседы)
Рассматривание картин , иллюстраций по изучаемой теме
Наблюдения в природе, окружающей жизни
Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию темы и рассказа
Лексико- грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа
Подготовка оборудования к занятию
Заучивание потешек, пословиц, чистоговорок, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа

Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приёмы
Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Цель- целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми (возможно чтение на занятии или заранее)
Второе чтение с установкой на запоминание
Беседа по содержанию. Цель- усвоение содержания. Вопросы тщательно планируются заранее (репродуктивные, поисковые, проблемные)
Приёмы работы над текстом произведения:
- рассматривание иллюстраций, картинок
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картин
- придумывание недостающей и дополнительной картинки к рассказу
- выделение из текста фраз к каждой картинке
- выделение ,выборочное чтение отдельных фрагментов, выразительных средств, сравнений, повторов, прямой речи героев
- лексико- грмматические упражнения по тексту:
*называние слов- действий, признаков предметов
*подбор новых признаков
*замена слов синонимами (скажи то же самое другим словом)
*подбор слов- антонимов («Скажи наоборот»)
* «Назови ласково», «Один- много», «Подбери родственные слова», «Сосчитай-ка», образование относительных и притяжательных прилагательных
*распространение предложений словами признаками, преобразование предложений
- обсуждение составленных предложений, обсуждение наиболее удачных вариантов
Третье чтение текста, деление текста на смысловые части и составление плана
Виды плана:
- Вербальный, словесный:
-ключевые фразы из текста
- опорные слова
- вопросительный план
-подсказка в виде первой фразы
- Зрительный, картинный план:
сюжетная картина
серии сюжетных картинок
подобранные предметные (опорные) картинки
символы и пиктограммы

Дети воспроизводят план с целью закрепления в памяти
Пересказ по плану с опорой (зрительной, словесной) или без опоры
Виды пересказа:
-коллективный (с обсуждением вариантов фраз)
-выборочный (пересказ отдельного фрагмента рассказа)
- по цепочке
- с элементами драматизации
- с изменением лица


Требования к организации занятий по пересказу:
1.Чёткая организация занятия, планирование хода занятия, вопросов, подготовка используемых пособий картинок , тщательная подготовительная работа и внимание к каждому ребёнку, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2. Произведение читается всей группе, беседа проводится со всей группой. Начинать пересказ лучше поручить тому, кто это хорошо делает.
3. количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов ( примерно 5- 7 детей)




Литература
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. –М.:Гном и Д, 2003.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.-М.: 2005.
Творческое рассказывание : обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л.М.Граб.-Волгоград:Учитель, 2011.