Подготовка учащихся к пересказу — одна из важных задач начального этапа обучения


Подготовка учащихся
к пересказу - одна из важных задач начального этапа обучения

На начальном этапе обучения широко используются вопросно-ответные формы работы, что вполне справедливо, так как диалогические упражнения приближают учащихся к естественной беседе, в которой не только развивается умение слушать и понимать, но и выражать свои собственные мысли. Однако наряду с диалогической речью с самого начала обучения необходимо постепенно развивать у учащихся монологическую речь, т.е. навык связного самостоятельного высказывания. Одним из упражнений, формирующим этот навык является пересказ.
Пересказ не механическое упражнение, поэтому дети должны ему обучаться сознательно. При правильной работе над пересказом проявляются индивидуальные склонности учащихся /инициатива, фантазия, самостоятельность, творчество/, вследствие чего пересказ одного и того же текста различен у разных учащихся
Во-вторых, в виду того что пересказ - сложный вид упражнения, ему на первых порах учащиеся должны обучаться в классе под руководством учителя.
В-третьих, пересказ – упражнение, требующее от учащихся определенных знаний и умений, поэтому обучать их высказыванию самостоятельных мыслей следует задолго до чтения фабульных текстов.
Пересказу должна предшествовать длительная подготовка – выполнение целого ряда упражнений, помогающих учащимся перейти от механического заучивания к самостоятельному высказыванию.
Существует целый ряд упражнений, направленных на развитие навыка связного высказывания собственных мыслей. Все они имеют свою специфику и применяются в различных
комбинациях друг с другом на различных этапах обучения. Однако их можно разделить на две группы:
Упражнения, помогающие усвоить определенное количество слов и выражений.
Упражнения, помогающие развить умение логического высказывания.
Среди первых большое место на начальном этапе обучения занимают упражнения на заучивание наизусть слов, выражений, речевых образцов, стихотворений и т.д. Это самый простой вид упражнений и в то же время абсолютно необходимый для усвоения учащимися определенного языкового материала.
Однако мы должны помнить, что цель этих упражнений – научить детей самостоятельно высказывать свои мысли. Поэтому в период устного вводного курса, знакомя учащихся с первыми речевыми образцами /He hasThis is a /, работу следует проводить так, чтобы ученик не просто механически усваивал определенное количество материала, но овладев им автоматически, умел сознательно использовать его /строить однотипные предложения/.
Большую помощь в этой работе окажут подстановочные упражнения, которые могут быть самыми различными, например:
1. Учитель называет предложение: Pete, take a pen и предлагает учащимся заменить в нем последнее слово названием того предмета, который изображен на картинке.
Сначала учитель требует несколько хоровых ответов, затем индивидуальных /каждый учащийся называет два-три предложения/.
2. Учитель называет то же предложение и предлагает учащимся заменить в нем последнее слово одним из известных им слов.

Этот вариант упражнения уже включает некоторый элемент творчества и самостоятельности со стороны учащихся.
3. Учитель называет предложение Kate, take a pencil, в котором учащиеся должны заменить любое слово.
В этом варианте упражнения проявляется еще большая инициатива со стороны учащихся. Звучат разнообразные команды: Kate, take a pen/
· Ada, open the book/ Ann, close the copy-book и т.д. Один и тот же речевой образец наполняется разным языковым содержанием.
Кроме подстановочных упражнений учитель может использовать упражнения на сокращение и распространение предложений, которые тоже помогают учащимся научиться самостоятельно строить правильные английские предложения.
Так, учитель называет предложение I see two green pencils in the red box и просит учащихся его сократить за счет исключения одного из слов. Учащиеся называют предложения, каждый раз сокращая предыдущее на одно слово. Все предложения повторяются хором.
Учитель называет короткое предложение This is a cat и просит учащихся распространить его путем добавления слов, являющихся определением. Также учитель может называть предложения и предлагать учащимся дать предложения в рифму.
Учитель – I have a stick.
Ученики – We see Nick.
Учитель – Ann has a kite.
Ученики – My cat is white.

Наряду с упражнениями перечисленными выше, используется серия упражнений, которые должны помочь учащимся развить умение связно высказывать свои мысли. Подробно остановимся на этих упражнениях.
Учитель вывешивает набор картинок. Учащиеся дают название каждой картинке одним предложением и из этих названий составляется рассказ, поскольку картинки расположены в определенной логической последовательности. Все предложения затем повторяются хором. После этого учитель снимает картинки и предлагает двум-трем учащимся повторить рассказ.
Затем картинки снова вывешиваются и учащимся предлагается сказать по два-три предложения о каждой из них. Потом задание усложняется: учащимся предлагается назвать те же предложения, но дополнить их описанием деталей, отсутствующих на картинках.
Учитель показывает детям сюжетную картинку и просит их назвать предложение, которое бы положило начало рассказу. Выбрав наиболее удачное из всех названных учащимися предложений, учитель просит придумать предложение, которое бы явилось продолжением первого и т.д.
Так, из отдельных предложений составляется рассказ. Составленный рассказ повторяется хором, а затем несколькими учащимися отдельно.
Учитель предлагает ребятам устный рассказ. Рассказывая, он выставляет картинки, которые являются ключевыми к его рассказу. Закончив рассказ, учитель просит пересказать его глядя на картинки. Этот вид упражнений может быть усложнен: учитель молча выставляет серию картинок и предлагает учащимся составить рассказ. Через две-три минуты один из учащихся рассказывает, а остальные слушают, дополняют, поправляют его.
Учитель рассказывает детям какую-нибудь историю. Закончив свой рассказ он просит учащихся придумать заголовок к нему. Каждый предлагает свой вариант и выбирается лучший.
Учитель рассказывает учащимся небольшую историю, построенную на знакомом учащимся языковом материале. Затем он просит учащихся одним предложением передать смысл рассказа.
Учитель называет предложение и просит составить рассказ, взяв данное предложение за основу. Лучшую оценку получает тот, у кого самый длинный и интересный рассказ.
Учащиеся много раз должны проделать в классе все перечисленные упражнения до того, как впервые получат задание самостоятельно пересказать прочитанный или прослушанный ими текст. Только в таком случае пересказ явится упражнением, развивающим навык связного самостоятельного высказывания.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15