Программа спецкурса «Подготовка будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания»


Программа спецкурса «Подготовка будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания»
Описание учебной дисциплины
Курс: подготовка специалистов
направление,
специальность, учебно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Количество кредитов, которые отвечают ECTS: 1.5

Модулей: 1
Содержательных модулей: 2
Общее количество часов: 40
Часов в неделю: 2
Шифр и название направления:
44.03.01 Педагогическое образование
Шифр и название специальности:
44.03.01 «Дошкольное образование».
Учебно – квалификационный уровень: бакалавр Спецкурс
Семестр – 8
Лекции (теоретическая подготовка): 26
Семинарские занятия: 6
Практические занятия: 2
Самостоятельная работа: 6
Вид контроля: зачет
II. Пояснительная записка
Нетрадиционные методы физического воспитания все больше интегрируются с повседневной жизнью и профессиональной деятельностью человека. Этот процесс обусловлен их чрезвычайной эффективностью в решении различных задач. При подготовке любого специалиста нужно учитывать специфику его будущей профессиональной деятельности. Основным требованием при этом должно стать не только изучение программных продуктов и методов работы с ними, но и подготовка к будущему применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности
Основой к изучению спецкурса «Подготовка будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания» При этом закладываются основные знания использования нетрадиционных методов физического воспитания старших дошкольников.
Изучение спецкурса «Подготовки будущих воспитателей к использованию нетрадиционных методов физического воспитания» начинается с определения уровня готовности студентов к использованию нетрадиционных методов физического воспитания, поможет преподавателю реализовать принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Спецкурс направлен на овладение наиболее весомыми фундаментальными знаниями, умениями и навыками будущими воспитателями использования нетрадиционных методов физического воспитания в своей профессиональной деятельности. Студенты продолжают использовать уже знакомые методы, однако их использование переходит в творческую плоскость.
Применение нетрадиционных методов физического воспитания позволяет воспитателю усовершенствовать содержание обучения. Глубокие знания нетрадиционных методов физического помогут студентам осознавать значительные возможности как для расширения и углубления теоретической базы знаний, так и для оказания практической значимости и применимости результатов обучения в условиях образования. Спецкурс ориентирован на интеграцию знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения базовых дисциплин физического воспитания, педагогики и методики обучения, и их профессиональную. Он призван продемонстрировать студентам суть изменений, которые происходят в профессиональной деятельности воспитателя.
Цель изучения спецкурса рассматривалась, прежде всего, как формирование готовности будущих воспитателей к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
‒ расширение, обобщение и уточнение знаний студентов о физическом воспитании дошкольников
‒ формирование потребности и мотивов в сфере физического воспитания старших дошкольников;
‒ обогащение эстетических впечатлений и формирование системы физических ценностей;
‒ формирование теоретической базы знаний об условиях, содержании, форме и методах работы относительно физического воспитания дошкольников;
‒ подготовка к практическому воплощению теоретических знаний использования нетрадиционных методов физического воспитания в условиях дошкольного учебного заведения с целью формирования физической активности детей;
‒ ознакомление с основой организационно методической работы дошкольных заведений;
‒ подготовка к самостоятельному приобретению естественных и методических знаний (работа со справочной и методической литературой, наблюдение, эксперименты и т.д.);
‒ формирование нетрадиционных идей относительно физического воспитания.
Организация учебного процесса. В процессе обработки курса проводятся лекции, практические занятия, семинары и выполняется самостоятельная работа.
Лекции занимают большую часть аудиторного времени, поскольку их цель – системное представление понятий, подходов, к использованию нетрадиционных методов физического воспитания в профессиональной деятельности воспитателя, акцентирование внимания студентов на проблемных аспектах и трудностях организации такого процесса воспитателями.
Практические занятия направлены на закрепление полученных знаний и их практическую апробацию с целью выработки стратегии подготовки учебно–методического обеспечения и методических приемов будущей профессиональной деятельности с нетрадиционных методов физического воспитания.
Самостоятельная работа включает изучение отдельных аспектов теоретического материала курса, подготовку рефератов по проблемам использования нетрадиционных методов физического воспитания в профессиональной деятельности воспитателя.
семинарские занятия
Общий объем учебной дисциплины составляет 1,5 кредиты и составляет 40 часа. Из них на аудиторные занятия отведено 32 часа, среди которых 26 составляют лекции, 2 часов – практические занятия, 6 – семинары, самостоятельная работа студентов – 6 часов. Построение спецкурса основывается на модульном подходе, в основу которого положена идея структурирования учебной дисциплины, обеспечивает целостность подготовки будущих педагогов. Для осуществления перехода от одного содержательного модуля к другому в ходе их реализации предполагается система текущего контроля, который происходит во время обучения каждого содержательного модулю. Форма итогового контроля – зачет.
III Структура спецкурса
№ Содержательный модуль Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия Семинары І Физическая культура как залог крепкого здоровья 14 10 2 2
ІІ Нетрадиционные методы физического воспитания 26 16 2 4 4
Всего: 40 26 2 6 6
34 IV. Ориентированное распределение спецкурса по темам и видам занятий
Содержательный модуль І. Физическая культура как залог крепкого здоровья
№ Тема Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия Семинары 1. Физическая культура как залог крепкого здоровья 6 2. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. 8 3. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
2
4. Структура занятия по физической культуре в старшей возрастной группе.
2 5 Составление планов-конспектов занятий по физической культуре.
2 Всего: 12 2 2 2
16 18
Содержательный модуль ІІ. Нетрадиционные методы физического воспитания
№ Тема Аудиторные занятия Самостоятельная работа робота
Лекции Практические занятия Семинары 1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. 6 2. Самодиагностика. 4
3. Нетрадиционные методы физического воспитания.
6 2 4. Составление плана-конспекта занятия с использованием нетрадиционных методов физического воспитания.
2 5. Заполнение таблицы «Проект самоусовершенствования» 2
Всего: 12 4 6
16 22
Содержательный модуль I. Физическая культура как залог крепкого здоровья.
Студент должен иметь представление о:
• Принципах физического воспитания;
• Методах физического воспитания;
• Основах обучения движениям;
• Основах обучения движениям.
Студент должен знать:
• сущность понятий физической культуры, физическое воспитание, физическое развитие, физических упражнений;
• место и роль физического воспитания в образовании;
• основные направления и тенденции развития физического воспитания;
• педагогические возможности физического воспитания;
• характеристики средств физического воспитания;
Студент должен уметь:
• осуществить отбор учебного материала, адекватного целям и задачам предмета;
• ориентироваться в современных условиях физического образования;
• осуществлять поиск и отбор нужной информации.
Содержательный модуль II. Нетрадиционные методы физического воспитания
Студент должен иметь представление о:
• пути повышения эффективности физического воспитания с помощью нетрадиционных методов;
• Особенности использования нетрадиционных методов физического воспитания в старшей возрастной группе ДУЗ.
Студент должен знать:
• особенности использования нетрадиционных методов физического воспитания в работе со старшими дошкольниками;
• классификацию нетрадиционных методов физического воспитания;
• Структуру занятия по физической культуре в старшей возрастной группе;
• принципы построения занятия с использованием нетрадиционных методов физического воспитания;
Студент должен уметь:
• применять полученные знания при подготовки к занятию;
• ориентироваться в современных существующих методах физического воспитания для дошкольников;
• решать распространенные образовательные задачи, которые стоят перед воспитателем;
• самостоятельно выбирать средства и методы для достижения цели занятия, планируется и решения его педагогических задач;
• осуществлять анализ проделанной работы и определять ее эффективность.
V. Тематика лекционных занятий
№ п/п Тема Количество часов
Содержательный модуль І. Физическая культура как залог крепкого здоровья.
1. Физическая культура как залог крепкого здоровья.
Здоровье и двигательная активность старшего дошкольника.
Гигиена физических упражнений.
Профилактика простудных заболеваний 6
2. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
Принципы физического воспитания.
Методы физического воспитания.
Основы обучения движениям.
Воспитание физических качеств 8
Содержательный модуль II. Нетрадиционные методы физического воспитания
4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Планирование самостоятельных занятий.
Основные формы и организация самостоятельных занятий.
Самоконтроль. 6
5. Нетрадиционные методы физического воспитания.
Классификация нетрадиционных методов физического воспитания.
Особенности использования нетрадиционных методов физического воспитания в старшей возрастной группе ДУЗ.
Приоритет использования нетрадиционных методов физического воспитания на занятиях.
6
Всего часов: 26
VII Самостоятельная работа студентов
Содержательный модуль I. Физическая культура как залог крепкого здоровья.
№ Тема, которая выносится на самостоятельную работу Количество часов Форма отчетности
Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
2 Творческая работа в виде произведений-размышлений, или самостоятельных художественных произведений (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, и др.).
Структура занятия по физической культуре в старшей возрастной группе 2 Доклад
Составление планов-конспектов занятий по физической культуре 2 Презентация своих работы на занятии
Содержательный модуль II. Нетрадиционные методы физического воспитания
Самодиагностика.
2 Проведение самодиагностики своих физических возможностей с помощью гарвардского стен-теста
Составление плана-конспекта занятия с использованием нетрадиционных методов физического воспитания.
4 Предоставление плпна-конспекта
Заполнение таблицы «Проект самоусовершенствования» 2 Заполнение таблицы
Всего часов: 14
VIII. Структура учебной деятельности студентов
по усвоению содержания дисциплины
Учебная деятельность
Количество часов Оценивания каждого учебного элемента (балл) Оценивание содержательного модуля (балл)
Содержательный модель І
Лекция 1: Здоровье и двигательная активность старшего дошкольника 2 4 43
Лекция 2: Гигиена физических упражнений 2 2
Лекция 3: Профилактика простудных заболеваний. 2 2 Лекция 4: Принципы физического воспитания 2 4 Лекция 5: Методы физического воспитания. 2 4 Лекция 6: Основы обучения движениям 2 2 Лекция 7: Воспитание физических качеств 2 3 Самостоятельная работа: Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
1 8 Самостоятельная работа:
Структура занятия по физической культуре в старшей возрастной группе.
1 6 Практическое занятие:
Составление планов-конспектов занятий по физической культуре 2 8 Всего за І содержательный модуль:
18 43

Содержательный модуль ІІ

Лекция 1: Планирование самостоятельных занятий. 2 3 57
Лекция 2: Основные формы и организация самостоятельных занятий 2 4 Лекция 3: Самоконтроль 2 5 Самостоятельная работа: Самодиагностика 4 8 Лекция 4: Классификация нетрадиционных методов физического воспитания 2 4 Лекция 5: Особенности использования нетрадиционных методов физического воспитания в старшей возрастной группе ДУЗ.
2 4 Лекция 6: Приоритет использования нетрадиционных методов физического воспитания на занятиях.
2 4 Самостоятельная работа: Составление плана-конспекта занятия с использованием нетрадиционных методов физического воспитания.
4 8 Самостоятельная работа:
Заполнение таблицы «Проект самоусовершенствования» 2 17 Всего за ІІ содержательный модуль: 22 57
Всего: 40 100