Статья: Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома.


Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется усилением социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений.
Основной контингент детских домов - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
У этих детей имеют место значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии.
Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства из них характерны следующие специфические обязанности:
неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;
низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
низкая социальная активность;
склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки им не выжить. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.
Неготовность этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых, не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.
Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитие ребенка.
Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.
«Не бывает плохих детей» - это основная идея всей работы педагога на данном этапе.
Нет наглых, вредных, агрессивных, непонятливых, неаккуратных. Нет растяп, бездельников, оболтусов, замарашек и нытиков. Это только ярлыки.Дети - все дети - нуждаются в том, чтобы их сильные качества поддерживали и развивали, а слабые - игнорировали или направляли в другую сторону.
Задача любого взрослого человека, который работает с детьми данной категории – найти в ребенке хорошее, опираясь на него, помочь воспитаннику увидеть возможности изменения его к лучшему. Не бойтесь перехвалить ребёнка,не бойтесь немного польстить ему.Да он будет упираться,будет утверждать противоположное вам.Но не упускайте момент,увидеть в нём что-то хорошее и лишний раз указать ему на это.
У детей группы риска, в большей степени нарушено равновесие между «хорошим» и «плохим». Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения, положительных черт характера и разрушении не одобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности.
Остановимся на основных методах работы с детьми группы риска в этом направлении
Обсуждение возможных последствий поведения предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших педагог применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне.
Для обеспечения успеха педагог должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий.
Одна из эффективных методов работы с детьми – активное слушания ребёнка взрослым.
Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на одном уровне);
Видя негативные переживания ребёнка, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие.
Держите паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах.
Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.
Использование бесед, разговоров по душам, индивидуальных бесед помогает добиться некоторых результатов:
• Исчезают постепенно или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;
• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;
• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Первоочередной задачей детских домов становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам, полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.
 Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу;
Подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
В целом главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу.