Обобщение опыта работы Развитие познавательной и творческой активности учащихся на занятиях внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край»


Развитие
познавательной
и творческой активности учащихсяна занятиях внеурочной деятельности «Юный турист: изучаю родной край»
Еременко Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 17
г. Новоалтайска Алтайского края»
Новоалтайск 2014
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний,
к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были
путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
(В. А. Сухомлинский)
Слайд 2.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Я ищу пути, стимулирующие познавательную и творческую деятельность учащихся. В связи с этим в этом учебном году для занятий внеурочной деятельностью я взяла курс « Юный турист: изучаю родной край». Программа курса разработана на основе авторской программы Д. В. Смирнова и адаптирована для 2-4 класса, она создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Содержание программы «Юный турист: изучаю родной край» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения.
Слайд 3.
Так, например, во втором классе большое внимание уделяется азам туристических навыков. Вся программа распределена на разделы:
Азбука туристско-бытовых навыков.
Я, моё тело и моё здоровье.
В гостях у путешественников — героев сказок.
Путешествие во времена года.
Путешествие в мир моей школы.
Загадки школьного двора.
Азбука путешественника.
Так на занятиях по азбуке туристско-бытовых навыков мы с ребятами учимся
правилам поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу), на экскурсии по зданию школы или в краеведческом музее.
Курс «Я, моё тело и моё здоровье» предполагает изучение правил соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов, на занятиях физкультурой.
Особое место занимают разделы «В гостях у путешественников — героев сказок» и «Путешествие во времена года». Я хочу остановиться на них особо.
Слайд 4.
Так, например, раздел « Путешествие во времена года» поможет нам поближе познакомиться с особенностями каждого времени года. А это, естественно, увлекательные экскурсии в мир родной природы. В сентябре мы с ребятами были в гостях у Осени, т.е. посетили дендрарий института садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко. Все были в восторге от осенних красок. Многое мы узнали во время этой увлекательной экскурсии. После этого ребята в своих тетрадях отразили свои впечатления от замечательного путешествия(Слайд 5) . А на уроках технологии дети с удовольствием творили с помощью того материала, который нам любезно разрешила собрать экскурсовод(Слайд 6,7).
Сейчас мы с учениками начали работу над разделом « В гостях у путешественников- героев сказок». После прочтения сказки « Иван-Царевич и Серый волк», мы обсудили, при помощи каких средств передвигался Иван в сказке. Итогом этого занятия стал разговор о сказочных средствах передвижения. Ребята изобразили их на рисунках, а потом рассказали в какой сказке о них говорится. Итогом же всей работы по этому разделу будет постановка мини-спектаклей по некоторым сказкам. Тем более что сценический опыт у детей уже есть с первого класса.( Слайд 8).
Слайд 9.
Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и
заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу.  Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.
Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основ
ной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положи-
тельные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся
употреблять их.
            Конечно, работа еще не завершена, но остановимся и посмотрим, какие про-
межуточные результаты она дает. В течении небольшого опыта работы мною пред-
принимается попытка отслеживания некоторых результатов внеурочной деятель
ности:
 — формируются организационные навыки, умение найти нужную информацию,
 — самостоятельность,
 — потребность в помощи товарищам или оказать ее другим,
 — подъем у детей, не проявляющих себя в урочной системе,
 — увеличение возможностей для творчества.