ПРОБЛЕМНО – ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, наука, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования.
Окружающий человека мир изменяется все быстрее и быстрее. То, что казалось вчера фантастикой, сегодня приходится осваивать в срочном порядке. Новые условия жизни выдвигают новые требования и открывают новые горизонты. Любая информация становится доступной. Главная особенность успешного человека в информационном обществе – умение этой информацией эффективно распоряжаться.
Информационное общество порождает не только невиданные ранее перспективы. В его недрах кроются серьезные угрозы и противоречия. Ответить на их вызовы непросто, для этого нужен человек новой формации. Человек ответственный, креативный, способный к самостоятельному обучению, мобильный. Поэтому роль и ответственность системы образования в информационном обществе возрастает многократно.
Ведущая тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях, интеграции в школьном образовании.
Интеграция необходима в современной системе образования. В современной школе учебные дисциплины противостоят друг другу, претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи. В связи с этим возникает ряд проблем:
Школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;
Обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
Узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека.
Под проблемно-интегративным подходом к обучению подразумевается особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельности учащихся на решение системы взаимосвязанных внутри и межпредметных проблем. Его реализация предполагает чёткую постановку цели, гибкое поэтапное управление и организацию познавательной деятельности на основе оперативной связи.
Межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие, способствующее повышению научного уровня обучения и формированию научного мировоззрения учащихся, влияющее на основные компоненты процесса обучения: на содержание учебного материала, на методы преподавания, используемые учителем и методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Межпредметные связи способствуют углубленному пониманию законов природы, раскрывают их применение в науке и различных отраслях производства, то есть имеют политехническое значение.
Опыт показал, что тесная связь с другими предметами позволяет более интересно строить уроки, рационально распределять время, повышать активность учащихся.
Интеграция образования призвана гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира, представление о целостной, «неразорванной» картине мира. Необходимо, чтобы учащиеся полноценно могли использовать знания всех предметов комплексно, не разделяя математические и физические законы и т.п.
В самих межпредметных связях уже заложен проблемно-интегративный подход. Например, при ответе на вопрос в курсе биологии, содержащего элементы физических или химических понятий, у учащихся возникает затруднение, хотя они знакомы с законами физики или химии. Перенос знакомых законов из физики и химии в биологию вызывают у них недоумение.
Использование межпредметных связей формирует у учащихся навык применения фундаментальных законов в разных областях знаний, что в свою очередь развивает у детей мобильность, самостоятельность и другие качества, необходимые в информационном обществе.
Начиная с 5-го класса (а, если это возможно, то и раньше) в курсе естествознания, необходимо делать акцент на единстве органического и неорганического мира: «В чем сходство живой и неживой природы?» «Что общего между растительным и животным организмом?» знакомясь с науками естественно-научного цикла, методами изучения, находить между ними взаимосвязи.
Особого внимания заслуживают вопросы о взаимосвязи строения и функции, которые не только заставляют логически размышлять, но и использовать знания из других областей знаний. Например:
Помимо проблемных вопросов учитель может успешно использовать количественные задачи межпредметного содержания, требующие для своего решения применения знаний по математике, физике, химии, географии. Например, на уроке в качестве домашнего задания учащимся предлагается задача: "Вычислите скорость крови в полых венах, зная их диаметр (около 2,5см), скорость крови в аорте (0,5 м/с) и диаметр аорты (около 2,5см)". Решая задачу, учащиеся устанавливают, что скорость крови в полых венах должна быть в 2 раза меньше, чем в аорте, то есть примерно 0,25 м/с, так как полых вен две - верхняя и нижняя, и, значит, суммарная площадь их сечения в 2 раза больше, чем площадь сечения аорты.
Решая подобные задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:
1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;
2) отбор и актуализация нужных знаний из других предметов;
3) их перенос в новую ситуацию;
4) синтез знаний;
5) получение результата, обобщение в выводах.
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как:
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы,
систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения,
решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.
© Т.А.Гурина, З.А.Дмитриева, 2014
15