Методические рекомендации: Использование межпредметных связей в работе над тематической группой слов






Методические рекомендации.


Использование межпредметных связей
в работе над тематической группой слов.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Старостиной Н.Н.








Хорошо владеет языком тот, кто знает большое количество слов и умеет свободно использовать их в речи. Известно, что «количество слов и их сочетаний находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка» (А.П. Чехов).
Богатые впечатления и представления, способствующие разностороннему речевому развитию человека, учащиеся получают на всех уроках. Поэтому использование знаний детей по различным предметам на занятиях по русскому языку, где оттачиваются, шлифуются речевые умения ученика, является непременным условием повышения качества обучения в школе.
Известно, что язык не состоит из множества ячеек, совершенно обособленных друг от друга. «История значений известного слова будет для нас только тогда понятной, - писал М.М. Покровский, - когда мы будем изучать это слово в связи с другими словами, ...принадлежащими к одному и тому же кругу представлений».
При усвоении материала по различным школьным дисциплинам в мышлении учащихся образуются ассоциативные связи как между понятиями, так и между словами, их обозначающими. Это и следует учитывать при установлении межпредметных связей в работе над тематическими группами слов.
В начальной школе среди упражнений по развитию мышления и речи учащихся большое место отводится работе над родовыми и видовыми понятиями. В средних же классах этим упражнениям часто не уделяется достаточного внимания. На соотношении рода и вида строится классификация понятий в связи с обобщением знаний по всем предметам. Продолжая начатую в младших классах работу, учитель русского языка привлекает в качестве дидактического материала понятия многих наук, что позволяет решать задачи на более высоком уровне. Возможно, например, такое задание:
Подберите к данным родовым понятиям видовые.
Многоугольники: треугольник, квадрат, ромб, трапеция...
Цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый...
Части света:...
Повествовательные жанры литературы:...
Этот вид упражнений не вызывает затруднений, если учитель на уроках родного языка постоянно и углубленно работает над классификацией языковых явлений и над обобщением теоретического материала, рассматривает, например, деление предложений на виды по разным основаниям: по цели высказывания; по наличию главных или второстепенных членов; по отношению к лицу... или выясняет разряды местоимений; группы союзов и т.п.
Установление связи между преподаванием разных предметов является естественным при изучении пластов лексики. Без опоры на терминологию, употребительную в различных областях знания, невозможно изучение, например, темы «Профессиональные лова». Приведем некоторые упражнения.
1. Выборочный диктант.
Запишите только термины (слова и словосочетания читаются попарно):
Часть яблока, часть речи; предложение пионеров, побудительное предложение; мяч, гол; книга, роман; земной шар, земной поклон.
2. Работа со словарем. Найдите 2-3 многозначных слова, которые в сочетании с другими словами могут употребляться как термины.
Образец выполнения: тяжелая артиллерия, земная ось, единственное число, простая дробь.
3. Конструирование словосочетаний. Составьте с данными словами словосочетания-термины: простое, лицо, член, воспаление, художественная, фигурное, корень, прямая, морской.
4. Творческая работа. Опишите спортивную игру ли праздник. Термины подчеркните.
Усвоение терминологии, как показал опыт, происходит более продуктивно, если учащиеся сознательно проникают в определенную область знаний, выделяя при этом конкретную тематическую группу слов.
Мы использовали межпредметные связи в работе над тематическими группами слов «Животные», «Труд», «Театр», «На выставке», «В библиотеке» и др. Остановимся на некоторых из них.
Работа над тематической группой «Труд» основывалась на тех знаниях, которые дети приобрели в школьных мастерских на уроках труда и во время кружковых занятий.
Трудовой процесс требует не только умений и навыков работы, но и знания инструментов, орудий труда. Поэтому, естественно, составление тематического словаря началось со знакомства с названиями инструментов. Объясняя их назначение и демонстрируя работу каждого, учитель труда, по нашей просьбе, записал следующие названия: долото, дрель, гаечный ключ, зубило, коловорот, лобзик, молоток, напильник, ножовка, отвертка, пила, пассатижи, плоскогубцы, резец, рубанок, сверло, стамеска, струбцина, тиски, фуганок, штангенциркуль. В дальнейшем названная группа постоянно пополнялась новыми совами, которые включались на уроках русского языка в те или иные упражнения, например:
1. Подберите родовые понятия к видовым или наоборот.
Долото, рубанок, коловорот, стамеска – (столярные инструменты). Слесарные инструменты: (зубило, гаечный ключ, дрель...).
2. Запишите одним словом.
1) Длинный столярный рубанок – (фуганок). 2) Плотничий инструмент для долбления – (долото). 3) Механизм для вращения сверла при сверлении малых отверстий – (дрель). 4) Ручное сверло - (коловорот).
3. По толковому словарю: 1) найдите общее значение для слов: болт, винт, гвоздь, штифт («стержень»); 2) определите оттенки значений слов: брусок, доска, планка, рейка; 3) выпишите значение следующих глаголов: полировать («натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь»); обжать («сдавить со всех сторон в несколько приемов»); шлифовать («обрабатывать поверхность металла, дерева трением для придания гладкости, определенной формы»).
4. Составьте словосочетания со следующими словами:
Отвертка, штангенциркуль, тиски, деталь, сечение, резьба, обтачивать, сверлить, паять.
Описание самого процесса изготовления детали требовало последовательного перечисления операций, поэтому во время подготовки к сочинению отрабатывалась глагольная лексика и средства выражения логической связи частей текста. Большое внимание при этом уделялось синонимам и близким по значению словам и выражениям, например: изготовлять, выполнять, делать, мастерить; далее, позднее, позже, потом, затем, после этого, вслед за тем, дальше, спустя некоторое время, в дальнейшем; сначала, в первую очередь, вначале, прежде всего, первым делом, на первых порах и др.
Особую роль в этой работе играли и слова качественной оценки, так как, участвуя в процессе труда, школьник испытывает радость, переживает неудачи, старается сделать вещь лучше, красивее. Это, естественно, отражается и в его словаре.
В помощь учащимся записывались слова, словосочетания и отдельные предложения: работая с увлечением (увлеченно); никак не получалось; сначала не ладилось; работа спорится; радостно смотреть на вещь, сделанную своими руками; трудно – значит интересно
Таким образом, в основу рабочих материалов были положены слова, обозначающие инструменты, различные трудовые операции, слова, заключающие в себе качественную оценку действий, указывающие на последовательность работы.