Урок «Бабушка гадала, надвое сказала» («Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я») для 5 класса.


ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого УРОКА-ОТКРЫТИЯ по русскому языку в 5 КЛАССЕ
«Бабушка гадала, надвое сказала» («Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»).
Цели:
Обучающая:
1)знать, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, в каких позициях эти же
буквы обозначают два звука;
2) научить определять, сколько звуков – один или два – обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я;
3) уметь выписывать из текста примеры на изученное правило;
4) уметь определять тему и основную мысль текста.
Развивающая:
1)способствовать развитию мышления логического (исследовательская работа, работа
с текстом) и образного (составление схемы, написание синквейна и сказки);
2) продолжить работу по развитию умения работать в группе, помогая друг другу.
Воспитательная:
1) способствовать воспитанию уважения к языку как основному средству общения;
2) способствовать воспитанию уважения к истории русского народа;
3) воспитывать у детей стремление к взаимоуважению и ответственности за работу своей
группы.
Дидактический материал:
- презентация к уроку
- карточки с заданиями для работы в группах
- схема «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (алгоритм выбора)
- лист рефлексии.
Методы:
Словесный:
словарная работа фронтальная
слово учителя о памятнике букве Ё в Ульяновске фронтальная
Исследовательский:
наблюдение над языковым материалом групповаясоставление алгоритма «Двойная роль букв Е,Ё,Ю, Я» фронтальная
Практический:
работа с текстом (поиск слов на изученное правило ) групповая
Творческий:
игра - синквейн групповая
написание лингвистической сказки (д/з) индивидуальнаяМетод рефлексии индивидуальная
Планируемый результат:
- сформировано умение различать, в каких позициях буквы Е,Ё,Ю, Я дают два звука, а в какой
позиции – один звук;
- написан синквейн (реализован творческий потенциал учащихся);
- сформировано умение применять знание в незнакомой ситуации (практический метод);
- расширены знания учащихся по истории русского народа;
- продолжено формирование умения работать в группе;
- реализованы цели воспитательного блока.
Ход урока:
I. Приветствие учителя:
- Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Так не будем тратить время зря
И давайте же приступим мы к работе.
Посмотрите, пожалуйста, на тему урока ««Бабушка гадала, надвое сказала» (слайд № 1)
- Учитель: Как вы думаете? О чём это?
- Учитель: Хорошо. Пусть это будет загадкой, а вы в конце урока, я надеюсь, сами сможете ответить на этот вопрос.
II. Объяснение нового материала.
Учитель: Итак, давайте обратимся к мудрости народной – к пословицам и поговоркам (слайд № 2).
- Учитель: Пишем в тетради число.
1. Словарно – орфографическая работа:
- Учитель: Вставьте пропущенные буквы и объясните.
Неучёный что сл…пой.
Пророк Наум и худой разум (на)ведёт (на) ум.
Повт…рять да учить – ум точить.
Кто люб…т жизнь, тот любит тру…
Сыт… брюхо к ученью глухо.
(Не) пройми копьём – пройми языком!
Умная г…л…ва сто голов кормит.
Науки юн…шей питают…
2.– Учитель: Запишите одно из понравившихся предложений в свою тетрадь.
- Учитель: Выслушайте, пожалуйста, сказку (читает ученик) (слайд № 3)
Задумались как-то звуки: «Слышать то нас слышат, но ведь совсем не видят. Невидимки мы какие-то! Кто же нам поможет?» Нашли звуки добрую и могущественную фею Транскрипцию. Подарила она каждому звуку волшебные огни-факелы в виде скобок. Перестали звуки быть невидимками.
- Учитель: А что такое ТРАНСКРИПЦИЯ?
- Ученики: Транскрипция – это запись слов в соответствии с их произношением.
- Учитель: Сколько букв и звуков в словах? (слайд № 4)
УЧЕНЬЮ (6 б., 6 зв.), ЯЗЫКОМ (6 б., 7 зв.), УМНАЯ (5 б., 6 зв.), ЮНОШЕЙ (6 б., 7 зв.),
ЁЛКА (4 б., 5 зв.)
- Учитель: Какие буквы дали 2 звука?
- Ученики: Е, Ё, Ю, Я.
- Учитель: В каких позициях они стоят?
- Ученики: В начале слова, после гласной, после мягкого знака (слайд № 5)
- Учитель: Выпишите из предложений слова, в которых эти буквы дают 1 звук.
- Ученики: неучЁный, слЕпой, навЕдЁт, повторЯть, лЮбит.
- Учитель: В какой позиции они стоят?
- Ученики: После согласной буквы. (слайд № 6)
- Учитель: Посмотрите внимательно на схему и сделайте вывод: «В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, а в каких 2 звука»?
- Ученики делают выводы. (слайд № 7)
III. Закрепление нового материала.
- Работа по вариантам по карточкам (см.приложение)
- Работа по учебнику.
- Учитель: Как видим, в русском языке есть необычные буквы. Это буквы Е, Ё, Ю, Я. Необычны они тем, что могут обозначать один звук и два звука. Этим не может похвастаться больше ни одна буква русского алфавита. Ребята, а вы знаете, что одной из этих необыкновенных букв был даже установлен памятник? Какой именно букве? В каком городе? Я вам подскажу: «Узнаешь сразу ты её -
с двумя глазами буква ...» ( слайд № 8)
Идея установить памятник букве Ё в Ульяновске возникла в 1997 году, когда ульяновские историки провели празднование 200-летия появления литеры «ё» в печати. В 2001 году город провёл конкурс на лучший проект памятника, с тем, чтобы установить его в честь 205-летия применения буквы. Победителем конкурса стал один из инициаторов установки памятника — ульяновский художник Александр Зинин. Памятник был открыт 4 сентября 2005 года на бульваре «Венец» около областной научной библиотеки.
IV. Подведение итогов урока.
- Учитель: Процесс познания можно сравнить с открытием, маленьким открытием. Сегодня мы можем сравнить себя с учёными, ведь мы прошли путь от незнания к знанию.
- Учитель: Составьте синквейн об удивительных буквах Е, Ё, Ю, Я. (На слайде № 9 синквейн учителя).
- Учитель: Итак, что вы можете сказать о теме нашего урока? О чём эта пословица?
- Ученики: Это метафоричное высказывание о буквах Е, Ё, Ю, Я.
V. Рефлексия.
- Учитель: Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?
Поставьте в ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ себе оценку.
VI. Домашнее задание.
- Учитель: Напишите лингвистическую сказку «Приключения хитрого звука Е (или Ё, или Ю,
или Я)».

- Учитель: Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!
Приложение
КАРТОЧКА С ЗАДАНИЯМИ
1 вариант
ЗАДАНИЕ №1. Проанализируйте представленный языковой материал. Для этого внимательно прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра.
[н’э разгрыз'ош ар'эха - н’э с'й'эш й'адра]
Вопросы:
1) Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук? Приведите примеры из предложения.
2)Сделайте вывод: в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
КАРТОЧКА С ЗАДАНИЯМИ
2 вариант
ЗАДАНИЕ №1. Проанализируйте представленный языковой материал. Для этого внимательно прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное.
Вопросы:
1) Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, в каких позициях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука? Приведите примеры из предложения.
2)Сделайте вывод: в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
ЗАДАНИЕ №2. Придумайте и запишите слова на изучаемое правило, распределяя их по столбцам таблицы.

Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают
1 звук и смягчают предыдущий согласный 2 звука
После гласной В начале слова После Ь и Ъ